Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
труда и социального развития
Республики Адыгея
от 1.10.2012 г. N 238
Государственный стандарт
социального обслуживания семьи и детей в Республике Адыгея
I. Область применения
Настоящий государственный стандарт устанавливает перечень, состав, объемы и формы предоставления социальных услуг семьям и детям.
II. Наименование государственной услуги
Наименование государственной услуги - социальное обслуживание семьи и детей в Республике Адыгея (далее - государственная услуга).
Социальное обслуживание семей с детьми, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, несовершеннолетними детьми осуществляется в государственных учреждениях:
- комплексные центры социального обслуживания населения, за исключением ГБУ РА "Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения";
- ГБУ РА "Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие";
- ГКУ РА "Майкопский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
III. Нормативные правовые акты, регулирующие процесс предоставления услуги
Нормативное правовое регулирование государственной услуги осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, N 4, ст. 445);
- Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 05.04.1999, N 14, ст. 1650; 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 13.01.2003, N 2, ст. 167; 07.07.2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 30.08.2004, N 35, ст. 3607; 09.05.2005, N 19, ст. 1752; 02.01.2006, N 1, ст. 10; 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 21; 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 29; 02.07.2007, N 27, ст. 3213; 12.11.2007, N 46, ст. 5554; 03.12.2007, N 49, ст. 6070; 21.07.2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 28.07.2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 05.01.2009, N 1, ст. 17; 04.10.2010, N 40, ст. 4969; 03.01.2011, N 1, ст. 6; 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4563; 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4591; 16.06.2008, N 24, ст. 2801; 03.11.2008, N 44, ст. 4984; 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223);
- Федеральным законом Российской Федерации от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3198; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607);
- Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6264; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609);
- Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4872; 2002, N 28, ст. 2791; 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616);
- Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2000, N 30, ст. 3121; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 52 (часть 1), ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 18 (1 ч.), ст. 2151; 2009, N 23, ст. 2773; 2009, N 51, ст. 6163);
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Российская газета", N 95, 05.05.2006, "Собрание законодательства Российской Федерации", 08.05.2006, N 19, ст. 2060, "Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006);
- Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; 2011, N 27, ст. 3880; 2011, N 29, ст. 4291; 2011, N 30 (ч. 1, ст. 4587));
- Распоряжением правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 729-р "Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме";
- Постановлением правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" ("Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2416);
- Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" (Бюллетень Минтруда Российской Федерации, N 12, 1998);
- Приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 декабря 1994 года N 249 "Об утверждении Примерного положения о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями";
- Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 535-ст "О принятии и введении в действие национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005" (М., Стандартинформ, 2006);
- Национальным стандартом Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 года N 327-ст "О принятии и введении в действие национального стандарта" (М., ИПК Издательство стандартов, 2004);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 года N 326-ст (М., ИПК Издательство стандартов, 2003);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 560-ст (М., Стандартинформ, 2008);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 561-ст (М., Стандартинформ, 2008);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52498-2005 "Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 535-ст (М., Стандартинформ, 2006);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 559-ст (М., Стандартинформ, 2008);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 534-ст (М., Стандартинформ, 2006);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 533-ст (М., Стандартинформ, 2006);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53059-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года N 436-ст (М., Стандартинформ, 2009);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 566-ст (М., Стандартинформ, 2008);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53063-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года N 440-ст (М., Стандартинформ, 2009);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53061-2008 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года N 438-ст (М., Стандартинформ, 2009);
- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года N 437-ст;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 года N 25 "Об утверждении СанПин 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул" ("Российская газета", N 124, 09.06.2010);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71 "Об утверждении СанПин 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 11, 15.03.2010);
- Законом Республики Адыгея от 28 сентября от 1994 года N 117-1 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" ("Ведомости ЗС (Хасэ) - Парламента РА", N 9, 1994; "Собрание законодательства Республики Адыгея", N 11, ноябрь 2005; N 2, февраль, 2008; N 4, апрель, 2009; "Советская Адыгея", N 112, 11.06.2011; N 112, 11.06.2011);
- Законом Республики Адыгея от 12 декабря 2005 года N 387 "О социальном обслуживании населения" ("Советская Адыгея", N 246, 20.12.2005; N 62, 06.04.2010);
- Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 февраля 2009 года N 18 "О Порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в Республике Адыгея";
- Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 апреля 2011 года N 65 "О Перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) бюджетными учреждениями Республики Адыгея и автономными учреждениями Республики Адыгея физическим и (или) юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея";
- Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 ноября 2011 года N 230 "О Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг";
- Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 ноября 2010 года N 207 "О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
- Положением о Министерстве труда и социального развития Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 ноября 2009 года N 218 "Вопросы Министерства труда и социального развития Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11, 12; 2010, N 1, 2, 4, 5, 9, 10, 11, 12; 2011, N 2, 5, 7, 8, 10, 11);
- требования к качеству оказания государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг по социальному обслуживанию семьи и детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в учреждениях социального обслуживания, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 11 марта 2012 года N 44;
- приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 15 апреля 2010 года N 97 "Об утверждении Стандарта комфортности при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, его территориальными органами и при предоставлении государственных услуг учреждениями, подведомственными Министерству труда и социального развития Республики Адыгея" (Советская Адыгея, N 93, 06.05.2010).
IV. Содержание услуги
4.1. Основные виды социальных услуг
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - граждане).
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляются гражданам социальной службы.
4.2. Социальные услуги детям
4.2.1. Социально-бытовые услуги
Социально-бытовые услуги детям предоставляются в следующих объемах и формах:
а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
в) обеспечение временного проживания детей-инвалидов и часто болеющих детей в специализированных учреждениях для детей-инвалидов с предоставлением бесплатного питания.
г) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
5) привлечение детей к деятельности разнообразных видов в учреждении и за его пределами;
6) решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
- организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
- формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
з) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
и) социальный патронаж.
4.2.2. Социально-медицинские услуги
Социально-медицинские услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:
а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея;
б) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них;
в) участие в выявлении детей, страдающих ранней алкоголизацией и наркоманией, и оказание им помощи;
г) содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитываемым дома: содействие в направлении детей (при необходимости) в лечебные учреждения, в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы и получении технических средств ухода и реабилитации;
д) содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение.
4.2.3. Социально-психологические услуги
Социально-психологические услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:
а) проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;
б) распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
в) психолого-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;
г) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
д) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
е) психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
ж) психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
з) психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
и) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем;
к) экстренная психологическая помощь детям по телефону;
л) психологическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
м) социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания им необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
н) социально-психологические услуги детям, оказавшимся в экстремальных условиях: оказание психологической помощи детям в преодолении негативных последствий психологической травмы для повышения их социально-психологического самочувствия, устранения тревоги и страха за будущее.
4.2.4. Социально-педагогические услуги
Социально-педагогические услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:
а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
б) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
в) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
г) коррекция педагогической запущенности детей;
д) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
ж) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
з) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
к) социально-педагогический патронаж;
л) оказание педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью, педагогической запущенностью.
4.2.5. Социально-экономические услуги
Социально-экономические услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:
а) содействие в оказании материальной помощи;
б) содействие в решении вопросов трудоустройства детей;
в) содействие в организации летнего отдыха и оздоровления.
4.2.6. Социально-правовые услуги
Социально-правовые услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:
а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
б) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;
д) обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
е) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
ж) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
з) оказание правовой помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;
и) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;
л) участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;
м) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
н) оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
о) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
п) оказание правовой помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений в получении документов, оформлении документов для трудоустройства.
4.3. Социальные услуги семье
4.3.1. Социально-бытовые услуги
4.3.1.1. Социально-бытовые услуги семьям предоставляют в следующих объемах и формах:
- содействие в получении семьями предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-бытовых услуг;
- содействие в получении направления их детей в специализированные учреждения социального обслуживания;
- содействие помещению ребенка (при необходимости) в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации;
- содействие родителям в возвращении несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
- социальный патронаж;
- содействие в организации обучения детей в школе;
- содействие в улучшении жилищных и бытовых условий.
4.3.1.2. Социально-бытовые услуги семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома:
- содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;
- сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей в учреждения социального обслуживания и здравоохранения на лечение, участия в культурных мероприятиях.
4.3.2. Социально-медицинские услуги
4.3.2.1. Социально-медицинские услуги семьям предоставляют в следующих объемах и формах:
- содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея;
- санитарно-просветительская работа с семьями;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);
- социальный патронаж семей, в которых проживают дети-инвалиды;
- содействие в оформлении документов для освидетельствования детей учреждениями медико-социальной экспертизы;
- содействие в направлении детей в социальные, лечебные и оздоровительные учреждения.
4.3.3. Социально-психологические услуги
4.3.3.1. Социально-психологические услуги семьям предоставляют в следующих объемах и формах:
- распространение среди населения психологических знаний;
- организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим проблемам;
- экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону);
- психологическая диагностика и обследование личности (детей и родителей);
- психопрофилактическая работа;
- привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- психологическое консультирование по вопросам:
а) отношений между родителями и детьми, формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;
б) предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
в) социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
- психокоррекционная помощь в преодолении переживаемой кризисной ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику членов семьи (в первую очередь - детей), направленная:
а) на исправление неадекватных форм поведения родителей;
б) на проведение психологической коррекции нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии;
в) на создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми;
г) на преодоление неадекватных форм поведения лиц, страдающих психическими заболеваниями;
д) на социальную адаптацию семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта;
е) на восстановление социального статуса, нарушенных связей с семьей и социальную реабилитацию лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
- психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей, нарушений супружеских отношений;
- психологические тренинги по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных потерей близких, болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями, формированию личностных предпосылок для адаптации членов семьи к создавшимся условиям, по обработке новых форм и способов поведения членов семьи и психологической поддержке;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- социально-психологический патронаж.
4.3.3.2. Социально-психологические услуги семьям, где есть дети с ограниченными умственными или физическими возможностями:
- психологические консультации по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностям индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, методике семейного воспитания.
4.3.3.3. Социально-психологические услуги молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями:
- психологические консультации по вопросам формирования семейных и супружеских отношений, включая сексуальные;
- психологическая помощь по созданию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;
- психологическая коррекция нарушений супружеских отношений.
4.3.4. Социально-педагогические услуги
4.3.4.1. Социально-педагогические услуги семьям предоставляют в следующих объемах и формах:
- организация выступлений работников социальной службы в средствах массовой информации по актуальным социально-педагогическим проблемам;
- распространение и популяризация среди населения педагогических знаний;
- создание обществ, клубов взаимопомощи жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания;
- организация досуга (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи, игры, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия);
- социально-педагогическое консультирование по вопросам:
а) отношений родителей с детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, методике семейного воспитания;
б) налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;
в) преодоления семейных конфликтов;
г) ранней профориентации детей и их трудоустройства;
д) социально-педагогический патронаж.
4.3.5. Социально-экономические услуги
4.3.5.1. Социально-экономические услуги семьям предоставляют в следующих объемах и формах:
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие в оказании материальной помощи;
- помощь в организации летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей.
4.3.5.2. Социально-экономические услуги малообеспеченным семьям:
- привлечение средств для оказания помощи этим семьям;
- обеспечение бесплатными продуктовыми наборами или предметами первой необходимости в пределах компетенции деятельности учреждения.
4.3.6. Социально-правовые услуги
Социально-правовые услуги семьям предоставляют в следующих объемах и формах:
- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление мер социальной поддержки, положенных им по законодательству Российской Федерации, а также документов для трудоустройства;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан;
- оказание правовой помощи;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
- консультирование по социально-правовым вопросам (семейно-брачное, гражданское, жилищное, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов);
- помощь в оформлении документов (удостоверяющих личность гражданина; для направления детей (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание; на лишение родителей родительских прав; представлений на родителей в комиссии по делам несовершеннолетних и других);
- социально-правовые услуги семьям, где допускают жестокое обращение с детьми:
- содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение;
- проведение юридических консультаций.
V. Описание категории граждан, для которой возможно
оказание данного вида услуг
Государственная услуга может предоставляться постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В качестве заявителей могут быть родители, опекуны, попечители, другие законные представители, уполномоченные представители лиц клиентов государственных услуг.
Категориями граждан, для которых возможно оказание государственных социальных услуг, являются семьи и дети, проживающие на территории Республики Адыгея:
дети:
- дети - сироты, безнадзорные, беспризорные;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети, подвергшиеся физическому или психическому насилию по месту жительства и учебы;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети, проживающие с родителями, временно не способными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительским обязанностями;
- самостоятельно проживающие выпускники детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, подвергнувшиеся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети, проживающие в малоимущих семьях и семьях, находящиеся в социально - опасном положении;
семьи:
- малообеспеченные семьи;
- семьи, имеющие на попечении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполные семьи;
- семьи, имеющие в своем составе детей с ограниченными умственными и физическом возможностями;
- семьи, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
- многодетные семьи;
- семьи, имеющие в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
- семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;
- семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы.
VI. Учреждения, которые могут предоставлять государственную услугу
Государственную услугу семьям и детям предоставляются комплексными центрами социального обслуживания населения, за исключением ГБУ РА "Красногвардейский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - центры), ГБУ РА "Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие" (далее ГБУ РА Центр "Доверие") и ГКУ РА "Майкопский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - ГКУ РА "Майкопский центр").
VII. Качество услуги
Качество социально-бытовых, и также социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг определяется в соответствии с ГОСТ Р 52142-2003, требованиями к качеству оказания государственными учреждениями Республики Адыгея государственных услуг по социальному обслуживанию семьи и детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в учреждениях социального обслуживания, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 11 марта 2012 года N 44.
VIII. Алгоритм предоставления услуги
Государственная услуга по социальному обслуживанию семей и детей осуществляется центрами, ГБУ РА Центр "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр".
Центры выполняют следующие действия:
а) проводят обследование и составляют акт материально-бытовых условий;
б) ставят на учет, ведет базу данных о детях и семьях, находящихся в социально-опасном положении;
в) составляют индивидуальную программу реабилитации;
г) оказывают социальные услуги в рамках выполнения индивидуальной программы реабилитации.
Сроки социального обслуживания семей и детей определяются с учетом индивидуальной программы реабилитации.
Предоставление государственной услуги центрами, ГБУ РА Центром "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр" включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием, проверка и регистрация документов на предоставление государственной услуги и формирование личного дела учреждением;
б) разработка индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) для семей и детей;
в) оказание социальных услуг в рамках выполнения ИПР;
г) прекращение предоставления государственной услуги.
Оснований для приостановления предоставления государственной услуги нет.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
а) заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации, злокачественные новообразования в активной фазе, кахексии любого происхождения, карантинные и острые инфекционные заболевания, тяжелые заболевания, требующие лечения в учреждениях здравоохранения,
б) несоответствие заявителя условиям, указанным в разделе V настоящего Государственного стандарта социального обслуживания семьи и детей в Республике Адыгея.
Основаниями для прекращения предоставления государственной услуги являются:
а) истечение срока предоставления государственной услуги;
б) отказ родителя или иного законного представителя от продолжения социального обслуживания (личное заявление родителя или иного законного представителя);
в) выявление в ходе предоставления государственной услуги медицинских противопоказаний к социальному стационарному обслуживанию (при наличии медицинского заключения лечебно-профилактического учреждения);
г) нарушение правил общественного поведения;
д) смерть несовершеннолетнего.
Прием, проверка и регистрация документов на предоставление
государственной услуги и формирование личного дела
Основанием для начала административного действия является личное обращение заявителя (его законного представителя) в центры, ГБУ РА Центр "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр".
Прием, проверку и регистрацию документов осуществляет специалист центра, ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр", ответственный за прием документов и подготовку проекта решения.
Специалист, ответственный за прием документов и подготовку проекта решения:
1) устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, иные выдаваемые в установленном федеральным законодательством порядке документы, удостоверяющие личность гражданина, документ, удостоверяющий полномочия законного представителя, уполномоченного представителя;
2) проверяет правильность оформления заявления. При отсутствии у заявителя заполненного заявления или неправильном его заполнении заполняет его самостоятельно с последующим представлением на подпись заявителю или помогает заявителю самостоятельно заполнить заявление.
Если в заявлении не полностью записаны фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, то специалист указывает на это заявителю и предлагает ему дописать недостающее, оказывает помощь в написании заявления;
3) сличает представленные экземпляры копий документов с оригиналами, снимает недостающие копии с представленных документов. Если представленные копии документов нотариально не заверены, сличает копии документов с их подлинными экземплярами, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам (ставит штамп "копия верна"), заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов;
4) в случаях несоответствия одного или нескольких требуемых документов для предоставления государственной услуги отказывает заявителю в приеме документов и возвращает их ему;
6) в случае представления заявителем полного комплекта документов формирует личное дело получателя государственной услуги;
7) регистрирует обращение в журнале регистрации обращений граждан для предоставления государственной услуги.
Принятие решения о предоставлении либо об отказе
в предоставлении государственной услуги
Специалист ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр", ответственный за прием документов и подготовку проекта решения, на основании документов личного дела:
1) определяет право заявителя на получение государственной услуги;
2) при установлении права заявителя на предоставление государственной услуги оформляет проект приказа о зачислении в ГБУ РА Центр "Доверие";
3) при установлении отсутствия права заявителя на предоставление государственной услуги специалист, ответственный за прием и подготовку решения, готовит проект уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги и передает его директору ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр" для подписания. Уведомление готовится в двух экземплярах, по одному для заявителя и ГБУ РА Центра "Доверие", ГКУ РА "Майкопский центр".
Директор ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр" подписывает приказ о зачислении в ГБУ РА Центр "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр" или уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги и возвращает документы специалисту, ответственному за прием документов и подготовку проекта решения.
Специалист, ответственный за прием документов и подготовку решения:
а) контролирует прибытие получателя государственной услуги в учреждение;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) направляет уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги заявителю по почте, либо вручает непосредственно заявителю в течение одного рабочего дня с момента принятия решения. Уведомление направляется заявителю по месту жительства (месту пребывания) или по адресу, указанному заявителем в заявлении.
Административное действие завершается подписанием приказа о предоставлении государственной услуги заявителю или направлением заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги.
Разработка ИПР
Административная процедура начинается с разработки ИПР после прибытия получателя государственной услуги в ГБУ РА Центр "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр".
Медико-психолого-педагогическая Комиссия ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр" (далее - Комиссия) в течение трех рабочих дней со дня приема получателя государственной услуги составляет ИПР. В состав Комиссии входят специалисты ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр", осуществляющие мероприятия по реабилитации семьи и детей: психолог, медицинский работник, воспитатель, социальный педагог, специалист по социальной работе, логопед, директор и др.
Индивидуальная программа реабилитации утверждается директором ГБУ РА Центра "Доверие", ГКУ РА "Майкопский центр" и подшивается в личное дело получателя государственной услуги.
Оказание социальных услуг в рамках выполнения ИПР
Организация предоставления государственной услуги осуществляется на основании ИПР.
Срок пребывания в ГБУ РА Центра "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр" устанавливается Комиссией на период, необходимый для проведения реабилитационных мероприятий в соответствии с разработанной ИПР.
IX. Документальное сопровождение услуги
Для получения государственной услуги заявитель (его законный представитель) предоставляет следующие документы:
заявление родителя или иного законного представителя;
копия паспорта родителя или иного законного представителя либо документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя;
копия справки об инвалидности, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ), - при наличии инвалидности;
индивидуальная программа реабилитации (ИПР), разработанная учреждением медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов, при ее наличии);
справка о наличии показаний и об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания ребенка в учреждении, выданная медицинским учреждением по месту жительства.
Копии документов заверяются уполномоченным специалистом учреждений (в зависимости от места подачи документов).
Требования, предъявляемые к документам:
1) заявление может быть заполнено от руки или машинописным способом;
2) тексты документов написаны разборчиво;
3) фамилия, имя и отчество гражданина, адрес его места жительства, телефон (если есть) указаны полностью;
4) в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
5) документы не должны быть исполнены карандашом;
6) документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых допускает многозначность истолкования содержания;
7) сведения в представленных документах не должны противоречить сведениям в документах, удостоверяющих личность заявителя.
В случае, если государственная услуга будет предоставляться непосредственно в образовательном учреждении, в учреждение предоставляется список детей, заверенный руководителем образовательного учреждения с приложением необходимых документов.
Учреждение не вправе требовать от заявителя:
1) предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
2) предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Адыгея, муниципальными правовыми актами.
Документация, оказывающая существенное влияние на качество предоставляемых социальных услуг и в соответствии с которой функционируют центры и ГБУ РА Центр "Доверие" и ГКУ РА "Майкопский центр", определена Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 1 октября 2012 г. N 238 "Об утверждении Государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.