Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
труда и социального
развития Республики Адыгея
от 3 октября 2012 г. N 247
Государственный стандарт
социального обслуживания "Социальное обслуживание на дому
(включая социально-медицинское обслуживание), полустационарное
социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание"
15 апреля, 3 августа 2013 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт определяет требования к объемам, качеству, порядку и условиям предоставления социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Адыгея, полустационарное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание.
1.2. Социальные услуги предоставляются клиенту, проживающему на территории Республики Адыгея.
1.3. При принятии решения о предоставлении клиенту конкретных социальных услуг учитываются: специфика трудной жизненной ситуации, в которой он находится, его потребности и возможности в самообслуживании, содержание индивидуальной программы реабилитации, личный выбор клиентом тех или иных форм получения услуг и другие объективные факторы.
II. Наименование государственной услуги
Наименование государственной услуги "Социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание), полустационарное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание" (далее - государственная услуга).
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 15 апреля 2013 г. N 77 раздел III настоящего приложения изложен в новой редакции
III. Нормативные правовые акты, регламентирующие процесс
предоставления государственной услуги "Социальное обслуживание
на дому (включая социально-медицинское обслуживание),
полустационарное социальное обслуживание, срочное социальное
обслуживание"
1. Федеральный закон от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"; (Собрание законодательства РФ,1995, N 3);
2. Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; (Собрание законодательства РФ, 1995, N 32);
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; (Собрание законодательства РФ, 1995, N 50);
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 года N 326-ст;
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", утвержденный постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 года N 327-ст;
6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 560-ст;
7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 561-ст;
8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 562-ст;
9. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 533-ст;
10. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года N 437-ст;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 11, 15.03.2010);
12. Постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника руководителей, специалистов и других служащих учреждений" (Бюллетень Минтруда Российской Федерации, N 12, 1998);
13. Закон Республики Адыгея от 12 декабря 2005 года N 387 "О социальном обслуживании населения" ("Советская Адыгея", N 246, 20.12.2005; N 62, 06.04.2010);
14. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 июля 2005 года N 120 "О Республиканском перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания" (Собрание законодательства Республики Адыгея, N 7, июль 2005);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с внесенными изменениями
17. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 года N 111 "О порядке предоставления социального (социально-медицинского) обслуживания на дому, срочного социального обслуживания и полустационарного социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Адыгея" ("Советская Адыгея", N 150-151, 29.07.2006);
18. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 года N 112 "О порядке и условиях предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Адыгея" ("Собрание законодательства Республики Адыгея", N 7, июль, 2006; N 8, август, 2009; N 6, июнь, 2010);
19. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 февраля 2009 года N 18 "О порядке установления стандартов социального обслуживания населения в Республике Адыгея".
20. Положение о Министерстве труда и социального развития Республики Адыгея, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 ноября 2009 года N 218 "Вопросы Министерства труда и социального развития Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 11, 12; 2010, N 1, 2, 4, 5, 10, 11).
21. Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 17 октября 2011 года N 255 "Об утверждении требований к качеству оказания государственной услуги по социальному обслуживанию населения в центрах социального обслуживания".
22. Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 15 апреля 2010 года N 97 "Об утверждении Стандарта комфортности при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, его территориальными органами и при предоставлении государственных услуг учреждениями, подведомственными Министерству труда и социального развития Республики Адыгея" (Советская Адыгея, N 93, 06.05. 2010 г.).
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 3 августа 2013 г. N 160 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Содержание услуги
Качество социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг применяется к объему предоставления основных видов социальных услуг.
4.1. Социально-бытовые услуги
4.1.1. Социальное обслуживание на дому.
4.1.1.1 Покупка и доставка на дом продуктов питания (2 раза в неделю весом до 7 кг. за посещение), горячих обедов за счет средств клиента.
Такие услуги, как покупка и доставка на дом продуктов питания, горячего питания должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов продуктами питания и пищи.
Разрешается приобретение продуктов питания на рынке в случае, если путь к рынку от места проживания клиента занимает не более 15 минут.
4.1.1.2. Содействие в приготовление пищи: подготовка продуктов питания к приготовлению (2 раза в неделю), помощь в приготовлении горячего блюда (2 раза в неделю), разогрев готовых блюд (3 раза в неделю), мытье посуды(2 раза в неделю), кормление ослабленных больных (5 раз в неделю).
Оказание помощи в приготовлении пищи из продуктов, приобретенных за счет клиента.
4.1.1.3. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости за счет средств клиента (2 раза в неделю весом до 7 кг за посещение).
Такие услуги, как покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов и создание им нормальных условий жизни.
4.1.1.4. Доставка воды (3 раза в неделю до 30 л.), проживающим в жилых помещениях без центрального водоснабжения.
Услуга предусматривает доставку воды из близлежащего источника.
4.1.1.5. Содействие в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (2 раза в год). Топка печи (3 раза в неделю октябрь- апрель).
Услуга предусматривает доставку топлива из мест хранения, протопку печей, котлов, а также содействие в обеспечении топливом за счет средств клиента.
4.1.1.6. Сдача вещей (2 раза в неделю общим весом сухого белья до 7 кг за посещение) в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
Услугой предусматривается сдача вещей клиента в стирку, в ремонт, химчистку.
4.1.1.7. Содействие в организации ремонта и уборок жилых помещений, вынос мусора.
Услуга предусматривает оказание помощи в уборке жилого помещения, включая вынос бытового мусора (2 раза в неделю), и влажную уборку жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилых помещений (удаление пыли с пола. Мебели, подоконных досок), туалетной и ванной комнат, кухни, коридора (3 раза в неделю), и содействие в организации ремонта жилого помещения.
4.1.1.8. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств клиента (заполнение квитанций, внесение платы) (1 раз в месяц).
Клиентам, проживающим в семье, данная услуга (за исключением оплаты социального обслуживания) предоставляется только при наличии разделенных финансово-лицевых счетов.
4.1.1.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания (1 раз в месяц).
Услуга включает в себя разъяснение клиенту порядка и условий предоставления конкретных услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими; подачу заявки от имени клиента на предоставление услуги по телефону или в письменном виде через почтовый ящик; внесение платы, в том числе предоплаты, за оказываемые услуги. Оплата услуг предприятий производится за счет средств клиента.
4.1.1.10. Сопровождение вне дома, в том числе в социально значимые учреждения (организации), к врачу (1 раз в месяц).
Услуга предоставляется клиенту для реализации личных потребностей, в том числе при посещении социально значимых учреждений, относящихся к системе здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры. Дополнительные расходы на сопровождающее лицо оплачивает клиент (оплата совместного проезда, приобретение билетов, бахил и др.).
4.1.1.11. Оказание помощи в написании и прочтении писем, чтении газет, журналов (2 раза в месяц).
Написание под диктовку клиента различных письменных обращений и их отправка адресатам через почтовые ящики, чтение вслух полученной корреспонденции. Чтение вслух печатных средств массовой информации, выписываемых или получаемых клиентом: газеты, журналы.
4.1.1.12. Уборка от снега, листьев дорожек к индивидуальному домовладению, туалету, бане (1 раз в неделю октябрь-апрель).
Услуга предусматривает оказание помощи в уборке от снега, листьев дорожек к индивидуальному домовладению, туалету, бане и создание нормального доступа к указанным объектам.
4.1.1.13. Помощь в уходе за детьми, нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи (2 раза в неделю).
Услугой предусмотрено в значительной мере освободить от этой обязанности остальных членов семьи и позволить им заниматься другими делами дома и на работе.
4.1.1.14. Содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания (разово при обращении).
Услугой предусматривается информирование клиента о порядке направления в учреждения социального обслуживания и оказание помощи в оформлении документов и представлении их в соответствующую организацию.
4.1.1.15. Содействие в получении предусмотренных законодательство Российской Федерации, Республики Адыгея мер социальной поддержки (2 раза в год).
Услуга включает в себя разъяснение клиенту порядка и условий предоставления мер социальной поддержки, подачу заявки от имени клиента на предоставление мер социальной поддержки по телефону или в письменном виде через почтовый ящик.
4.1.1.16. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий (4 раза в год).
Услуга включает в себя посещение театров, музеев, храмов, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия.
4.1.1.17. Содействие в предоставлении транспорта при необходимости доставка клиентов в стационарные учреждения для лечения, если по состоянию здоровья им противопоказано пользование общественным транспортом (1 раз в год).
Услуга включает в себя своевременное предоставление транспорта и сопровождение клиента в стационарные учреждения для лечения, если по состоянию здоровья им противопоказано пользование общественным транспортом.
4.1.1.18. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
Организация проведения мероприятий необходимых для организации похорон выполняются при отсутствии у умершего родственников или нежелании их заняться погребением.
4.2. Социально-медицинские услуги
4.2.1. Социальное обслуживание на дому.
4.2.1.1. Оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Адыгея социально-медицинских услуг (1 раз в месяц).
Услуга включает в себя обеспечение своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов.
4.2.1.2. Содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (1 раз в месяц).
Услуга включает в себя обеспечение полное, высококачественное и своевременное выполнение медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
4.2.1.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе санитарно-гигиенические услуги.
Услуга включает в себя кормление ослабленных больных, оказание санитарно-гигиенических услуг, в том числе помывка в ванной под душем (1 раз в неделю), смена постельного и нательного белья (1 раз в неделю), несложная обработка ногтей без патологии на руках и ногах (1 раз в месяц), причесывание (3 раза в неделю), обтирание и обмывание клиента (1 раз в неделю), смена памперсов и вынос судна (2 раза в неделю).
4.2.1.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы (запись на прием к врачу, оформление посыльного листа, направление документов в бюро медико-социальной экспертизы, сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы для проведения медико-социальной экспертизы) (далее - МСЭ) 1 раз в год.
Услуга включает в себя запись клиента к врачам для прохождения медицинской комиссии для освидетельствования (переосвидетельствования) в бюро МСЭ; оформление посыльного листа; помощь в подаче оформленных документов в бюро МСЭ; сопровождение клиента в бюро МСЭ для посещения им соответствующих специалистов, сбор документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных гражданина с использованием классификаций и критериев, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
4.2.1.5. Содействие в получении зубопротезной, протезно-ортопедической и слухопротезной помощи, технических средств ухода и реабилитации (1 раз в год по каждому виду помощи).
Услугой предусматривается помощь в оформлении и подаче заявлений и справок в бюро МСЭ для оформления индивидуальной программы реабилитации на обеспечение техническими средствами реабилитации и предметами ухода; подаче документов в региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение техническими средствами реабилитации и предметами ухода; обеспечение техническими средствами реабилитации через пункты проката средств реабилитации при учреждениях.
4.2.1.6. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения 3 раза в месяц (покупка, доставка на дом).
Услуга включает в себя посещение учреждения здравоохранения и выписку на имя клиента рецептов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения за счет средств клиента.
4.2.1.7. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения 2 раза в год.
Услуга предусматривает запись клиента на прием к специалистам лечебно-профилактического учреждения здравоохранения, где состоит на учете клиент и сопровождение. При направлении клиента на госпитализацию в учреждение здравоохранения оказывается помощь в сборе вещей, документов и сопровождение к месту госпитализации.
Дополнительные расходы на сопровождающее лицо оплачивает клиент (оплата совместного проезда, приобретение билетов, бахил и др.).
4.2.1.8. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в лечебных учреждениях в случае госпитализации (2 раза в месяц).
Услугой предусматривается оказание в ходе посещения первой доврачебной помощи (при необходимости) и вызов скорой медицинской помощи, подачу заявки на посещение клиента на дому участковым врачом, медицинской сестрой лечебно-профилактического учреждения здравоохранения, определение даты и времени посещения.
4.2.1.9. Наблюдение за состоянием здоровья.
Услугой предусмотрено проводить осведомление о самочувствии; измерение температуры тела (2 раза в неделю), артериального давления (3 раза в неделю).
4.2.1.10. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (4 раза в неделю) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
Услугой предусматривается проведение в соответствии с назначением лечащего врача отдельных или комплекса медицинских процедур: обработка пролежней; наложение компрессов, горчичников, банок; выполнение перевязок; подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов; обработка и перевязка раневых поверхностей; выполнение очистительных клизм; забор материалов для проведения лабораторных исследований; оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями; закапывание капель, обработка глаз, ушных раковин, носовых ходов; оказание помощи в выполнении физических упражнений. Данные процедуры должны осуществляться с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиентам.
4.2.1.11. Проведение санитарно-просветительской работы для решения вопросов возрастной адаптации, обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними (1 раз в месяц).
Услуга включает в себя беседы с клиентом, родственниками клиента о ведении здорового образа жизни, профилактике обострений существующих заболеваний, соблюдения рекомендованного режима дня, диетического питания; наглядное обучение членов семьи, родственников клиента навыкам ухода (с учетом состояния здоровья клиента), в том числе смене нательного и постельного белья, профилактике пролежней, кормления лежачего больного, пользования средствами реабилитации и адаптации и другое. Предоставляется при наличии лицензии на медицинскую деятельность.
4.2.1.12. Содействие в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими и слухопротезными аппаратами и очками (разово при обращении).
Услуга должна быть осуществлена в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации через пункты проката средств реабилитации при учреждениях, с учетом потребности и пожеланий граждан.
4.3. Социально-психологические услуги
4.3.1. Социальное обслуживание на дому.
4.3.1.1. Оказание психологической помощи (2 раза в неделю), в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
Услуга включает в себя беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивацию к оказанию помощи, психологическую поддержку родственникам клиента.
Социально-психологическая помощь, как активное психологическое воздействие, должна быть оценена эффективностью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привития людям социально ценных норм поведения, формирования личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям жизни.
4.3.1.2. Экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону).
Оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса.
4.3.1.3. Социально-психологический патронаж.
Систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, психологической помощи и поддержки.
4.4. Социально-экономические услуги
4.4.1. Социальное обслуживание на дому.
4.4.1.1. Содействие в получении полагающихся мер социальной поддержки, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Адыгея (4 раза в год) (составление, подача заявлений, помощь в оформлении документов).
Данной услугой должно обеспечиваться своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих граждан, и удовлетворять их запросы и потребности.
4.5. Социально-правовые услуги
4.5.1. Социальное обслуживание на дому.
4.5.1.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту их интересов (4 раза в год).
Услуга предусматривает организацию консультирования по телефону или запись на прием к специалисту по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб.
4.5.1.2. Содействие в оформлении документов (4 раза в год).
Услуга включает в себя разъяснение клиентам содержание необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивается своевременным и объективным решением стоящих перед клиентом проблем.
4.5.1.3. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Услуга включает в себя изложение и написание при необходимости текстов документов и заполнение бланков; запись на консультацию к специалисту пенсионного обеспечения.
4.5.1.4. Получение по доверенности пенсий, пособий и других социальных выплат (1 раз в месяц).
Получение по доверенности пенсий, пособий и других социальных выплат должно осуществлять по желанию клиента и при обязательном оформлении доверительного документа.
4.5.1.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат (4 раза в год).
Услуга включает в себя разъяснение гражданину содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения; изложение и написание, при необходимости, текстов документов и заполнение бланков.
4.5.1.6. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном над престарелыми людьми и инвалидами.
Услуга включает в себя подготовку необходимых документов пострадавшим клиентам для представления в суд, участие в судебных процессах в целях защиты прав потерпевших и наказания виновных. Это содействие следует оценивать по степени влияния его на решение суда.
4.5.1.7. Содействие в получении страхового медицинского полиса (1 раз в год).
Услуга включает в себя помощь в оформлении и подаче документов в учреждение здравоохранение на выдачу медицинского полиса обязательного медицинского страхования, в том числе получение и доставку его клиенту на дом.
4.5.1.8. Содействие в консультировании по социально-правовым вопросам 4 раза в год (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов).
Услуга должна давать клиентам полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах, оказывать клиентам необходимую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок), необходимых для практического решения этих вопросов.
4.5.1.9. Содействие в получении бесплатной юридической помощи адвоката в порядке, установленном законодательством (4 раза в год).
Оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, по вопросам компетенции учреждений, в том числе связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
4.5.1.10. Консультирование по вопросам оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи 4 раза в год (кем оказывается, виды, порядок, основания и т.д.).
Бесплатная юридическая помощь, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи должна оказываться лицами, имеющими высшее юридическое образование.
4.6. Социально-педагогические услуги
4.6.1. Социальное обслуживание на дому.
4.6.1.1. Организация досуга. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
Услуга включает в себя посещение театров, музеев, храмов, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия.
4.6.1.2. Обучение компьютерной грамотности и пользованием в сети Интернет.
Услуга включает в себя предоставления информации необходимой для получения навыков современной оргтехникой.
V. Описание категории гражданам, для которой возможно
оказание данного вида услуг
Потребителями услуги в центрах являются:
в части социального обслуживания на дому - граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях;
в части срочного социального обслуживания - граждане, остро нуждающиеся в социальной поддержке и неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности;
в части социально-медицинского обслуживания на дому - граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи в надомных условиях;
в части полустационарного социального обслуживания в отделениях дневного пребывания - граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению;
в части социально-консультативной помощи - граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды.
VI. Учреждения, которые могут предоставлять государственную услугу
Исполнителями государственной услуги являются государственные учреждения социального обслуживания населения Республики Адыгея (комплексные центры социального обслуживания населения).
Приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 3 августа 2013 г. N 160 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Показатели качества услуги
Оценка качества и результата оказания государственной услуги осуществляется на основании настоящего Стандарта качества и в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", исходя из следующих показателей качества:
- соответствие государственной услуги требованиям, установленным законодательством;
- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
- специальное и техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.;
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг гражданам;
- отсутствие жалоб со стороны получателя государственной услуги;
- полнота и своевременность удовлетворения нужд и потребностей получателя государственной услуги для создания нормальных условий жизни;
- своевременность и квалифицированность оказанной получателю государственной услуги помощи в решении их проблем и уровень ее эффективности;
- результативность (эффективность) предоставления услуги.
Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение:
- устав учреждения;
- руководства, правила, инструкции, планы работы;
- документы на эксплуатацию оборудования, приборов и аппаратуры;
- нормативные правовые акты по деятельности учреждения и социальному обслуживанию граждан;
- стандарты социального обслуживания населения.
Руководства, правила, инструкции, планы работы должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять способы их предоставления и контроль, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
Документы на эксплуатацию имеющихся в учреждении оборудования, приборов и аппаратуры должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживанию и поддержанию в работоспособном состоянии.
Перечень социальных услуг, предоставляемых учреждениями Республики Адыгея должен составлять нормативную основу практической работы учреждения.
Условия размещения учреждения:
Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном здании и помещениях, доступных для инвалидов. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура и влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация и прочее).
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, граждан и предоставление им услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация:
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все работники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к гражданам максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
Специальное и табельное техническое оснащение учреждения:
Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими предоставление качественных услуг соответствующих видов.
Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с документами по эксплуатации, содержать в технически исправном состоянии, систематически проверять.
Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратура, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена актом их проверки.
Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг:
Состояние информации должно соответствовать требованиям Федерального закона от 7 декабря 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", приказу Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 19 января 2012 года N 5 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальному обслуживанию населения в центрах социального облуживания".
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, обеспечивающим ее доступность для граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании.
Состав информации об услугах в обязательном порядке должен быть следующим:
- перечень основных услуг, предоставляемых учреждением; характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
- наименование государственных стандартов социального обслуживания, требованиям которых должны соответствовать услуги;
- наименование видов и требования к качеству услуг социального обслуживания, которым должны соответствовать предоставляемые услуги;
- возможность влияния гражданина на качество услуги (получение оценки качества услуги со стороны гражданина).
Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу гражданина (вследствие производственных, рецептурных и иных недостатков услуги), он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного вреда, в том числе и в судебном порядке.
Наличие внутренней и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения:
Учреждения должны иметь документально оформленную внутреннюю систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и работников по оказанию социальных услуг на их соответствие перечню видов и требованиям к качеству услуг социального обслуживания, другим нормативным документам в области социального обслуживания.
Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с гражданами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Внешняя система контроля должна включать в себя контроль, который осуществляют уполномоченные органы, в пределах своей компетенции, а также общественные организации, в том числе через общественный (попечительский) совет.
Работа учреждений в области обеспечения качества услуг должна быть направлена на непрерывное их повышение, полное удовлетворение нужд граждан, эффективность социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При оценке обеспечения качества услуги используют следующие критерии:
- полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями нормативных документов и ее своевременность;
- результативность (эффективность) предоставления услуги;
- материальная услуга (степень решения материальных или финансовых проблем гражданина), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
- нематериальная услуга (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния гражданина, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет мнения гражданина в оценке качества услуги.
Показатели непосредственного результата предоставляемой услуги должны соответствовать лимитам утвержденных бюджетных ассигнований, но не могут быть ниже соответствующих показателей, установленных настоящим Стандартом качества и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения".
VIII. Алгоритм предоставления услуги
1. Социальное (социально-медицинское) обслуживание на дому
Государственная услуга по социальному обслуживанию на дому (включая социально-медицинское обслуживание) осуществляется отделениями социального обслуживания на дому и отделениями социально-медицинского обслуживания на дому, являющимися структурными подразделениями центра.
Основанием для предоставления государственной услуги является заявление гражданина или его законного представителя.
Перечень документов, предоставляемых для получения государственной услуги, установлен Порядком предоставления социального (социально-медицинского) обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. N 111.
Поступившие заявления регистрируются в журнале учета обращений граждан, из представленных документов формируется персональное дело получателя государственной услуги.
В недельный срок со дня получения заявления директор центра организует обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт материально-бытового обследования условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном (социально-медицинском) обслуживании.
На основании представленных документов и с учетом состояния здоровья, способности к самообслуживанию, материального и семейного положения директор центра в трехдневный срок принимает решение о зачислении заявителя на временное или постоянное социальное (социально-медицинское) обслуживание на дому либо выносит мотивированное решение об отказе в социальном (социально-медицинском) обслуживании на дому, о чем письменно сообщает заявителю.
Государственная услуга предоставляется гражданам бесплатно, а также на условиях частичной оплаты. Размер оплаты определяется в соответствии с Порядком и условиями предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Адыгея, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 года N 112 (далее - Порядок оплаты).
В случае предоставления государственной услуги на условиях частичной оплаты центр заключает договор с гражданами или их законными представителями на предоставление социальных услуг. В договоре на предоставление социальных услуг указываются виды и объем предоставляемых социальных услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, ответственность сторон, а также другие условия, определяемые сторонами.
Изменение и расторжение заключенных между сторонами договоров осуществляются в соответствии с законодательством.
Условия и порядок предоставления социального обслуживания на дому, включая социально-медицинское (бесплатно, на условиях частичной оплаты), размер взимаемой с потребителя государственной услуги платы за предоставляемые социальные услуги пересматриваются центром при изменении размеров дохода и состава семьи потребителя государственной услуги, а также величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Республике Адыгея.
Предоставление государственной услуги прекращается в случаях:
а) истечения срока обслуживания;
б) отказа гражданина или его законного представителя от продолжения социального обслуживания в форме личного заявления;
в) выявление медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию;
г) наступления условий, представляющих угрозу здоровью и жизни работника социальной службы;
д) нарушения договорных условий оплаты социального (социально-медицинского) обслуживания на дому;
е) нарушения правил общественного поведения;
ж) смерти гражданина.
Государственная услуга оказывается получателям бесплатно и на условиях частичной оплаты в зависимости от дохода получателя государственной услуги. Условия получения государственной услуги, тарифы и порядок оплаты определяются в установленном законодательством порядке.
2. Срочное социальное обслуживание
Государственная услуга по срочному социальному обслуживанию осуществляется соответствующими отделениями, являющимися структурными подразделениями центров.
Основанием для получения государственной услуги является заявка гражданина или его законного представителя, которая может быть подана письменно или в устной форме. Письменные заявки принимаются при личном обращении гражданина или его законного представителя. Устные заявки принимаются по телефону при обращении граждан, общественных объединений, квартальных комитетов и других организаций.
До оказания срочного социального обслуживания по заявке граждане должны быть ознакомлены с Республиканским перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 июля 2005 года N 120 "О Республиканском перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания" (далее - Республиканский перечень гарантированных социальных услуг), условиями и порядком оплаты дополнительных социальных услуг, а также с установленными тарифами на социальные услуги.
Поступившие заявки регистрируются в журнале учета обращений граждан и подлежат рассмотрению в течение 7 дней с момента их регистрации.
Решение об отказе предоставления срочного социального обслуживания (при письменном обращении) должно быть доведено до сведения заявителя письменно в течение 3 дней с указанием причины отказа.
Заявка считается исполненной при наличии акта выполненных социальных услуг отделением срочной социальной помощи.
Срочное социальное обслуживание оказывается отделениями срочной социальной помощи бесплатно в соответствии с Республиканским перечнем гарантированных социальных услуг.
Дополнительные социальные услуги, не входящие в Республиканский перечень гарантированных социальных услуг, предоставляются гражданам на условиях оплаты в соответствии с установленными тарифами на социальные услуги.
3. Полустационарное социальное обслуживание в отделениях
дневного (ночного) пребывания
Прием граждан на полустационарное социальное обслуживание в отделение дневного (ночного) пребывания осуществляется на основании путевки (направления), выданной государственным учреждением социального обслуживания населения Республики Адыгея.
Решение о зачислении граждан в отделение дневного (ночного) пребывания принимается директором государственного учреждения социального обслуживания населения Республики Адыгея на основании личного заявления гражданина. Перечень документов, предоставляемых для получения государственной услуги, установлен Порядком предоставления полустационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. N 111.
Поступившие заявления регистрируются в журнале учета обращений граждан, из представленных документов формируется личное дело получателя государственной услуги.
Полустационарное социальное обслуживание оказывается отделениями дневного (ночного) пребывания в соответствии с Республиканским перечнем гарантированных социальных услуг бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты. Дополнительные социальные услуги, не входящие в Республиканский перечень гарантированных социальных услуг, предоставляются гражданам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными тарифами на социальные услуги.
Бесплатное полустационарное социальное обслуживание предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников или находящимся в иной трудной жизненной ситуации, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Адыгея;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, а также пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.
Прием граждан в отделения дневного (ночного) пребывания на платной основе осуществляется на основании договора на предоставление социальных услуг, заключаемого между центром и гражданином.
Предоставление государственной услуги прекращается в случаях:
1) истечения срока обслуживания;
2) личного заявления гражданина;
3) выявления медицинских противопоказаний;
4) нарушения договорных условий обслуживания;
5) нарушения правил общественного поведения.
4. Социально-консультативная помощь
Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление в центр обращения гражданина, его законного представителя в письменной или устной форме.
Факт поступления обращения и результат его рассмотрения фиксируются в журнале регистрации обращений граждан.
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со Стандартом комфортности при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, его территориальными органами и при предоставлении государственных услуг учреждениями, подведомственными Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 15 апреля 2010 г. N 97.
IX. Документальное сопровождение услуги
Для получения государственной услуги в форме социального (социально-медицинского) обслуживания на дому заявитель (его законный представитель) предоставляет заявление по форме согласно приложению N 1 к Порядку предоставления социального (социально-медицинского) обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. N 111, (далее - Порядок обслуживания на дому) с приложением следующих документов:
1) медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, оформляющегося на социальное (социально-медицинское) обслуживание на дому согласно приложению N 2 к Порядку обслуживания на дому;
2) справки об инвалидности, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) - при наличии инвалидности;
3) справки о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
4) справки о доходах заявителя и членов его семьи за три месяца, предшествовавших месяцу обращения заявителя;
5) документа, удостоверяющего личность;
6) пенсионного удостоверения;
7) справки врачебно-консультативной комиссии;
8) документов установленного образца, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством;
9) согласие членов семьи заявителя на обработку персональных данных согласно приложению N 2.
Для получения государственной услуги в форме срочного социального обслуживания заявитель (его законный представитель) подает заявку в письменной или устной форме. Письменная заявка составляется по форме согласно приложению N 1 к Порядку предоставления срочного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. N 111 (далее - Порядок срочного обслуживания).
Для получения государственной услуги в форме полустационарного социального обслуживания заявитель предоставляет заявление по форме согласно приложению N 1 к Порядку и условиям предоставления полустационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006 г. N 111, (далее - Порядок полустационарного обслуживания) с приложением следующих документов:
1) заключения лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости в обслуживании отделением дневного (ночного) пребывания и об отсутствии противопоказаний к обслуживанию;
2) справки о доходах (для проживающих в семьях - справка о доходах всех членов семьи) за три месяца, предшествовавших месяцу обращения заявителя;
3) справки из центра занятости (для неработающих трудоспособных членов семьи);
4) справки об инвалидности, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ);
5) справки врачебно-консультативной комиссии;
6) справки о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
7) документа, удостоверяющего личность;
8) пенсионного удостоверения;
9) документа установленного образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством;
10) согласие членов семьи заявителя на обработку персональных данных.
Предоставление документов не требуется при предоставлении государственной услуги в формах социально-консультативной помощи и социального обслуживания семей и несовершеннолетних.
Требования, предъявляемые к документам:
1) заявление может быть заполнено от руки или машинописным способом;
2) тексты документов написаны разборчиво;
3) фамилия, имя и отчество гражданина, адрес его места жительства, телефон (если есть) указаны полностью;
4) в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
5) документы не должны быть исполнены карандашом;
6) документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых допускает многозначность истолкования содержания;
7) сведения в представленных документах не должны противоречить сведениям в документах, удостоверяющих личность заявителя.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.6. Центры не вправе требовать от заявителя:
1) предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
2) предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Адыгея, муниципальными правовыми актами.
6.7. Центры самостоятельно запрашивают следующие документы, если заявитель не представил их по собственной инициативе, в:
- налоговом органе - о размере дохода заявителя и (или) членов его семьи в качестве индивидуального предпринимателя;
- органах службы занятости - о выплате (невыплате) пособий по безработице;
- органах социальной защиты населения - о получении (неполучении) социальных выплат;
- Отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации - о размерах пенсии.
6.8. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
1) отсутствие документа (документов), подтверждающего (их) личность и полномочия заявителя;
2) несоответствие одного или нескольких документов;
3) представление заявителем неполного пакета документов.
6.9. Документация, оказывающая существенное влияние на качество предоставляемых социальных услуг и в соответствии с которой функционируют комплексные центры социального обслуживания населения, определена Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53060-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.