Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 октября 2010 г. N 180 в название настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 16 марта 2009 г. N 44
Республиканская целевая программа
"Юг России (2009 - 2013 годы) по Республике Адыгея"
5 августа 2009 г., 9 октября 2010 г., 10 октября 2011 г., 16 апреля 2012 г.
г. Майкоп, 2009 год
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 октября 2011 г. N 202 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Юг России (2009 - 2013 годы) по Республике Адыгея"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Юг России (2009 - 2013 годы) по Республике Адыгея" |
Основание Программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея |
Основной разработчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея |
Цели и задачи Программы |
основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения Республики Адыгея, обеспечивающее сокращение отставания от среднероссийского уровня. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: 1) снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики Республики Адыгея; 2) развитие стратегически приоритетных направлений на территории Республики Адыгея (туристско-рекреационный, промышленный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения; 3) повышение доступности и качества социальной инфраструктуры; 4) повышение занятости населения |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1) размер денежных доходов на душу населения; 2) размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы; 3) объем валового республиканского продукта; 4) прирост промышленного производства; 5) прирост объема производства мяса и птицы; 6) размер доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на душу населения; 7) объем инвестиций в основной капитал; 8) уровень безработицы; 9) численность населения с денежными дохода ми ниже прожиточного минимума (в процентах от численности всего населения); 10) количество отдыхающих; 11) строительство и реконструкция учреждений здравоохранения; 12) строительство и реконструкция образовательных учреждений; 13) строительство газопроводов; 14) строительство и реконструкция объектов водоснабжения; 15) строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования на 2009 - 2013 годы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 1341,87 миллиона рублей. Для реализации Программы предполагается привлечение софинансирования: 1) за счет субсидии из федерального бюджета - 4263,17 миллиона рублей; 2) за счет внебюджетных источников - 1,28 миллиона рублей; 3) за счет внебюджетных источников - 10122,95 миллиона рублей"; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
1) сокращение отставания Республики Адыгея по основным макроэкономическим показателям от среднероссийского уровня; повышение финансового самообеспечения Республики Адыгея и уровня жизни населения; 2) снижение социальной напряженности. Реализация Программы позволит: 1) сократить уровень бедности; 2) приблизить уровень доходов населения к среднероссийскому уровню; 3) увеличить денежные доходы населения к 2013 году в 2,1 раза по сравнению с уровнем 2006 года; 4) повысить уровень занятости населения. В результате реализации Программы уровень безработицы уменьшится на 1,6 %; 5) увеличить объем валового регионального продукта в 1,4 раза по сравнению с объемом валового регионального продукта в 2006 году; 6) увеличить уровень бюджетной обеспеченности Республики Адыгея; 7) повысить налоговую базу муниципальных бюджетов; 8) сократить уровень дотирования бюджетов. Уровень доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на душу населения к 2013 году увеличится в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2006 года; 9) обеспечить рост инвестиций в основной капитал к 2013 году в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2006 года |
Контроль за исполнением Программы |
осуществляет Кабинет Министров Республики Адыгея |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа
1.1. Анализ социально-экономического развития Республики Адыгея
Республика Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубани, Лабы и Белой. Территория -7 791,8 квадратных километра. Длина границ составляет более 900 километров, одна треть приходится на водные: по Краснодарскому водохранилищу, рекам Кубань, Лаба, Белая. Республика Адыгея на севере граничит с городом Краснодаром, Усть-Лабинским, Курганинским, Динским, Красноармейским районами; на востоке - с Курганинским, Лабинским, Мостовским районами; на юге - с Адлерским, Лазаревским и Хостинским районами города Сочи; на западе - с Северским, Белореченским и Апшеронским районами Краснодарского края и с территорией, подчиненной администрации города Горячий Ключ.
Адыгея входит в состав Северо-Кавказского экономического района и Южного федерального округа (далее - ЮФО). Численность населения на 1 января 2008 года составила 441,18 тысячи человек. В состав Республики Адыгея входят 9 муниципальных образований, из них 7 районов: Гиагинский, Кошехабльский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский и Шовгеновский, 2 города город Адыгейск и город Майкоп. Республиканский центр - город Майкоп.
Территория Республики Адыгея расположена в трех климатических провинциях: степной, влажной предгорной и горной. Климат Республики Адыгея умеренно-теплый и мягкий.
Общая площадь земель, используемых Республикой Адыгея, составляет 779,18 тысячи гектаров. Распределение земель по категориям показывает, что большая часть территории Республики Адыгея занята землями сельскохозяйственного назначения (44,2%) и землями лесного фонда (30,5%). Равнинная часть Республики Адыгея обладает плодородными черноземами, что благоприятно влияет на потенциал развития сельского хозяйства. На долю земель особо охраняемых территорий приходится 11,8%, земли поселений занимают 5,3%, земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения - 1,9%, земли водного фонда 6,2%, земли запаса - 0,2% земельного фонда Республики Адыгея.
Республика Адыгея располагает большими запасами водных ресурсов, которые складываются из рек, озер, водохранилищ, ледников и подземных вод. Территорию Адыгеи пересекает около 5 тысяч рек и речушек. Около 95% общего числа рек приходится на долю малых водотоков.
На 1 января 2006 года площадь земель лесного фонда составила 237,5 тысячи гектаров, или 30,5% земельного фонда Республики Адыгея. В состав лесного фонда не включены леса, учтенные в других категориях. В частности, площадь земель особо охраняемых территорий и объектов составляет 53,7 тысячи гектаров, земель обороны - 6,1 тысячи гектаров, земель сельскохозяйственного значения - 1,2 тысячи гектаров. В целом землями под лесами, включенными в состав других категорий, занято 61,9 тысячи гектаров.
На территории Республики Адыгея выделяются три геолого-экономические зоны широтного направления (с севера на юг): равнинная, предгорная и горная.
Территория Республики Адыгея богата следующими видами минерального сырья:
1) топливно-энергетическими ресурсами, представленными углеводородным сырьем (природный газ, нефть и газовый конденсат). В настоящее время эксплуатируются два нефтегазоконденсатных месторождения: Майкопское и Кошехабльское;
2) рудными полезными ископаемыми, представленными проявлениями цветных, черных и благородных металлов, с незначительными ресурсами. Это проявления рудной минерализации молибдена, вольфрама, полиметаллов (свинец, цинк, медь) и марганцевых руд карбонатного и окисленного типов;
3) нерудными полезными ископаемыми, занимающими наибольший удельный вес (около 70%) и представленными большим разнообразием видов;
4) минеральными водами различного назначения и состава, лечебными глинами;
5) пресными подземными водами для хозяйственно-питьевого назначения и промышленного розлива.
Особенности геологического строения и развития территории Республики Адыгея предопределили повышенную степень напряженности глубинного теплового режима и тем самым высокие потенциальные возможности практического использования геотермальной энергии для создания и развития объектов нетрадиционной энергетики.
Географическое положение Республики Адыгея обеспечивает благоприятные условия для ее хозяйственного развития. Железные и автомобильные дороги связывают Республику Адыгея со многими районами Краснодарского края. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием Республики Адыгея составляет 1584,0 километра. Плотность автомобильных дорог общего пользования на конец 2007 года составляет 203 километра на 1000 квадратных километров территории (в ЮФО - 135, в Российской Федерации - 35 километров на 1000 квадратных километров территории).
По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Республика Адыгея занимает 11 место в ЮФО. За последние 2 года его объем вырос на 67,5%, что выше, чем средний темп роста по ЮФО (54,5%).
По показателю ВРП на душу населения по итогам 2006 года Республика Адыгея занимает 8 место, и за 2005-2006 годы данный показатель увеличился на 68,8%, что также выше среднего темпа роста по ЮФО (47,2%).
С 2004 по 2006 год в структуре ВРП росла доля торговли (с 14,6% до 19,6%) и расходов, связанных с государственным управлением, обеспечением военной обязанности и обязательным социальным обеспечением (рост доли составил с 8,4% до 11%).
Доминирующими видами экономической деятельности в экономике Республики Адыгея являются торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, на долю которых приходится 47% ВРП.
Большинство базовых секторов экономики Республики Адыгея демонстрирует относительно низкий уровень производительности труда. Наиболее высокий уровень производительности труда (выработки продукции на одного сотрудника) в 2007 году был обеспечен в производстве пищевых продуктов (1439,3 тысячи рублей в год), добыче полезных ископаемых (852,4 тысячи рублей), производстве машин и оборудования (843,9 тысячи рублей). В последние годы значительный рост производительности труда был обеспечен в оптовой и розничной торговле, целлюлозно-бумажном производстве и полиграфии, а также в производстве электроэнергии, газа и воды. При этом уровень производительности труда в таких секторах, как транспорт и связь, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, легкая промышленность, остается очень низким - в диапазоне от 100,0 до 400,0 тысячи рублей.
По объему промышленного производства Республика Адыгея занимает 10 место среди субъектов ЮФО. Доля промышленности в ВРП составляет 17,6%. Объем отгруженных товаров собственного производства по итогам 2007 года составил 10 796,5 миллиона рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2007 года составил 120,9%. При этом:
обрабатывающие производства - индекс производства 123,4%;
добыча полезных ископаемых - индекс производства 112,4%;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды индекс производства 98,9%.
Одной из крупнейших сфер экономики Республики Адыгея является сельское хозяйство, на долю которого приходится производство 14% ВРП, доля занятых - 4,6% от общей численности занятых в экономике. На развитие сельского хозяйства должны оказывать влияние благоприятные климатические условия, однако это наименее эффективная отрасль экономики по доходности, рентабельности и налоговым платежам.
Доля сельхозпредприятий в общем количестве предприятий и организаций Республики Адыгея на 1 января 2008 года составляет 13,4% (998 единиц), что является третьим по величине показателем после торговли (1818 организаций, или 24,3% от общего количества) и промышленности (1014 предприятий, или 13,6%). Основная доля приходится на частную собственность (91,0%), доля государственных и муниципальных предприятий составляет 5,1%.
Темпы роста номинальных денежных доходов населения за период 2000-2007 годов значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и ЮФО. Это приводит к усилению межрегиональной дифференциации по доходам населения и относительному снижению уровня жизни в Республике Адыгея. При этом разрыв в показателях среднедушевого дохода по сравнению с Российской Федерацией и ЮФО с каждым годом возрастает. Так, в 2000 году разрыв составлял 3,1 % с ЮФО и 39,3% с Российской Федерацией, в 2006 году - 30,8% с ЮФО и 53,8% с Российской Федерацией.
В 2007 году в Республике Адыгея сохраняются сильные межотраслевые диспропорции по зарплате: от 22 723 рублей в финансовой деятельности до 3 907 рублей в гостиничной и ресторанной.
Число жителей с доходами ниже прожиточного минимума составляет 29,6% от общей численности населения, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские показатели.
Средние денежные доходы населения в месяц превышают прожиточный минимум лишь в 1,76 раза при необходимом минимальном соотношении - 2 раза.
1.2. Проблемы социально-экономического развития
Республики Адыгея
Несмотря на положительные результаты, достигнутые за последние годы, в Республике Адыгея сохраняется ряд проблем, отражающих специфику социально-экономического развития и требующих решения программными методами.
Наиболее актуальными социальными проблемами являются:
1) низкий уровень обеспеченности населения сельской местности основными элементами социальных объектов. Эта ситуация осложняется высокой степенью территориальной дифференциации обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и благоустройства жилищного фонда, численность которого составляет около 50%;
2) несоответствие сети сельских школ и дошкольных образовательных учреждений реальным потребностям;
3) невысокий уровень обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства;
4) несоответствие воды, потребляемой значительной долей населения (до 22,5%), стандартам качества;
5) неблагоприятная демографическая ситуация;
6) высокий уровень заболеваемости "болезнями социального неблагополучия";
7) высокий уровень смертности лиц в трудоспособном возрасте;
8) территориальная диспропорция в возможности получения квалифицированной медицинской помощи;
9) рост и высокий уровень коэффициента совмещения штатных должностей врачей (1,59 в 2001году и 1,72 в 2007 году);
10) высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - 29,6 % (при 13,3%о в среднем по Российской Федерации);
11) низкая доля заработной платы в общей структуре денежных доходов населения по сравнению с Российской Федерацией (34,2%> против 64,9%);
12) несоответствие структуры профессионального образования современным потребностям реального сектора экономики;
13) низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы (в образовании 59,4%> от средней заработной платы в экономике Республики Адыгея).
Проблемы в экономической сфере:
1) высокий уровень безработицы;
2) высокая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности;
3) значительный уровень теневой экономики;
4) низкий уровень самообеспечения электроэнергией (16,1 %);
5) высокая доля убыточных предприятий (35,2%>-60,0%> от общего количества организаций в базовых отраслях экономики);
6) значительная степень физического и морального износа основных средств объектов производственной сферы (40,0%);
7) низкий уровень финансового обеспечения деятельности предприятий, в частности, сельхозпроизводителей;
8) низкий удельный вес наиболее прогрессивных, наукоемких производств в структуре промышленного комплекса;
9) низкий технический и технологический уровень базовых секторов экономики (агропромышленного комплекса);
10) недостаток современных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья;
11) высокий уровень влияния посредников на рынке сельскохозяйственной продукции, что снижает доходность производителей и формирует высокие цены для потребителей;
12) слабое развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса, следствием чего являются большие потери сельхозпродукции;
13) недостаточно развитая инфраструктура рекреационных ресурсов для активной организации туристического бизнеса и санаторно-оздоровительных услуг;
14) низкий уровень развития банковских услуг на единицу населения в сравнении со средними значениями по Российской Федерации;
15) неразвитость инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);
16) низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий (доля затрат на исследования и разработки в 2006 году составила 0,4% от общих затрат в ЮФО);
17) нерациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;
18) доля привлеченных внебюджетных источников финансирования в регионе ниже среднероссийских показателей, что является индикатором слабой инвестиционной привлекательности Республики Адыгея;
19) низкая доля добавленной стоимости в продукции, вывозимой за пределы Республики Адыгея, преимущественно сырьевая ориентация экономики.
Проблемы межотраслевого характера:
1) слабая подготовка специалистов органов государственной власти Республики Адыгея в области инновационного менеджмента;
2) низкий уровень вовлечения предприятий в процесс стратегического планирования;
3) недостаточность собираемой статистической информации потребностям стратегического планирования и управления, в частности, учета статистической информации в туристической деятельности;
4) отсутствие единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Адыгея;
5) отсутствие информационного портала государственного управления для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Республики Адыгея;
6) отсутствие кластерных технологий в организации органов государственной власти Республики Адыгея;
7) отсутствие институциональной и законодательной базы для межрегионального сотрудничества.
II. Пути решения проблем
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, направленных в 2007 году на решение проблем социально-экономического развития Республики Адыгея, составил 10,4 миллиарда рублей, темп роста 2,4 раза. В 2008 году инвестиции в основной капитал, по предварительной оценке, составили 11,2 миллиарда рублей, или 85,5% к предыдущему году.
В 2008 году на территории Республики Адыгея действовало 7 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития Республики Адыгея решаются в рамках финансирования за счет непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития.
Мероприятия, осуществление которых планируется в рамках указанных программ, не обеспечивают в Республике Адыгея реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций.
Настоящая Программа разработана для координации государственных усилий по обеспечению экономического роста и решению острых социальных проблем Республики Адыгея.
Программа формируется на основе следующих принципов:
1) концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, обеспечивающих рост производства в регионе;
2) софинансирование из федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
3) развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;
4) выбор инвестиционных проектов с учетом экологической эффективности.
В рамках Программы будут реализованы значимые капиталоемкие проекты, увязанные с задачами развития государственно-частного партнерства, направленные на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы. Решение данного вопроса на республиканском уровне ограничивается высоким уровнем дотационности республиканского бюджета Республики Адыгея. Привлечение инвестиций к финансированию данных проектов в настоящее время ограничивается низкой инвестиционной привлекательностью Республики Адыгея.
Мероприятия в рамках Программы направлены на реализацию приоритетных направлений на юге России - обеспечение занятости населения, развитие туристско-рекреационного, промышленного и агропромышленного комплексов.
Основные направления реализации задач Программы:
1) создание и развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий в Республике Адыгея. В рамках решения этой задачи предполагается выделение средств федерального бюджета на создание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей условия для создания промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Посредством строительства инженерной инфраструктуры создаются благоприятные условия привлечения частных инвестиций в развитие промышленных и агропромышленных предприятий. Снятие инфраструктурных ограничений за счет средств федерального бюджета обеспечит привлечение на 1 рубль федеральных средств около 8 рублей частных инвестиций;
2) развитие туристско-рекреационного комплекса. Развитие туристско-рекреационного комплекса обеспечит создание новых рабочих мест, повысит уровень жизни населения, будет способствовать развитию медицинского обслуживания населения. Развитие туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитию таких смежных отраслей, как транспортный и агропромышленный комплексы, сфера услуг;
3) развитие социальной и инженерной инфраструктур. В Республике Адыгея сложилась сложная ситуация с обеспечением населения социальной инфраструктурой и услугами жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть учреждений образования и здравоохранения по уровню материально-технического обеспечения существенно отстает от среднероссийского уровня.
Неразвитость и высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения, канализационных систем, объектов энергетики и газоснабжения сдерживают развитие промышленности, туристско-рекреационного комплекса и малого бизнеса. Объекты жилищно-коммунального хозяйства характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции.
Для модернизации и ремонта основных фондов в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужны значительные капитальные вложения. Восстановление за счет софинансирования из федерального бюджета систем водо-, газо- и электроснабжения, канализационных сетей и очистных сооружений будет способствовать привлечению частных инвесторов в сферу коммунального хозяйства.
Основные вопросы, направленные на повышение обеспеченности населения социальной инфраструктурой, в настоящее время решаются в рамках реализуемых национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение", а также в рамках таких федеральных целевых программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", "Дети России" на 2007 - 2010 годы, и других.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость населения, увеличить уровень газификации, водоснабжения, уменьшить количество обучающихся во вторую смену.
III. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения Республики Адыгея, обеспечивающее сокращение отставания от среднероссийского уровня.
Достижение соответствующего уровня качества жизни населения возможно только при условии создания динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей необходимый уровень его доходов.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1) снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики Республики Адыгея;
2) развитие стратегически приоритетных направлений на территории Республики Адыгея (туристско-рекреационный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения;
3) повышение доступности и качества социальной инфраструктуры;
4) повышение занятости населения.
Перечисленные цели и задачи Программы являются составной частью общенациональной системы целей и задач, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития страны.
Для оценки эффективности реализации Программы в целом используются следующие показатели:
1) размер денежных доходов на душу населения - тысяч рублей;
2) размер средней номинальной начисленной заработной платы - рублей в месяц;
3) объем валового регионального продукта - миллиардов рублей;
4) прирост промышленного производства - миллиардов рублей;
5) прирост объема производства мяса и птицы - тысяч тонн;
6) размер доходов консолидированного бюджета на душу населения - тысяч рублей;
7) объем инвестиций в основной капитал - миллионов рублей;
8) уровень безработицы - процентов;
9) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - процентов численности всего населения;
10) количество отдыхающих - тысяч человек;
11) строительство и реконструкция учреждений здравоохранения - койко-мест;
12) строительство и реконструкция образовательных учреждений - ученических мест;
13) строительство газопроводов - километров;
14) строительство и реконструкция объектов водоснабжения километров, тысяч кубометров/сутки;
15) строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений - километров, тысяч кубометров/сутки.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении N 1.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 октября 2011 г. N 202 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
- снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;
- развитие туристско-рекреационного комплекса;
- развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- мероприятия, направленные на решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях;
- мероприятия регионального значения по развитию систем жизнеобеспечения населения.
Во второй раздел включены мероприятия, связанные с развитием туристско-рекреационного комплекса.
В третий раздел включены мероприятия по развитию социальных услуг в сфере образования и здравоохранения.
Система мероприятий, объемы и источники финансирования по направлениям Программы представлены в приложении N 2 к Программе.
1. Мероприятия, направленные на устранение инфраструктурных
ограничений развития экономики
Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста является основной задачей Программы. Низкий уровень обеспеченности инженерной инфраструктурой создает препятствия для притока частных инвестиций в капиталоемкие проекты в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, электроэнергетики. Реализация включенных в Программу инвестиционных проектов по данному направлению позволит в расчете на 1 рубль, выделенный из федерального бюджета, привлечь в экономику Республики Адыгея около 5 рублей частных инвестиций.
В Республике Адыгея для развития инженерной инфраструктуры Шовгеновского, Кошехабльского, Майкопского и Теучежского районов будет создана инженерная инфраструктура за счет средств:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея в сумме 145,1 миллиона рублей;
2) федерального бюджета (предполагаемый объем субсидии - 471,04 миллиона рублей);
3) внебюджетных источников - 2334,71 миллиона рублей.
Создание инженерной инфраструктуры позволит привлечь более 2334,71 миллиона рублей из внебюджетных источников (частных инвестиций) для строительства предприятий по производству нерудных строительных материалов и логистического центра. Спрос на продукцию создаваемых предприятий имеется в строительном комплексе ЮФО.
2. Развитие туристско-рекреационного комплекса
Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки туристско-рекреационного комплекса, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках. С учетом имеющихся природно-климатических условий и сложившейся специализации рекреационного комплекса основными направлениями являются спортивный и оздоровительный туризм.
Развитие туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитию транспорта, сферы услуг, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. На развитие туристско-рекреационного комплекса за счет всех источников финансирования предусматривается направление 6174,60 миллиона рублей, в том числе:
441,61 миллиона рублей - за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;
1490,49 миллиона рублей - предполагаемый объем субсидии за счет средств федерального бюджета;
4242,50 миллиона рублей - предполагаемый объем средств внебюджетных источников.
Программой предусмотрено развитие района Лаго-Накского нагорья в Майкопском районе Республики Адыгея, строительство туристических комплексов "Хаджох", "Партизанский", "Свято-Михайловский" и "Оштен". Предусмотренное в проекте строительство автодороги поселок Гузерипль - Лаго-Наки соединит существующие тупиковые автодороги "Майкоп - Гузерипль" и "Майкоп - плато Лаго-Наки", что создаст возможность кольцевого проезда.
Планируется строительство высоковольтной линии электропередачи напряжением 110 кВ до плато Лаго-Наки протяженностью 40 километров и строительство подстанций напряжением 110/10 кВ на плато Лаго-Наки протяженностью 53 километра, которые будут снабжать электроэнергией весь горный район Республики Адыгея.
3. Развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного
комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий
в отдельных районах и муниципальных образованиях
Включенные в Программу проекты направлены на комплексное, рациональное и эффективное использование уникального природно-климатического потенциала Республики Адыгея, в частности, на развитие мясного животноводства и птицеводства. Реализация этих проектов позволит обеспечить рост производства продукции, отвечающей современным требованиям качества и пользующейся повышенным спросом на внутреннем рынке.
Развитие агропромышленного комплекса Республики Адыгея предусматривает строительство за счет внебюджетных средств птицеводческого и свиноводческого комплексов, а также откормочного комплекса крупного рогатого скота, что позволит увеличить производство мяса птицы на 50,0%, свинины - на 16,0%, говядины - на 7,0%. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят более 500 миллионов рублей, будет создано 200 рабочих мест.
На создание инженерной инфраструктуры будет направлено:
1) 125,17 миллиона рублей из республиканского бюджета Республики Адыгея;
2) 311 миллиона рублей - предполагаемый объем субсидии за счет средств федерального бюджета;
3) 3545,74 миллиона рублей - предполагаемый объем средств внебюджетных источников.
4. Мероприятия, направленные на решение острых проблем
в социальной сфере
Для обеспечения качественной медицинской помощи в Республике Адыгея предусматривается реконструировать центральную городскую больницу в городе Адыгейске, осуществить строительство пристройки к терапевтическому корпусу больницы в поселке Тульском (Майкопский район) и строительство диагностического центра Адыгейской республиканской детской клинической больницы, что позволит значительно повысить уровень и качество диагностики, обеспечить детей доступной диагностической помощью на догоспитальном этапе.
Для улучшения качества обучения предполагается осуществить строительство школ в городе Адыгейске и в Красногвардейском районе, в городе Майкопе планируется построить школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.
Для ликвидации негативного воздействия Краснодарского водохранилища предусмотрена реконструкция очистных сооружений и систем канализации в городе Адыгейске и ауле Хатукай (Красногвардейский район).
На строительство объектов социальной сферы будет направлено:
1) 250,54 миллиона рублей - за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;
2) 693,44 миллиона рублей - предполагаемый объем субсидии за счет средств федерального бюджета;
3) 0,58 миллиона рублей - за счет средств местных бюджетов.
5. Мероприятия регионального значения по развитию систем
жизнеобеспечения населения
В целях обеспечения населения питьевой водой, а также улучшения ее качества в Республике Адыгея предусматривается осуществить реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения в городе Адыгейске, строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района, строительство канализационных очистных сооружений в станице Дондуковской (Гиагинский район). Объем финансирования указанных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея составит 379,15 миллиона рублей, за счет средств местных бюджетов - 0,70 миллиона рублей. Предполагается привлечение софинансирования за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 1297,2 миллиона рублей.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 октября 2011 г. N 202 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 15729,27 миллиона рублей, в том числе:
1) 1341,87 миллиона рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;
2) 4263,17 миллиона рублей - предполагаемый объем субсидии за счет средств федерального бюджета;
3) 10122,95 миллиона рублей - за счет средства внебюджетных источников;
4) 1,28 миллиона рублей - за счет средств местных бюджетов.
Привлечение средств местных бюджетов будет осуществляться в соответствии с разделом VII Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2009 года N 85 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 4).
Предполагаемое привлечение средств федерального бюджета, направляемых в виде субсидии республиканскому бюджету Республики Адыгея на реализацию программных мероприятий, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
Основой достижения целей Программы является участие частного капитала в создании экономического потенциала Республики Адыгея.
Привлечение внебюджетных инвестиций в предусмотренных Программой объемах обеспечивается путем реализации механизмов государственно-частного партнерства. Базовым принципом привлечения внебюджетных инвестиций является четкое разделение инвестиционных проектов на две составляющие - строительство объектов производственной и туристско-рекреационной сфер, осуществляемое за счет средств частных инвесторов, и создание обеспечивающих эти объекты инженерной и социальной инфраструктур. Привлечение внебюджетных инвестиций осуществляется на основе соглашений о намерениях, заключенных Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея с потенциальными инвесторами. Инфраструктурные объекты по мере их ввода в эксплуатацию включаются в состав государственной собственности Республики Адыгея и муниципальной собственности. Строительство этих объектов осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея при планируемой финансовой поддержке из федерального бюджета.
В целях обеспечения притока частных инвестиций в Республику Адыгея предполагается осуществление софинансирования за счет средств федерального бюджета объектов инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, что значительно повышает доходность проектов и снижает сроки их окупаемости. На финансирование проектов в сфере промышленного производства, агропромышленного и туристско-рекреационного комплексов предусмотрено направить более 80% общего объема финансирования Программы. Реализация указанного механизма позволит привлечь на 1 рубль средств республиканского бюджета Республики Адыгея около 41,2 рубля частных инвестиций.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 9 октября 2010 г. N 180 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.
Реализация и финансирование мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.
Важнейшим условием эффективности Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы. В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально анализируется на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения ее целевых индикаторов.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы контроля на всех ее стадиях.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея:
1) осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу рационального использования средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Адыгея и средств внебюджетных источников;
2) организует текущее управление реализацией Программы;
3) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
4) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
5) организует мониторинг хода реализации Программы;
6) несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея организует экспертные проверки хода реализации Программы:
1) утверждает титульные списки начинаемых строек и объектов и титульные списки переходящих строек и объектов, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея;
2) ежеквартально обобщает и анализирует отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации;
организуют внедрение информационных технологий управления реализацией Программы, а также осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий.
Государственный заказчик заключают с инвесторами договоры о софинансировании инвестиционных проектов Программы, по которым за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея и средств предполагаемой субсидии из федерального бюджета осуществляется финансирование развития инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации включенных в Программу инвестиционных проектов.
К договорам о софинансировании прилагаются перечни строек и объектов Программы, являющихся государственной собственностью Республики Адыгея или собственностью муниципальных образований, графики их финансирования, решения собственников (будущих собственников) данных объектов о начале их строительства (реконструкции). Указанные договоры заключаются на весь период реализации Программы и устанавливают условия финансирования мероприятий Программы.
Стройки и объекты Программы, находящиеся в собственности инвесторов, включаются в их инвестиционные программы.
Приостановление предоставления средств или сокращение объемов финансирования может быть осуществлено в случаях:
1) нецелевого использования выделенных бюджетных средств;
2) непредставления в сроки, предусмотренные договорами о софинансировании, отчетов о проведении мероприятий Программы.
Предоставление субсидий местному бюджету осуществляется на основании заключенного между Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея и муниципальным образованием соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий, предусматривающего:
1) сведения об объеме субсидий;
2) целевое назначение субсидий;
3) обязательство муниципального образования о предоставлении отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения, в том числе о расходах местного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных целевых программ;
4) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;
5) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Расчет объема субсидий, предоставляемых местным бюджетам, определяется по формуле:
,
где:
S - объем субсидии местному бюджету муниципального образования;
С - общий размер средств, предусмотренный на реализацию мероприятия Программы;
- средства, предусмотренные муниципальной целевой программой на реализацию мероприятия Программы, которые должны составлять не менее 1% от объема общих средств, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Адыгея и местным бюджетом на финансирование мероприятия Программы.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10 октября 2011 г. N 202 в раздел VII настоящего приложения внесены изменения
VII. Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого развития Республики Адыгея, сокращение уровня бедности и приближение доходов населения к среднероссийскому уровню.
Реализация наиболее эффективных и быстроокупаемых мероприятий Программы позволит добиться интенсивного роста собственного инвестиционного потенциала Республики Адыгея, сохранения и развития сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечить рост доходной части бюджетов всех уровней, а также направить часть полученных средств на реализацию последующих мероприятий Программы. Достижение в Республике Адыгея целей и задач Программы обеспечивается путем развития туристско-рекреационного комплекса и ликвидации инфраструктурных ограничений развития промышленного и сельскохозяйственного комплексов.
Туристско-рекреационный комплекс "Хаджох" предполагает обслуживание 5 тысяч отдыхающих. При этом объем налоговых платежей со ставит 150 миллионов рублей и будет создано около 2000 рабочих мест. Горнолыжный комплекс "Оштен" вместимостью 1500 человек позволит создать 500 рабочих мест, обеспечить прирост налоговых платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея в объеме 180 миллионов рублей.
В целом развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея позволит дополнительно создать 3500 рабочих мест, увеличить объем предоставляемых услуг до 400 миллионов рублей, обеспечить прирост налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Адыгея в размере 570 миллионов рублей.
Строительство заводов по производству нерудных строительных материалов в Шовгеновском, Майкопском, Теучежском и Кошехабльском районах обеспечит производство строительных материалов в объеме 2440 миллионов рублей, при этом платежи в бюджет составят более 900 миллионов рублей и будет создано 800 рабочих мест.
Логистический центр "Южный" в Теучежском районе будет обрабатывать около 300 большегрузных машин в сутки, количество рабочих мест достигнет 1800, а ежегодные поступления в консолидированный бюджет Республики Адыгея составят около 130 миллионов рублей.
Строительство откормочного комплекса в Майкопском районе позволит получить 1700 тонн говядины в год (ежегодный прирост производства говядины составит более 7%). Годовой объем реализации мясной продукции составит 127 миллионов рублей. Реализация проекта обеспечит поступление платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея в сумме 16,1 миллиона рублей, будет создано 78 новых рабочих мест. Строительство птицеводческого комплекса в Гиагинском районе позволит увеличить производство мяса птицы на 50% и достичь 22 тысячи тонн в год, создать 100 новых рабочих мест. Строительство корпусов свиноводческого комплекса в Теучежском районе позволит дополнительно получить более 3 тысяч тонн свинины в год (ежегодный прирост производства свинины составит более 16%). Переработка произведенной свинины обеспечит увеличение объемов мясной продукции до 400 миллионов рублей, при этом рост платежей в республиканский бюджет Республики Адыгея составит 60 миллионов рублей, будет создано 150 рабочих мест.
Строительство теплично-фермерского комплекса в Кошехабльском районе позволит получить 160 тысяч тонн томатов или 9,6 миллиарда рублей выручки в год. Налоговые поступления во все уровни бюджетов составят более 500 миллионов рублей и будет создано 200 рабочих мест.
Строительство мегафермы на 1000 голов дойного стада позволит обеспечить поставку молока в количестве 11,0 тысячи тонн молока в год на перерабатывающие заводы Республики Адыгея, а также реализацию 42 тысяч тонн мяса в год. Годовой объем реализации продукции составит 149,3 миллиона рублей, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят более 9 миллионов рублей.
Спрос на сельскохозяйственную продукцию будет обеспечен в результате развития туристического комплекса.
Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства обеспечит создание более 1000 рабочих мест, увеличение объемов производства более чем на 5000 миллионов рублей, налоговые поступления в республиканский бюджет Республики Адыгея составят более 780 миллионов рублей.
Мероприятия социальной сферы направлены на решение проблем в области образования и здравоохранения, в том числе в районах, пострадавших от негативного влияния Краснодарского водохранилища.
В построенных школах будет введено 2126 ученических мест, в учреждениях здравоохранения - 148 коек и 150 посещений в смену.
В результате реализации мероприятий Программы в Республике Адыгея:
1) уровень денежных доходов на душу населения превысит 9255 рублей, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата достигнет более 19,8 тысячи рублей, доходы консолидированного бюджета на душу населения составят более 29,6 тысячи рублей;
объем валового регионального продукта увеличится в 1,4 раза и составит более 23,6 миллиарда рублей;
объем инвестиций в основной капитал увеличится в 2,3 раза и составит более 9 миллиардов рублей;
развитие туристско-рекреационного комплекса, промышленного и сельскохозяйственного производства обеспечит создание более 4500 рабочих мест, увеличение объемов производства составит более 5400 миллионов рублей, налоговые поступления в республиканский бюджет Республики Адыгея составят более 900 миллионов рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.