Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета министров
Республики Адыгея
от 19 марта 2013 года N 53
Комплекс мер
по модернизации общего образования в Республике Адыгея
в 2013 году и на период до 2020 года
14 апреля 2014 г.
I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего
образования в Республике Адыгея в 2011 - 2012 годах
Значимых результатов в сфере общего образования Республика Адыгея достигла, активно участвуя в реализации мероприятий и в основных направлениях развития образования, определенных национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", приоритетным национальным проектом "Образование", Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы и долгосрочными целевыми программами Республики Адыгея в сфере образования.
В системе общего образования Республики Адыгея на начало 2012-2013 учебного года функционирует 160 общеобразовательных учреждений: 149 дневных общеобразовательных учреждений (в том числе: 4 гимназии, 4 лицея, 3 специальных (коррекционных) учреждения, 1 школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 9 вечерних школ, 2 негосударственных общеобразовательных учреждения. Количество обучающихся - 45684 человека.
За два года в рамках реализации комплексов мер по модернизации общего образования на развитие системы общего образования Республики Адыгея было израсходовано около 476 миллионов рублей из бюджетов всех уровней, в том числе:
в тысячах рублей | |||
Уровень бюджета |
Всего |
2011 год |
2012 год |
Федеральный бюджет |
412647,5 |
101165,4 |
311482,1 |
Республиканский бюджет Республики Адыгея |
7644,0 |
5344,0 |
2300,0 |
Местные бюджеты |
55667,9 |
28846,8 |
26821,1 |
Всего |
475959,4 |
135356,2 |
340603,2 |
В результате реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2011 - 2012 годах достигнуты следующие значения показателей результативности предоставления субсидии:
Таблица 1
Значения показателей
результативности предоставления субсидии
Республике Адыгея на конец 2011 года
Номер п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
фактически |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Республике Адыгея за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Республики Адыгея за I квартал 2011 года |
100% |
105% |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников |
12% |
15% |
2.1. |
Начальное общее образование |
35% |
37% |
2.2. |
Основное общее образование |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей |
14% |
15% |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей |
26% |
26% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений |
3% |
6% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Значения показателей
результативности предоставления субсидии
Республике Адыгея на конец 2012 года
Номер п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
фактически |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Республике Адыгея за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Республики Адыгея в прошлом году |
101% |
114% |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников |
25% |
28% |
2.1. |
Начальное общее образование |
63% |
64% |
2.2. |
Основное общее образование |
2% |
3% |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей |
18% |
23,9% |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений |
16% |
24,8% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений |
21% |
21% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Фактическое значение показателя "1. Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Республике Адыгея за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Республики Адыгея в прошлом году" превышает плановое в связи с началом реализации в Республике Адыгея Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
в декабре 2012 года средняя заработная плата педагогических работников учреждений общего образования доведена до прогнозируемой средней заработной платы по Республике Адыгея и составила 20905 рублей.
Превышение планового показателя "2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников" связано с увеличением количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Превышение фактических значений показателей "3. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей" и "4. Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений" над плановыми связано с реализацией в Республике Адыгея Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам образования 19 апреля 2012 года от 2 мая 2012 года N Пр-1140, в соответствии с которым одним из основных механизмов повышения заработной платы учителей в Республике Адыгея стало увеличение размера выплат стимулирующего характера за наличие квалификационной категории (до 1 сентября 2011 года выплата за наличие высшей (первой) категории составляла до 15% (10%), с 1 сентября 2011 года она увеличена до 50% (25%), в 2013 году данную выплату планируется установить в диапазоне до 100% (50%), что является достаточным материальным стимулом, способствующим активизации деятельности учителей по повышению квалификации и прохождению процедуры аттестации.
Из приведенных таблиц видно, что Республикой Адыгея в полном объеме исполняются взятые обязательства по достижению показателей результативности представления субсидии.
В 2012 году объем расходов на реализацию комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея был предусмотрен в сумме 343170,0 тысячи рублей, израсходовано - 340603,2 тысячи рублей (99,3%).
Таблица 3
Объемы финансирования
мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования
в Республике Адыгея в 2012 году
Мероприятие |
Объемы финансирования (в тысячах рублей) |
|||||||||||
всего |
в том числе |
|||||||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
иные источники финансирования |
|||||||||||
всего |
республиканский бюджет Республики Адыгея |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
|||||||||
|
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
план |
фактически |
1. Приобретение оборудования, в том числе: |
163588 ,3 |
162706 ,3 |
160135, 2 |
160244, 3 |
3453,1 |
2462,0 |
0,0 |
0,0 |
3453,1 |
2462,0 |
0,0 |
0,0 |
1) учебно-лабораторное оборудование |
72470, 7 |
72161, 0 |
72470,7 |
72161,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2) учебно-производственное оборудование |
3606,7 |
3683,6 |
3557,7 |
3634,6 |
49,0 |
49,0 |
0,0 |
0,0 |
49,0 |
49,0 |
0,0 |
0,0 |
3) спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
5229,0 |
5132,2 |
5030,0 |
5108,2 |
199,0 |
24,0 |
0,0 |
0,0 |
199,0 |
24,0 |
0,0 |
0,0 |
4) спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
4949,4 |
4673,7 |
4649,4 |
4598,7 |
300,0 |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
300,0 |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
5) компьютерное оборудование |
62278, 8 |
62233, 3 |
59789,8 |
60235,3 |
2489,0 |
1998,0 |
0,0 |
0,0 |
2489,0 |
1998,0 |
0,0 |
0,0 |
6) оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
1122,8 |
1151,0 |
1122,8 |
1151,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7) оборудование для школьных столовых |
13730, 9 |
13571, 5 |
13414,8 |
13255,5 |
316,1 |
316,0 |
0,0 |
0,0 |
316,1 |
316,0 |
0,0 |
0,0 |
8) оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
200,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
20412, 3 |
20412, 4 |
20088,4 |
20088,5 |
323,9 |
323,9 |
0,0 |
0,0 |
323,9 |
323,9 |
0,0 |
0,0 |
3. Пополнение фондов школьных библиотек |
19187, 2 |
19108, 5 |
18459,0 |
18454,5 |
728,2 |
654,0 |
0,0 |
0,0 |
728,2 |
654,0 |
0,0 |
0,0 |
4. Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
43664, 4 |
44013, 7 |
31839,1 |
32245,4 |
11825, 3 |
11768,3 |
0,0 |
0,0 |
11825,3 |
11768, 3 |
0,0 |
0,0 |
5. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
7749,1 |
7249,4 |
5009,1 |
4709,4 |
2740,0 |
2540,0 |
2300, 0 |
2300,0 |
440,0 |
240,0 |
0,0 |
0,0 |
6. Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения, в том числе: |
5023,8 |
4934,4 |
5023,8 |
4934,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1) увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
1793,3 |
1624,3 |
1793,3 |
1624,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2) обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
3230,5 |
3310,1 |
3230,5 |
3310,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
22675, 8 |
22566, 2 |
21361,3 |
21326,4 |
1314,5 |
1239,8 |
0,0 |
0,0 |
1314,5 |
1239,8 |
0,0 |
0,0 |
8. Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
52369, 1 |
51112, 3 |
41252,1 |
40979,2 |
11117, 0 |
10133,1 |
0,0 |
0,0 |
11117,0 |
10133, 1 |
0,0 |
0,0 |
9. Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
8500,0 |
8500,0 |
8500,0 |
8500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
343170 ,0 |
340603 ,2 |
311668, 0 |
311482, 1 |
31502. 0 |
29121,1 |
2300, 0 |
2300.0 |
29202,0 |
26821, 1 |
0.0 |
0,0 |
Фактическое отклонение финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2012 году от планового связано с тем, что в результате проведения конкурсных процедур по размещению государственных и муниципальных заказов при реализации мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2012 году по одним направлениям сложилась экономия денежных средств, которая была направлена на финансирование других направлений.
В 2011 году средства субсидии, предоставленной из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования (далее - субсидия), в полном объеме направлены в муниципальные образования и государственным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, подведомственным Министерству образования и науки Республики Адыгея (далее - государственные учреждения). С 2012 года в целях эффективного использования бюджетных средств Министерством образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) осуществляется проведение централизованных закупок учебного и учебно-лабораторного оборудования для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и учебников. Местным бюджетам направлено 74% средств субсидии (230963 тысячи рублей). В 2013 году организация централизованных закупок Министерством будет продолжена.
Благодаря мероприятиям комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2011 - 2012 годах и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в Республике Адыгея обеспечен значительный рост заработной платы учителей общеобразовательных учреждений: в январе 2011 года средняя заработная плата учителей составляла 9256 рублей, в декабре 2011 года она увеличилась до 13747 рублей (рост 48%) и превысила уровень средней заработной платы по Республике Адыгея за I квартал 2011 года, за декабрь 2012 года средняя заработная плата учителей превысила прогнозное значение средней заработной платы по Республике Адыгея за декабрь 2012 года (в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2012 года N АП-429/08 - 20702 рубля) и составила 21218 рублей, что более чем в два раза выше средней заработной платы учителей до начала реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2011 - 2012 годах.
Выросла доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС начального общего образования, в общей численности школьников начальных классов: 2010 год - 8%, 2011 год - 37%, 2012 год - 64%.
В 2011 году проведена аттестация 15% учителей с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям. В 2012 году этот показатель увеличился до 23,9%:
Показатели |
Процент от общего количества учителей |
Прошли аттестацию: |
23,9 |
- на высшую квалификационную категорию |
11,3 |
- на первую квалификационную категорию |
7,3 |
- на соответствие занимаемой должности |
5,3 |
Проведена работа по совершенствованию нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов по организации аттестации, определяющих содержание экспертных процедур и показатели для каждой из ключевых компетенций, в совокупности обеспечивающих успешность реализации педагогической деятельности, а также параметры для экспертной оценки и самооценки компетенций в рамках действующего порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Показатель "Количество учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" на конец 2012 года составил 24,8%.
Активная деятельность органов управления образованием администраций муниципальных образований и государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" (далее - АРИПК) за период 2011 - 2012 годов в рамках внедрения ФГОС способствовала увеличению доли:
1) управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС, с 36,2% до 39,2%;
2) учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС, с 11,7% до 30,2%;
3) учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС по персонифицированной модели, с 5,0% до 20,0%";
4) прочего педагогического персонала, который прошел курсы повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку в соответствии с ФГОС по персонифицированной модели, с 7,7% до 14,1%.
В целях совершенствования системы повышения квалификации АРИПК совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" приняли участие в федеральном проекте по апробации многовекторной модели повышения квалификации директоров школ по программе "Современный образовательный менеджмент". Участие в проекте позволило обучить 58 директоров образовательных учреждений Республики Адыгея за счет средств федерального бюджета и апробировать возможность внедрения в систему повышения квалификации блочно-модульного построения программы обучения и накопительной системы повышения квалификации.
С 2011 года специалисты системы образования Республики Адыгея принимают участие в программе "Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 - 2014 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 1665-р. В 2011 - 2012 годах 43 специалиста категории "Руководитель" муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений прошли обучение в городе Москве и в городе Ростове-на-Дону. Двое из них были направлена на стажировку в Австрию.
Начиная с 2011 года, все обучающиеся по ФГОС обеспечиваются бесплатными комплектами учебников. В 2011 году были закуплены комплекты учебников для всех первоклассников Республики Адыгея, а также для обучающихся 2-3-х классов общеобразовательных учреждений, перешедших по мере готовности на обучение по ФГОС.
Укомплектованность школьных библиотек увеличилась за счет пополнения их фондов на более чем 150 тысяч экземпляров учебников. Кроме этого, для всех обучающихся 4-х классов приобретены учебники по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики".
За последние два года значительно увеличилась доля общеобразовательных учреждений, обеспечивающих современные условия для получения качественного общего образования. Если по итогам реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2011 году свыше 57% обучающихся имели возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и свыше 68% - интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС начального общего образования, то по итогам 2012 года количество обучающихся, которым будет предоставлена такая возможность, увеличилось до 80%.
В рамках реализации мероприятий комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея по направлению "Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся" разработана модель региональной системы дистанционного образования. В 2011 году созданы региональный центр дистанционного образования на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская гимназия" и 9 муниципальных центров дистанционного образования. В 2012 году к действующей сети подключены еще 25 муниципальных общеобразовательных учреждений (более 4500 обучающихся), в том числе 2 малокомплектные школы.
За счет реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея удалось значительно улучшить материальную базу общеобразовательных учреждений. Приобретение новой компьютерной техники позволило довести показатель "Количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер" до 10 (2009 год - 21; 2010 год - 19; 2011 год -16).
Кроме этого, в 25 общеобразовательных учреждениях в соответствии с техническими возможностями провайдера (открытого акционерного общества "Ростелеком") увеличена пропускная способность интернет-трафика до 2Мб/с, что позволило обеспечить выполнение требований, предъявляемых к современным условиям обучения в данных общеобразовательных учреждениях. Указанные требования способствовали началу работ провайдера (открытого акционерного общества "Ростелеком") по проведению оптоволоконных линий связи в муниципальных образованиях Республики Адыгея и улучшению качества доступа к сети Интернет во всех общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея.
В 9 общеобразовательных учреждениях выполнен капитальный ремонт кровли, в 8 - произведена замена деревянных оконных блоков на металлопластиковые оконные блоки, в 2 - проведен капитальный ремонт системы отопления, в 1 - капитальный ремонт спортивного зала, в 1 - актового зала, в 1 - столовой.
В результате выполненных работ в Республике Адыгея количество общеобразовательных учреждений, нуждающихся в смене оконных блоков, уменьшилось на 50%, имеющих проблемы с мягкими кровлями - на 90%.
20 общеобразовательных учреждений (13%) полностью оснащены современным учебно-наглядным оборудованием по всем предметам.
Более 50% общеобразовательных учреждений получили комплекты оборудования по 2-3 предметам. Потребность общеобразовательных учреждений в современном учебно-наглядном оборудовании снизилась с 70% до 50%.
Показатель обеспеченности медицинских кабинетов медицинским оборудованием и школьных столовых технологическим оборудованием на конец 2012 года составил 100%.
Потребность в спортоборудовании у общеобразовательных учреждений снизилась на 12% и составляет 40%.
В рамках реализации мероприятий по энергосбережению доля общеобразовательных учреждений, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт, а также разработавших программу энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов доведена до 100%.
В результате проведенных мероприятий проведена замена котлов в 18 школах. Счетчики тепловой энергии отсутствуют только в 3 школах, а счетчики на воду - в 4 школах.
Мониторинг удовлетворенности качеством общего образования, проводимый Министерством ежегодно в рамках мероприятий по развитию и обеспечению функционирования региональной системы оценки качества образования в Республике Адыгея, свидетельствует о повышении показателей удовлетворенности современными условиями образования, в том числе по всем направлениям образовательного процесса (организационному, административному, социально-психологическому, деятельностному). Рост индекса удовлетворенности среди участников образовательного процесса (учителей, родителей, учеников):
1) административной стороной образовательного процесса составил 3% (с 79,6% до 82,6%);
2) организационной стороной образовательного процесса составил 3,7% (с 73,1% до 76,8%);
3) социально-психологической стороной образовательного процесса составил 2,8% (с 83,4% до 86,2%).
В рамках реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая регулирование основных направлений модернизации общего образования в Республике Адыгея, регламентирующая совершенствование нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений и новой системы оплаты труда, введение новых стандартов общего образования, организацию аттестации педагогических работников, дистанционное образование.
Ежегодно Министерством, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями разрабатываются комплексы мер по модернизации общего образования, заключаются соответствующие соглашения.
Для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, общеобразовательных учреждений распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 июля 2011 года N 233-р "О Координационном совете по модернизации общего образования в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2011, N 7; 2012, N 4) создан Координационный совет по модернизации общего образования в Республике Адыгея.
С целью информационного сопровождения комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея регулярно проводятся совещания, пресс-конференции с руководителями органов управления образованием муниципальных образований, руководителями общеобразовательных учреждений, педагогической общественностью, представителями профсоюзных и общественных организаций.
С целью широкого и своевременного информирования заинтересованной общественности о ходе реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея с июля 2011 года на сайте Министерства открыта страница "Модернизация общего образования".
С целью оперативного реагирования на обращения педагогических работников по вопросам выплаты заработной платы в Министерстве работает телефонная "горячая линия".
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 апреля 2014 г. N 84 в раздел II настоящего приложения внесены изменения
II. Меры по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2013 году
Комплекс мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2013 году (далее - Комплекс мер) является эффективным механизмом в достижении целей и решении задач, стоящих перед республиканской образовательной системой в 2013 году, обеспечивающим продвижение субъекта к достижению стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В результате реализации Комплекса мер в 2013 году планируется достигнуть следующие значения показателей результативности предоставления субсидии:
Таблица 4
Планируемые показатели
результативности предоставления субсидии
Республике Адыгея на конец 2013 года
Номер п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года |
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики |
100% |
2. |
Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) |
37% |
2.1. |
Начальное общее образование |
82% |
2.2. |
Основное общее образование |
7% |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование |
0 |
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников |
65% |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений |
85% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений |
23% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
Результатом реализации Комплекса мер в 2013 году станет создание условий, способствующих получению обучающимися качественного общего образования.
В 2013 году мероприятия Комплекса мер будут реализовываться в государственных общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея, муниципальных общеобразовательных учреждениях и имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.
Достигнутое в декабре 2012 года соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования и средней заработной платы по Республике Адыгея в 2013 году будет сохранено.
План-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Республики Адыгея в 2013 году приведен в приложении N 1.
В 2013 году по ФГОС начального общего образования будут обучаться учащиеся 1-3-х классов всех общеобразовательных учреждений республики.
В общеобразовательных учреждениях по мере готовности продолжится апробация введения ФГОС:
1) начального общего образования (36 школ, около 1500 обучающихся 4-х классов);
2) основного общего образования (16 школ, свыше 1500 обучающихся 5-6-х классов).
К концу 2013 года все учителя начальной и основной школы пройдут повышение квалификации для работы по ФГОС. Министерством предусмотрены меры по дальнейшему развитию дистанционного образования: к действующей сети (35 общеобразовательных учреждений) в 2013 году планируется подключение еще 2 школ, приобретение для них компьютерной техники и современного оборудования, увеличение пропускной способности интернет-трафика.
Также запланированы дальнейшее оснащение регионального центра дистанционного образования, приобретение электронных образовательных курсов, повышение квалификации педагогических работников, участвующих в системе дистанционного образования и другое.
С 2009 года в Республике Адыгея ведется работа по направлению приоритетного национального проекта "Образование" - "Дистанционное образование детей-инвалидов".
В Республике Адыгея созданы условия для дистанционного образования 96 детей-инвалидов. В настоящее время на базе центра, созданного при государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Адыгея "Адыгейская республиканская гимназия", проводятся занятия в дистанционном режиме с 71 обучающимся. В 2013 году на имеющемся в наличии оборудовании планируется начать обучение еще 10 детей-инвалидов.
Для функционирования Центра дистанционного образования детей-инвалидов в республиканском бюджете Республики Адыгея на 2013 год предусмотрено более 15 миллионов рублей.
В 2013 году предусматривается создание в каждом общеобразовательном учреждении действующего на основании устава органа коллегиального управления с участием родителей и представителей местного сообщества, обладающего полномочиями согласовывать программу развития образовательного учреждения, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения, показатели качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
Также с целью стимулирования процессов создания коллегиальных органов управления общеобразовательным учреждением запланировано:
1) проведение республиканского смотра-конкурса публичных докладов;
2) создание региональной экспериментальной площадки в системе образования Республики Адыгея по вопросам коллегиального управления общеобразовательными учреждениями;
3) проведение обучающих семинаров для руководителей образовательных учреждений.
В 2013 году будет проведена работа по популяризации новых Интернет-технологий в практике работы общеобразовательных учреждений: проведение республиканского конкурса блогов школьных учителей, педагогических и образовательных сообществ и республиканского смотра-конкурса "Лучший Интернет-сайт - 2012" по номинациям: "Лучший сайт органа управления образованием"; "Лучший сайт дошкольного образовательного учреждения"; "Лучший школьный сайт"; "Лучший сайт учреждения дополнительного образования детей"; "Лучший сайт учреждения начального и среднего профессионального образования".
К концу 2013 года с помощью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также механизма сетевого взаимодействия между общеобразовательными учреждениями, будут созданы условия, при которых каждый старшеклассник, независимо от места проживания, материальной обеспеченности и физических особенностей, при желании будет иметь возможность обучаться по профилю.
Общий объем средств, предусмотренный на реализацию Комплекса мер в 2013 году, составит 253911 тысяч рублей, в том числе:
1) 216604 тысячи рублей - средства федерального бюджета;
2) 11400 тысяч рублей - средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
3) 25907 тысячи рублей - средства местных бюджетов.
Таблица 5
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер
Мероприятие |
Объемы финансирования (в тысячах рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
|
|
федеральный бюджет (субсидия) |
иные источники финансирования: |
|||
всего |
республиканский бюджет Республики Адыгея |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
|||
1. Приобретение оборудования, в том числе: |
21856,6 |
20913,4 |
943,2 |
0,0 |
943,2 |
0,0 |
1) учебно-лабораторное оборудование |
16474,8 |
15593,6 |
881,2 |
0,0 |
881,2 |
0,0 |
2) учебно-производственное оборудование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3) спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4) спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
62,0 |
0,0 |
62,0 |
0,0 |
62,0 |
0,0 |
5) компьютерное оборудование |
5050,2 |
5050,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6) оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
99,8 |
99,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7) оборудование для школьных столовых |
169,8 |
169,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8) оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
4488,0 |
4488,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3. Пополнение фондов школьных библиотек |
75032,5 |
74782,5 |
250,0 |
0,0 |
250,0 |
0,0 |
4. Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
42069,5 |
32472,1 |
9597,4 |
0,0 |
9597,4 |
0,0 |
5. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников |
12848,5 |
1275,5 |
11573,0 |
11400,0 |
173,0 |
0,0 |
6. Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения, в том числе: |
436,5 |
250,0 |
186,5 |
0,0 |
186,5 |
0,0 |
1) увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
328,5 |
250,0 |
78,5 |
0,0 |
78,5 |
0,0 |
2) обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
108,0 |
0,0 |
108,0 |
0,0 |
108,0 |
0,0 |
7. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
34978,6 |
24863,4 |
10115,2 |
0,0 |
10115,2 |
0,0 |
8. Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
42234,6 |
40052,8 |
2181,8 |
0,0 |
2181,8 |
0,0 |
9. Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
19966,2 |
17506,2 |
2460,0 |
0,0 |
2460,0 |
0,0 |
Итого |
253911 |
216604 |
37307 |
11400 |
25907 |
0 |
55% указанных средств планируется расходовать на проведение капитального ремонта и реконструкцию зданий общеобразовательных учреждений, развитие школьной инфраструктуры, реализацию мер, направленных на энергосбережение (в 2012 году на указанные цели было направлено 37% средств), 29,5%) - на пополнение школьных библиотек (в 2012 году - 6%), 8%) - на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в частности на приобретение учебно-лабораторного, спортивного и компьютерного оборудования (в 2012 году - 48%), 5,6% - на повышение квалификации, 1,8% - на приобретение транспортных средств, 0,1% - на внедрение дистанционного обучения.
В 2013 году в отличие от 2012 года приоритетными в рамках Комплекса мер определены следующие направления:
1) обеспечение бесплатными учебниками обучающихся общеобразовательных учреждений. В рамках средств федеральной субсидии и республиканского бюджета Республики Адыгея будет произведена закупка учебников для всех обучающихся по ФГОС начального общего и основного общего образования, планируется частичное обновление библиотечных фондов школьных библиотек учебниками, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. В 2013 году все учащиеся 1-6 классов Республики Адыгея будут обеспечены необходимыми бесплатными учебниками;
2) увеличение общеобразовательных учреждений, оснащенных туалетами, оборудованными в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения). В 2013 году соответствующие мероприятия будут проведены в 36 школах. В результате на 55% сократится количество образовательных учреждений общего образования, не имеющих теплых туалетов, оснащенных водоснабжением и канализацией, к 2016 году таких учреждений в Республике Адыгея не останется.
В каждую начальную школу будет поставлен комплект мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов.
По итогам реализации мероприятий Комплекса мер в 2013 году:
1) увеличится оснащенность учебных кабинетов за счет приобретения не менее 100 единиц учебного и лабораторного оборудования;
Абзац тридцать четвертый утратил силу;
3) доля общеобразовательных учреждений, оборудованных приборами учета, будет доведена до 100%;
4) в 63%> школ будут проведены работы по текущему и капитальному ремонту, реконструкции зданий общеобразовательных учреждений и мероприятия по энергосбережению, в том числе: смена оконных блоков - в 50 общеобразовательных учреждениях, ремонт кровли - в 20, ремонт системы отопления - в 2, ремонт внутренних помещений - в 60.
За счет выполнения перечисленных мероприятий количество общеобразовательных учреждений, нуждающихся в смене оконных блоков, уменьшится на 50% и составит 15% от общего количества школ.
В 2013 году количество школ, нуждающихся в капитальном ремонте, сократится до 25, а к 2016 году работы по капитальному ремонту будут проведены во всех школах.
В 2012 году все базовые школы обеспечены транспортными средствами для подвоза учащихся из других населенных пунктов. В 2013 году будут приобретены 3 автобуса для подвоза учащихся к школам в пределах одного населенного пункта согласно требованиям санитарных правил и норм.
В 2013 году для реализации Комплекса мер в муниципальных образованиях будут предоставляться субсидии местным бюджетам муниципальных районов (городских округов). Субсидии предоставляются при соблюдении следующих основных условий:
1) наличие в местном бюджете муниципального района (городского округа) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, возникающих при реализации Комплекса мер;
2) наличие утвержденного комплекса мер по модернизации общего образования в муниципальном районе (городском округе);
3) заключение соглашения с Министерством о предоставлении субсидии.
Организационные функции по управлению реализацией Комплекса мер осуществляет Министерство.
План-график реализации мероприятий по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2013 году приведен в приложении N 2.
Распределение субсидии на реализацию Комплекса мер приведено в приложении N 3.
Формирование субвенций местным бюджетам на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется с 2006 года на основе нормативного подушевого финансирования. Нормативы финансирования рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной Законом Республики Адыгея от 8 декабря 2009 года N 310 "О нормативах финансирования обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 12), и ежегодно утверждаются в законе Республике Адыгея о республиканском бюджете Республики Адыгея на соответствующий финансовый год и плановый период. Также постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 1 июня 2009 года N 114 "О Порядке расходования бюджетами муниципальных районов (городских округов) субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законом Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 6; 2010, N 8) утвержден Порядок расходования бюджетами муниципальных районов (городских округов) субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законом Республики Адыгея, в котором определен механизм нормативно-подушевого распределения средств субвенции между муниципальными общеобразовательными учреждениями.
Система нормативного подушевого финансирования в Республике Адыгея разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2006 года N АФ-157/02).
Новая система оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Республики Адыгея введена с 1 сентября 2009 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 1 июня 2009 года N 113 "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея, по видам экономической деятельности" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 6, 12; 2011, N 8, 9; 2012, N 11).
Важной задачей системы образования Республики Адыгея является привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения, формирование у них активной жизненной позиции и развитие молодежных инициатив.
На 31 декабря 2012 года в школах Республики Адыгея работает 521 молодой педагогический работник в возрасте до 29 лет, в том числе ПО были приняты на работу 1 сентября 2012 года.
Около 90% молодых педагогических работников, принятых на работу, продолжают свою деятельность в школе.
С целью развития профессионального мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности в образовательных учреждениях организуются творческие встречи молодых педагогических работников с опытными педагогами, проводятся семинары, работают Школы молодых учителей. Продолжают свое развитие институты наставничества, 335 молодых педагогов имеют педагогов-наставников. Традиционно молодые педагоги становятся участниками ежегодного республиканского фестиваля "Созвездие", в рамках которого педагоги-победители республиканских конкурсов проводят мастер-классы, делятся опытом работы.
В целях поддержки молодых специалистов в рамках празднования в Республике Адыгея Дня учителя прошло чествование 40 молодых учителей, выпускников педагогических вузов 2012 года, трудоустроившихся в школы Республики Адыгея. В ходе чествования им были вручены планшетные компьютеры.
Начиная с 2011 года всем молодым учителям в возрасте до 27 лет, работающим в общеобразовательных учреждениях, осуществляется выплата в размере до 50% от нормативной ставки. Данную выплату в 2012 году получали 323 педагога. В муниципальном образовании "Тахтамукайский район" молодым учителям, принятым на работу в 2012 году, произведена единовременная выплата в размере двух должностных окладов за счет средств местного бюджета.
В соответствии с Планом мероприятий по привлечению молодых педагогических работников в общеобразовательные учреждения в 2013 году будет проведен конкурсный отбор среди молодых педагогов на получение грантовой поддержки, пройдет конкурс молодых учителей со стажем работы до трех лет "Новой школе - новые учителя". С целью профессиональной адаптации молодых специалистов, повышения уровня компетентности молодых учителей, стимулирования творческой активности и стремления к профессиональному росту для молодых педагогов будут организованы семинары, консультации, встречи с членами республиканского клуба "Учитель года Адыгеи".
III. Основные направления модернизации общего образования
в Республике Адыгея на период до 2020 года
Развитие общего образования в Республике Адыгея до 2020 года планируется проводить в соответствии с Государственной программой "Развитие образования в Российской Федерации" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", федеральным и региональным планами мероприятий ("дорожными картами") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы", и национальной образовательной инициативой "Наша новая школа".
Модернизация общего образования в Республике Адыгея продолжится в рамках реализации долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Развитие образования" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 ноября 2010 года N 231 "О долгосрочной целевой программе Республики Адыгея "Развитие образования" на 2011 - 2015 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 11; 2011, N 6, 11; 2012, N 1, 4), включающей в себя мероприятия по:
1) развитию системы воспитания и дополнительного образования детей;
2) развитию системы поддержки талантливых детей;
3) стимулированию творческой активности работников образования;
4) содействию в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений;
5) внедрению современных информационных механизмов;
6) содействию в повышении эффективности бюджетных расходов на образование;
7) развитию региональной системы оценки качества образования;
8) расширению предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.
К 2020 году все обучающиеся общеобразовательных учреждений Республики Адыгея перейдут на обучение по ФГОС.
Все общеобразовательные учреждения будут включены в систему дистанционного образования, обеспечены компьютерной техникой, учебно-программными комплексами и соответствующей пропускной способностью интернет-трафика. Все дети-инвалиды, обучающиеся на дому и не имеющие противопоказаний к работе с компьютером, будут охвачены дистанционным образованием, расширен спектр образовательных услуг дополнительного образования для детей-инвалидов.
В каждом муниципальном образовании минимум в одном общеобразовательном учреждении будут созданы условия для обеспечения инклюзивного образования, позволяющего детям с особыми возможностями развития учиться наравне со всеми остальными.
Созданная система дистанционного обучения позволит внедрить новые методики углубленного обучения сельских школьников, повысить интенсивность и эффективность взаимодействия обучающихся с преподавателем, открыть учащимся доступ к любым образовательным ресурсам. Создание и функционирование региональной образовательной информационной среды приведет к более эффективному поиску, выявлению, обучению и развитию талантливых детей и молодежи.
Будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы сферы образования. Во всех общеобразовательных учреждениях будут выполнены необходимые мероприятия по энергосбережению, потребление энергии в системе общего образования республики снизится на 20% относительно 2010 года. Будут решены вопросы, связанные с антитеррористической и пожарной безопасностью, оснащением общеобразовательных учреждений современным оборудованием, системами водоснабжения, канализации и централизованного отопления, завершением работ по смене мягкой кровли на шатровую крышу и старых деревянных оконных блоков на металлопластиковые окна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.