Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2011 г. N 285 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 23 мая 2011 г. N 83
Долгосрочная целевая программа
Республики Адыгея "Обеспечение жильем молодых семей"
на 2011 - 2015 годы
27 декабря 2011 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Обеспечение
жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", распоряжение Кабинета министров Республики Адыгея от 25 ноября 2010 года N 474-р "О Концепции долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы"
Государственный заказчик Программы - Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея
Основной разработчик Программы - Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея
Цель Программы - предоставление государственной поддержки для улучшения жилищных условий молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий
Задача Программы - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также для оплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному кредиту, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома
Сроки реализации Программы - 2011 - 2015 годы
Основное мероприятие Программы - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома
Основной исполнитель Программы - Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы составляет 97663,95 тысячи рублей, в том числе:
1) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 50000 тысяч рублей;
2) за счет средств местных бюджетов - 47663,95 тысячи рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - реализация Программы позволит обеспечить жильем 360 молодых семей с привлечением на софинансирование средств федерального бюджета и 280 семей за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, местных бюджетов (без софинансирования из федерального бюджета), нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:
1) привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан, средств материнского (семейного) капитала;
2) укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
3) развитие системы ипотечного жилищного кредитования
Организация контроля за выполнением Программы - осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Улучшение жилищных условий молодых семей является важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации.
С 2006 года по 2010 год в рамках реализации Республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Адыгея" на 2006 - 2010 годы улучшили жилищные условия с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов 245 молодых семей.
Однако в условиях финансово-экономического кризиса кредитные организации ужесточили требования к предоставлению ипотечных жилищных кредитов. Практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов от стоимости жилья. Основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для оплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств (от 14,5 процентов и выше).
Как правило, молодые семьи, даже имея достаточный уровень дохода для получения жилищного или ипотечного жилищного кредита или займа, не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит еще не являются собственниками жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, к тому же они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.
Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года в части проведения жилищной политики планируется реализация мероприятий по обеспечению доступным жильем всех категорий граждан, в том числе за счет развития системы ипотечного кредитования.
При подготовке настоящей Программы были проанализированы разные варианты решения проблем в области обеспечения жильем молодых семей, каждый из которых направлен на повышение уровня государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы, но отличается темпами реализации, механизмом государственной поддержки, объемом и структурой финансирования.
Наиболее оптимальным вариантом решения жилищной проблемы молодых семей является комплексный подход к решению проблемы.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить реализацию государственной политики в области обеспечения жильем молодых семей, эффективные механизмы выполнения мероприятий Программы, сконцентрировать финансовые ресурсы на решении конкретных задач в сфере обеспечения жильем молодых семей.
II. Основная цель и задача, сроки реализации Программы
Целью Программы является предоставление государственной поддержки для улучшения жилищных условий молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для решения указанной цели необходимо решить задачу: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также для оплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному кредиту, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Основными принципами реализации Программы являются:
1) добровольность участия в Программе молодых семей;
2) нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством;
3) возможность для молодых семей реализовать свое право на получение бюджетной поддержки за счет средств соответствующих бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках данной Программы только один раз.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2011 - 2015 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
III. Перечень программных мероприятий
Основным мероприятием Программы является предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Объемы и источники финансирования мероприятия Программы по годам ее реализации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Источники финансирования |
Объем финансирования (тысяч рублей), всего |
в том числе по годам |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома | ||||||
Республиканский бюджет Республики Адыгея |
50000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
средства на дополнительную социальную выплату при рождении (усыновлении) ребенка |
1500 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Местные бюджеты |
47663,95 |
8909,5 |
9046,69 |
9511,14 |
10016,56 |
10180,06 |
Итого по Программе |
97663,95 |
18909,5 |
19046,69 |
19511,14 |
20016,56 |
20180,06 |
Сведения о государственных заказчиках мероприятия Программы, исполнителях и получателях субсидий представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование мероприятия |
Государственный заказчик мероприятия (получатель субсидий) |
Исполнитель мероприятия |
Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома |
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, органы местного самоуправления |
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, органы местного самоуправления |
Реализация Программы позволит обеспечить жильем 360 молодых семей с привлечением на софинансирование средств федерального бюджета и 280 семей за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, местных бюджетов (без софинансирования из федерального бюджета), нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:
1) привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан, средств материнского (семейного) капитала;
2) укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
3) развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Для успешной реализации основного мероприятия Программы необходимо осуществить комплекс организационных мероприятий.
Организационные мероприятия на уровне Республики Адыгея предусматривают:
1) сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Республике Адыгея;
2) определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Республики Адыгея на реализацию мероприятий Программы;
3) отбор муниципальных образований для участия в Программе и распределение субсидий между муниципальными образованиями по Методике распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы (далее Методика), согласно приложению N 1 к настоящей Программе;
4) отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
5) обеспечение освещения цели и задач Программы в средствах массовой информации;
6) проведение мониторинга реализации Программы на уровне Республики Адыгея, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - подпрограмма).
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 97663,95 тысячи рублей, в том числе:
1) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 50000 тысяч рублей;
2) за счет средств местных бюджетов - 47663,95 тысячи рублей.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию аналогичных федеральным долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
Предоставление субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Адыгея на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья будет осуществляться в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила предоставления субсидии).
Привлечение средств местных бюджетов будет осуществляться в соответствии с разделом VII Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 24 апреля 2009 года N 85 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N 4).
Объемы финансирования Программы подлежат уточнению по результатам оценки эффективности реализации долгосрочных программ, проводимой Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 апреля 2009 года N 85 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Адыгея, их формирования и реализации".
V. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит в 2011 - 2015 годах обеспечить жильем 360 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с привлечением на софинансирование средств федерального бюджета, 280 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при финансировании за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов, а также будет способствовать развитию системы ипотечного жилищного кредитования с привлечением в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья на сумму более 50 миллионов рублей, а также собственных средств граждан и средств материнского (семейного) капитала.
Показатели эффективности выполнения Программы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
VI. Механизм реализации Программы
Министерство строительства, транспорта жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (далее - Министерство) как государственный заказчик Программы осуществляет:
1) общее управление Программой;
2) обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, а также с юридическими лицами, участвующими в реализации Программы;
3) прием от органов местного самоуправления заявок на участие в Программе;
4) участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме;
5) осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией Программы;
6) организацию мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий Программы и соответствия результатов целевым показателям Программы;
7) проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделяемых на выполнение Программы.
Реализация Программы предполагает взаимодействие Министерства и органов местного самоуправления.
Для реализации мероприятий Программы органам местного самоуправления рекомендовано разработать аналогичные муниципальные целевые программы в связи с тем, что мероприятие Программы предусматривает предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ.
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством и муниципальным образованием, о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются:
1) порядок предоставления субсидии;
2) сведения о размере субсидии;
3) обязательство муниципального образования об использовании субсидии в целях, предусмотренных соглашением, и о представлении отчетов об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
4) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
5) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Под молодой семьей понимается семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия Министерством решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома (далее - социальная выплата) в планируемом году не превышает 35 лет (далее - молодая семья).
Молодой семье предоставляется социальная выплата для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Социальная выплата может быть использована также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Социальная выплата на погашение основной суммы долга и уплату процентов осуществляется по соответствующим кредитным договорам (договорам займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, заключенным с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года, при этом на момент заключения данных кредитных договоров (договоров займа), молодая семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Расчетная (средняя) стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по следующей формуле:
,
где:
- расчетная (средняя) стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;
- норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными пунктом 11 Правил;
- размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 12 Правил.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - Свидетельство), указывается в Свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее 40 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья, принимаемой при расчете размера социальной выплаты.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Республики Адыгея.
При рождении (усыновлении) 1 ребенка в период после выдачи молодой семье Свидетельства и до момента приобретения жилья, а в случае строительства индивидуального жилого дома до момента заключения договора подряда на строительство (завершение строительства) индивидуального жилого дома, но не позднее 20 ноября года, в котором была предоставлена социальная выплата, данной молодой семье выделяется дополнительная социальная выплата из республиканского бюджета Республики Адыгея в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Молодой семье выдается свидетельство о праве на получение дополнительной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - дополнительная социальная выплата).
При этом расчетная (средняя) стоимость жилья, принимаемая при расчете дополнительной социальной выплаты в размере не менее 5%, определяется с учетом родившегося (усыновленного) ребенка.
В случае выделения дополнительной социальной выплаты общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи должна быть с учетом родившегося (усыновленного) ребенка, и не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.
В качестве механизма доведения дополнительной социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение дополнительной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, форма которого устанавливается Министерством.
Абзац тридцать шестой утратил силу.
См. текст абзаца тридцать шестого раздела VI
Уровень софинансирования за счет средств:
1) федерального бюджета определяется в соответствии с Правилами предоставления субсидии;
2) республиканского бюджета Республики Адыгея - не менее 25% от размера социальной выплаты;
3) местных бюджетов - не менее 25% от размера социальной выплаты.
Абзац сорок первый утратил силу.
См. текст абзаца сорок первого раздела VI
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, а также займы, предоставляемые любыми организациями и (или) физическими лицами.
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливается Кабинетом министров Республики Адыгея.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться Свидетельство, форма которого установлена Правилами.
Свидетельство, Свидетельство о праве на получение дополнительной социальной выплаты сдаются его владельцем в кредитное учреждение, отобранное государственным заказчиком Программы для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила).
Отбор кредитных учреждений для участия в реализации Программы будет осуществляться государственным заказчиком Программы, участвующим в реализации подпрограммы.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Программы, подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Министерством.
Распределение субсидий, выделяемых из республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе и за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации Программы, осуществляется в соответствии с Методикой.
Прекращение реализации мероприятий Программы или изменения в Программе возможны при условии наличия следующих внешних факторов, негативно влияющих на реализацию Программы:
1) отсутствие финансирования (неполное финансирование) из источников, предусмотренных Программой;
2) изменение федерального законодательства;
3) форс-мажорные обстоятельства.
Мероприятиями по минимизации негативного влияния внешних факторов являются:
1) привлечение в установленном порядке дополнительных источников финансирования;
2) принятие соответствующих нормативных правовых актов Республики Адыгея при изменении федерального законодательства.
Организация контроля за исполнением Программы осуществляется Кабинетом министров Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.