Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Мероприятия Программы стимулирования развития
жилищного строительства в 2011 - 2015 годах
Пункт 1. Мероприятия Программы стимулирования развития
жилищного строительства в 2011 - 2015 годах
Для достижения установленных целевых параметров Программы, установленных в параграфе 3 главы 2 настоящей Программы, необходима реализация комплекса мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности участников рынка жилищного строительства и обеспечивающих стимулирование покупательской активности на этом рынке, в том числе включающих:
разработку градостроительной документации;
выделение и комплексное обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой под жилую застройку, в том числе малоэтажную;
обеспечение земельных участков объектами как коммунальной, так и социальной инфраструктуры;
проведение реконструкции объектов коммунального назначения с целью увеличения мощностей и дополнительного развития на их базе жилищного строительства;
улучшение качества жилищного фонда за счет обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в помещениях, не отвечающим установленным требованиям;
развитие производственной базы стройиндустрии;
обеспечение повышения платежеспособности населения, в том числе молодых семей, при приобретении жилья за счет оказания государственной поддержки и развития института ипотечного жилищного кредитования.
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в пункте 1 главы 2 настоящей Программы, осуществляются в соответствии с Перечнем мероприятий Программы (приложение N 1 к Программе).
Пункт 2. Градостроительное планирование развития территорий.
Снижение административных барьеров в области строительства
Обязательные условия, которым должны соответствовать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, следующие:
- наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
- наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Государственная поддержка реализации проектов будет предоставляться при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы стимулирования развития жилищного строительства, предусматривающей, в том числе, и разработку документов территориального планирования.
При отсутствии документов территориального планирования и документации по планировке территорий невозможно развитие комплексной застройки, в том числе строительства жилья экономического класса, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, отсутствие документов территориального планирования сегодня является большим сдерживающим фактором для многих процессов в строительстве, а также для разработки правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
Правила землепользования и застройки посредством единого документа нормативного характера обеспечивают публичное предъявление четких и понятных "правил игры", что позволяет снизить существующие административные барьеры в области градостроительной деятельности.
Административные барьеры существуют при выделении земель, подключении новых объектов к сетям инженерно-технической инфраструктуры и электрическим сетям, выдачи разрешения на строительство и проведении экспертизы проектной документации.
Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности определено, что органами государственной власти, органами местного самоуправления с 1 января 2012 года не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
С 1 января 2012 года также не допускается выдача разрешений на строительство объектов всех форм собственности при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
В целях активизации разработки документов территориального планирования органам местного самоуправления в 2009 году из республиканского бюджета на разработку документов территориального планирования были выделены субсидии на общую сумму 9 млн. рублей.
Это позволило осуществить подготовку генеральных планов 13 поселений республики.
С отставанием ведется разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования более чем в половине поселений.
Процедура подготовки и утверждения документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации, является длительной по времени и финансово затратной.
В связи с вступлением с 10 января 2009 года в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разработка документов территориального планирования муниципального уровня должна быть осуществлена за счет местных бюджетов.
На территории Республики Адыгея 60 муниципальных образований, в том числе:
- сельских поселений - 46
- городских поселений - 5
- муниципальных районов - 7
- городских округов - 2
До 1 января 2012 года необходимо обеспечить разработку генеральных планов и правил землепользования и застройки 51 муниципального образования, что потребует финансирования из местных бюджетов порядка 20,0 млн. рублей.
На территории Республики Адыгея этим правом готовы воспользоваться ориентировочно 7 сельских поселений. Таким образом, основной задачей разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования является разработка генеральных планов административных центров муниципальных районов республики и правил землепользования и застройки поселений и городских округов республики.
Местные нормативы градостроительного проектирования не утверждены ни одним органом местного самоуправления республики. Главными причинами, препятствующими разработке документов территориального планирования муниципального уровня, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий муниципальных образований и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки из средств местных бюджетов.
Для обеспечения устойчивого развития территории Республики Адыгея, сбалансированного учета экологических, экономических и социальных, факторов при осуществлении градостроительной деятельности, создания условий для развития массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного необходимо решить следующие основные задачи:
1. Градостроительное планирование развития территорий:
- стимулирование органов местного самоуправления к разработке и утверждению генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений республики, к подготовке и утверждению документации по планировке территорий в целях жилищного строительства;
- осуществление строительства на основе утвержденных генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий;
- развитие и совершенствование законодательства о градостроительной деятельности в Республике Адыгея;
- осуществление мониторинга и управления развитием территории Республики Адыгея.
2. Снижение административных барьеров в республики градостроительной деятельности:
- стимулирование органов местного самоуправления по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства и получения разрешения на строительство, а также оптимизации условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения;
- снижение административных барьеров при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получении разрешения на строительство;
обеспечение снижения административных барьеров при реализации хозяйствующими субъектами инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства;
- перевод в электронный вид оказываемых государственных услуг при реализации инвестиционных проектов, организация работы с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна".
Общий объем финансирования мероприятий по градостроительному планированию развития территорий, в части организация разработки генеральных планов городских и сельских поселений составит 20000 тыс. рублей, в том числе:
- средства бюджета Республики Адыгея - 5000 тыс. рублей, в соответствии с долгосрочной целевой программой Республики Адыгея "Градостроительное развитие" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея 16.08.2010 года N 151;
- средства местных бюджетов (предполагаемые) - 15000 тыс. рублей;
Реализация мероприятий осуществляется на уровне органов исполнительной и законодательной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству осуществляет мониторинг исполнения мероприятий и обеспечивает контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, координирует взаимодействие органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления, оказывает содействие органам местного самоуправления при подготовке муниципальных программ.
Успешная реализация мероприятий по градостроительному планированию развития территорий позволит обеспечить к 2012 году документами территориального планирования поселения республики.
Документы территориального планирования позволят планировать бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, дадут ориентиры для инвестиционного развития территорий в целом, обеспечат комплексный подход к освоению и развитию территорий для массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Кроме того, успешная реализация вышеназванных мероприятий позволит снизить административные барьеры в области градостроительной деятельности и внедрить в практику электронную систему согласования документации, а также повысит конкурентоспособность территории, рациональное использование ресурсного потенциала территории республики.
Пункт 3. Мероприятия по обеспечению жилищного строительства
земельными участками, в том числе под строительство
малоэтажного жилья и жилья эконом-класса
1. Вовлечение в хозяйственный оборот для целей жилищного строительства земельных участков на территории Республики Адыгея, находящихся в федеральной собственности, в рамках осуществления взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС).
Реализация мероприятий предусматривается в соответствии с Соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) между Республикой Адыгея и Фондом РЖС от 22 июня 2009 года.
Перечень земельных участков, заявки по которым переданы для формирования имущества Фонда РЖС
N п/п |
Местоположение участка |
Кадастровый номер |
Площадь, гектаров |
Планируемый объем ввода жилья, кв. метров |
Срок освоения, годы |
1 |
город Майкоп, улица Низпоташная, 114 |
01:08:0519000:9 |
63,7 |
46260 |
2012- 2015 |
2 |
город Майкоп, улица Михайлова, 23 |
01:08:0519038:25 |
8,07 |
29052 |
2012- 2015 |
3 |
город Майкоп, улица Михайлова, 21 |
01:08:0519038:26 |
0,14 |
504 |
2012- 2015 |
4 |
город Майкоп, улица Михайлова, 25 |
01:08:0519038:28 |
0,52 |
1872 |
2012- 2015 |
5 |
город Майкоп, улица Горная |
01:08:0519000:9 |
15,69 |
56484 |
2012 - 2015 |
6 |
город Майкоп, улица Михайлова, квартал, 407-е |
01:08:0519044:7 |
2,91 |
10476 |
2012 - 2015 |
7 |
город Майкоп, улица Михайлова, квартал 407-е |
01:08:0519000:10 |
5,11 |
18396 |
2012 - 2015 |
8 |
город Майкоп, улица Гаражная,2 |
01:08:0519038:27 |
1,47 |
5292 |
2012 - 2015 |
9 |
Теучежский район, Тлюстенхабльское городское поселение |
01:06:2500001:58 |
226,94 |
163400 |
2012 - 1015 |
|
Итого |
|
324,55 |
299236 |
|
В случае их использования в целях жилищного строительства на данных земельных участках, планируется осуществление строительства и ввод в эксплуатацию жилья до 2015 года с ориентировочным вводом около 300 тыс. кв. метров, в том числе многоэтажного жилья - 84,3 тыс. кв. метров.
Приоритетный перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых может быть организовано строительство жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного в порядке взаимодействия с Фондом РЖС, приведен в приложении N 4 к Программе.
2. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, освобождаемых в результате ликвидации на этих участках аварийного и ветхого жилья.
При этом средства местных бюджетов, полученные в результате распоряжения земельными участками, изъятыми для муниципальных нужд при реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, планируются использовать исключительно на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пункт 4. Мероприятия по обеспечению территорий жилой застройки
объектами коммунальной инфраструктуры
Уровень комфортности жилья и уровень жизни населения в значительной степени зависит от состояния жилищного фонда, в том числе от бесперебойного обеспечения населения качественными коммунальными услугами.
Несмотря на то, что в модернизацию жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ежегодно вкладываются инвестиции в объеме от 50 до 200 млн. рублей, темпы обновления основных фондов жилищно-коммунального комплекса отстают от темпов их старения, и средний износ основных фондов сохраняется на уровне около 60 процентов. Большинство коммунальных инженерных систем Республики Адыгея были введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1980 годы и построены без учета современных требований, что приводит к завышению затрат на производство коммунальных услуг.
Инвестиционные проекты развития коммунальной инфраструктуры, как правило, имеют высокую стоимость. В целях выполнения капиталоемких проектов строительства и реконструкции муниципальных объектов коммунального назначения будут привлечены внебюджетные средства организаций коммунального комплекса и средства бюджетов различных уровней.
Поэтому в рамках реализации данных мероприятий предусматриваются следующие механизмы создания и обновления объектов коммунальной инфраструктуры.
1. Строительство объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться организациями коммунального комплекса с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение к построенным объектам, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы будут коррелировать с разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
2. Оказание государственной поддержки муниципальным образованиям в развитии коммунальной инфраструктуры планируется оказать в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы Республики Адыгея "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" на 2011 - 2015 годы.
На реализацию мероприятий планируется направить 906 млн. рублей на условиях софинансирования строительства (реконструкции) коммунальных объектов муниципальной собственности из республиканского бюджета Республики Адыгея, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Реализация мероприятий направлена на развитие и улучшение технического состояния централизованных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения, обустройству полигонов твердых бытовых отходов.
Перечень объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности, подлежащих модернизации приведен в приложении N 5 к Программе.
Для развития индивидуального жилищного строительства предусматриваются дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение застраиваемых земельных участков.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 февраля 2011 г. N 15 в пункт 5 главы 3 настоящего приложения внесены изменения
Пункт 5. Комплексное освоение и развитие территорий
в целях жилищного строительства
Большое значение в целях увеличения объемов строительства жилья имеет проведение мероприятий по поддержке и реализации в республике крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий.
Механизм реализации государственной поддержки по данному направлению определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и заключается в предоставлении на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Адыгея субсидий на следующие цели:
возмещение затрат застройщиков по проектам жилищного строительства по уплате процентов по кредитам, привлеченным для обеспечения территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры;
- финансирование строительства автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой многоквартирной и малоэтажной жилой застройки;
финансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы для проектов комплексного освоения и развития территорий.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства в Республике Адыгея являются:
- низкая готовность органов местного самоуправления муниципальных образований области к участию в реализации мероприятий по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства по подпрограмме в связи с тем, что к ним предъявляются требования наличия документов территориального планирования и градостроительного зонирования, разработка которых требует определенного периода времени и средств;
- чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство;
отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой;
- непрозрачные и обременительные для застройщиков условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры;
- небольшой опыт у российских кредитных организаций в отношении практики кредитования проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- отсутствие возможностей у юридических лиц в привлечении кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, в связи с отсутствием залогового обеспечения кредита.
В большинстве муниципальных образований не утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений, в связи с чем, не разработаны программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанные на зафиксированных в генеральных планах прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемого объема строительства.
Отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной структуры и автомобильных дорог, необходимых для обеспечения комплексного освоения и развития территорий, что приводит к отставанию строительства объектов социальной сферы, автодорог, инженерных сетей, упадку коммунального хозяйства существующих поселений.
Существует потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и в комплексном развитии застроенных территорий с целью их более эффективного использования и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках привел к необходимости создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем строительства жилья эконом-класса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.
Реализация мероприятий по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента строительства жилья эконом-класса, решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий.
Увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено развитием коммунальной и социальной инфраструктур, строительством автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.
Для обеспечения комплексного освоения и развития территорий для массового строительства на конкурентном рынке жилья экономического класса, в том числе малоэтажного строительства, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. необходимо решить следующие основные задачи:
- стимулировать органы местного самоуправления к разработке и утверждению генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья эконом-класса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;
- разработать и реализовать проекты комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, предусматривающие обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами, строительство жилья эконом-класса;
- инициировать подготовку и утверждение муниципальных адресных программ по развитию застроенных территорий;
- инициировать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию административных барьеров в строительстве.
Заказчиками инвестиционных проектов развития инженерной и социальной инфраструктур могут выступать органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщики.
Кроме того, будут проведены мероприятия по стимулированию органов местного самоуправления по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства и получения разрешения на строительство, а также оптимизации условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Общий объем финансирования мероприятий в 2011 - 2015 годах составит 5381860 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета (предполагаемые) - 305000 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Адыгея - 305000 тыс. рублей;
внебюджетные средства (предполагаемые) - 4771860 тыс. рублей;
Ресурсное обеспечение мероприятий по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства приведено в приложении N 6 к Программе.
Конкретные объемы средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидий на развитие социальной инфраструктуры, субсидий на обеспечение автомобильными дорогами будут зависеть от объемов и сроков реализации проектов, сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок по кредитам и других факторов.
Механизм реализации мероприятий и контроль за ходом их выполнения
Организационное обеспечение реализации Программы заключается в реализации взаимодействия федеральных и органов исполнительной и законодательной власти Республики Адыгея, а также органов местного самоуправления.
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея осуществляет мониторинг исполнения мероприятий Программы, координирует взаимодействие органов исполнительной власти Республики Адыгея.
Финансовые механизмы реализации мероприятий, предусматривающие субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направлены, в первую очередь, на привлечение банковских кредитных ресурсов для финансирования проектов по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства и повышение привлекательности их кредитования.
Заемщиками при реализации таких проектов могут выступать органы исполнительной власти Республики Адыгея, органы местного самоуправления и юридические лица, в том числе Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Возврат кредитов, предоставленных на реализацию таких проектов, может быть обеспечен за счет различных источников, в том числе продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, продажи или предоставления в наем жилья, построенного в рамках проектов, и другое).
В зависимости от конкретной ситуации, основным исполнителем реализации проектов могут выступать органы исполнительной власти Республики Адыгея, органы местного самоуправления или юридические лица, в том числе Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Для участия в подпрограмме муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться проекты, должны соответствовать следующим условиям:
- наличие утвержденного генерального плана городского округа или городского, сельского поселения;
наличие утвержденных правил землепользования и застройки городского округа или городского, сельского поселения;
- наличие утвержденной документации по планировке территорий, предназначенных для жилищного строительства в рамках реализуемого проекта;
- наличие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утвержденной органами местного самоуправления, на территории которых будут реализовываться данные проекты;
- наличие введенной платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа на подключение.
Предпочтение будет отдаваться тем муниципальным образованиям, в которых не выявлено нарушений действующего законодательства при проведении процедур предоставления земельного участка для жилищного строительства и выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
Мероприятия, направленные на вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков и комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, может быть реализована только с использованием всего потенциала возможностей государственно-частного партнерства.
Инвесторам, реализующим в Республике Адыгея инвестиционные проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, могут быть предоставлены государственные гарантии за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в качестве обеспечения исполнения обязательств инвесторов по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Для строительства жилья эконом-класса в планируемых объемах и для снижения стоимости одного кв. метра необходимо разделение стоимости строительства жилья и стоимости строительства инженерных сетей.
Строительство объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться организациями коммунального комплекса - сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией.
Окупаемость затрат на строительство объектов коммунальной инфраструктуры достигается путем формирования и утверждения инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение построенных объектов, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы будут коррелироваться с разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий
Предусмотренные меры поддержки проектов комплексного освоения и развития территорий в целях строительства жилья экономического класса на федеральном, региональном и местном и внебюджетном уровнях позволят обеспечить ввод жилья в объеме 647 тыс. кв. метров общей площади.
Применение механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства и внедрение стандартов строительства жилья эконом-класса позволят снизить стоимость жилищного строительства, что, в свою очередь, повысит доступность жилья для населения.
Успешная реализация мероприятий позволит обеспечить к 2015 году:
- увеличение доли ввода жилья экономического класса до 65 процентов от общего объема ввода жилья,
- увеличение доли годового ввода малоэтажного жилья до 80 процентов,
- развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;
формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;
- увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.
В ситуации стабилизации экономики и выхода строительной отрасли из кризиса, особое внимание будет уделяться проектам комплексного освоения территорий жилой застройки, в том числе и возобновления реализации ранее приостановленных инвестиционных проектов.
Приоритетными направлениями комплексного обеспечения территорий в целях жилищного строительства, реализуемых на территории Республики Адыгея определены следующие инвестиционные проекты:
N п/п |
Наименование проекта |
Площадь территории, га |
Общий объем жилья, тыс. кв. метров |
Планируемый ввод жилья в 2011-2015 годах, тыс. кв. метров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
г. Майкоп | ||||
1 |
Жилой район "Восточный |
550 |
800,0 |
53,00 |
2 |
Комплексная застройка Западной части города Майкопа |
99,04 |
565,07 |
55,1 |
3 |
Застройка территории кварталов 251, 274-276 в городе Майкопе |
15,0 |
62,1 |
62,1 |
4 |
Застройка части хутора Гавердовский муниципального образования "Город Майкоп" |
33,0 |
174,8 |
174,8 |
Майкопский район | ||||
1 |
Комплексная застройка юго-восточной части хутора Садовый |
19,67 |
180ї0 |
- |
2 |
Комплексная застройка в ауле Мафэхабль |
89,51 |
402.8 |
- |
Тахтамукайский район | ||||
1 |
Комплексная застройка в юго-западной части поселка Новая Адыгея |
130,21 |
585,95 |
- |
2 |
Комплексная застройка в хуторе Хомуты |
150,67 |
678,42 |
93,8 |
3 |
Комплексная застройка п. Яблоновский, в том числе: Жилой микрорайон "Солнечный", поселок Яблоновский, улица Шоссейная, 72, Жилая застройка коттеджного типа. поселок Яблоновский, 7-й микрорайон, улица Космическая - Луговая, (193 коттеджа) |
32,4 |
208,2 |
208,2 |
Теучежский район | ||||
1 |
Комплексная застройка в ауле Тугургой |
17,97 |
80,87 |
- |
|
Итого |
1137,47 |
3738,21 |
647 |
Конкретные объемы средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидий на развитие социальной инфраструктуры, субсидий на обеспечение автомобильными дорогами будут зависеть от объемов и сроков реализации проектов, сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок по кредитам и других факторов.
Сетевой график реализации основных мероприятий комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства на территории Республики Адыгея в 2011 - 2015 годах приведен в приложении N 3 к Программе.
Пункт 6. Мероприятия по развитию производственной
базы строительного комплекса Республики Адыгея
В структуру промышленности строительных материалов Республики Адыгея входят более 20 крупных и средних предприятий, где производятся: кирпич строительный, бетон и железобетонные изделия, материалы строительные нерудные и пористые заполнители.
В 2009 году предприятиями промышленности строительных материалов произведено:
стеновые материалы (без стеновых железобетонных панелей) 23,7 млн. штук условного кирпича (темп роста к соответствующему периоду прошлого года-91,1%);
кирпич строительный - 20,2 млн. штук условного кирпича (темп роста к соответствующему периоду прошлого года- 100,5 %);
конструкции и детали сборные железобетонные - 7,9 тыс. куб. метров (темп роста к соответствующему периоду прошлого года 63,2 %);
материалы строительные нерудные - 979,2 тыс. куб. метров (темп роста к соответствующему периоду прошлого года - 51,9 %); в том числе:
щебень и гравий - 536,3 тыс. куб. метров (темп роста к соответствующему периоду прошлого года - 41,4 %).
Производство основных строительных материалов на территории Республики Адыгея к 2015 году
Наименование |
2010 г. прогноз |
2015 г. оценка |
% 2015 года к 2010 году |
|
|
|
|
стеновые материалы (без стеновых железобетонных панелей), млн. штук условного кирпича |
32,6 |
45 |
138,0 |
сборные ЖБИ и К, тыс. куб. метров |
12,5 |
215,0 |
в 17,2 раза |
материалы строительные нерудные, тыс. куб. метров |
2200 |
3300 |
150,0 |
гипс, сухие строительные смеси, тыс.тонн |
170,0 |
185,0 |
108,8 |
гипсокартон, пазогребневые плиты, млн. кв. метров |
0,152 |
6,3 |
в 41,4 раза |
панели и другие конструкции (блок-контейнеры "МобиКон" и быстровозводимые здания "ВолДом"), тыс.кв. метров |
35,0 |
45,0 |
128,6 |
полиэтиленовые трубы, тонн |
300 |
1300 |
в 4,3 раза |
В настоящее время, исходя из анализа сырьевой базы Республики Адыгея и растущего спроса на строительные материалы, прорабатываются перспективные инвестиционные проекты по строительству на территории республики:
- заводов по выпуску строительного кирпича в Теучежском и Красногвардейском районах мощностью от 10 до 20 млн. штук, в год;
- заводов по производству нерудных строительных материалов в Кошехабльском и Красногвардейском районах мощностью 500 тыс. куб. метров в год;
- завода по производству нерудных строительных материалов в Шовгеновском районе, мощностью 700 тыс. куб. метров в год;
- заводов по производству сухих строительных смесей мощностью -35-100 тыс. тонн в год в г. Майкопе и Майкопском районе.
С 2008 - 2010 годы на территории Республики Адыгея были введены следующие производственные мощности:
1) В городе Адыгейске открыт завод по производству блок-контейнеров "Мобиком" и панелей "ВолДом", которое произвело продукции: блок контейнеров - 122 шт., сблокированных зданий "МобиКон" - 2091 штук, быстровозводимых зданий "ВолДом" общей площадью - 296,9 кв. метров, на общую сумму 261,3 млн. рублей, при этом было обеспечено работой более 140 человек. Кроме того, введена в эксплуатацию первая линия цеха по производству вспученного перлитового песка марок М-75, М-100 и агроперлит.
2) В городе Майкопе введена в эксплуатацию первая очередь завода по производству полиэтиленовых труб на базе ООО "Южгазстрой" (трубы газопроводные диаметром от 63 мм до 250 мм, от 3 до 10 атмосфер; трубы водопроводные диаметром от 63 мм до 250 мм, от 3 до 16 атмосфер) производственной мощностью от 0,3 до 4 метров в минуту готового изделия.
Открыто новое предприятие по производству блоков стеновых, полублоков, плитки тротуарной, бордюров дорожных.
3) В ауле Бжедугхабль Красногвардейского района открыт дробильно-сортировочный комплекс по выпуску нерудных строительных материалов
4) В поселке Тлюстенхабль Теучежского района открыто предприятие, которое специализируется на выпуске пенно-бетонных блоков.
В рамках реализации данной Программы предусматривается внедрение в производство новых мощностей: технологических линий и производств, которые обеспечивают потребности Республики Адыгея, и ряда соседних регионов в современных строительных материалах, которые будут использоваться для жилищного строительства, в том числе малоэтажного и многоэтажного жилья эконом-класса, и позволят добиться снижения стоимости строительства жилья.
На реализацию мероприятий планируется привлечь 7351 млн. рублей средств хозяйствующих субъектов, значительно увеличив производство основных строительных материалов к уровню 2010 года.
Перечень инвестиционных проектов развития производственной базы строительного комплекса приведен в приложении N 7.
Реконструкция производственной базы жилищного строительства производится с целью снижения затрат энергоресурсов при эксплуатации жилья, ускорения строительства и повышения качества жилья, применение в строительстве новых прогрессивных малозатратных технологий и материалов.
Плановое проведение мероприятий должно привести к комплексному обеспечению капитального строительства качественными, экологически чистыми, современными по дизайну строительными материалами и возведению объектов, отвечающих требованиям архитектурной выразительности и разнообразия, экономичной эксплуатации как производственных, так и жилых объектов и комфортности жизнедеятельности населения в них.
Пункт 7. Мероприятия по улучшению качества жилищного фонда
В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Республике Адыгея общая площадь ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде Республики Адыгея на конец 2009 составила 189,7 тыс. кв. м, в том числе:
общая площадь ветхого жилья -147,3 тыс. кв. метров;
общая площадь аварийного жилья -42,4 тыс. кв. метров.
Доля ветхого и аварийного жилья составляет 1,75 % от общей площади жилищного фонда Республики Адыгея.
В целях снижения социальной напряженности и улучшения качества жилищного фонда предусматривается реализация мероприятий, направленных на строительство жилых домов на территориях муниципальных образований в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, исходя из 40 % площади жилых помещений, признанных аварийными (17,0 тыс. кв. м).
На строительство и реконструкцию жилых домов на территориях муниципальных образований в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, планируется направить 336,6 млн. рублей, в том числе за счет средств:
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 252,3 млн. рублей;
республиканского бюджета Республики Адыгея - 42,2 млн. рублей;
местных бюджетов - 42,1 млн. рублей.
Источники финансирования |
Всего, млн. рублей |
в том числе: |
|
2011 |
2012 |
||
Средства Фонда |
252,3 |
96,2 |
156,1 |
Средства республиканского бюджета Республики Адыгея |
42,2 |
13,3 |
28,9 |
Средства местных бюджетов |
42,1 |
18,9 |
23,2 |
Итого по Республике Адыгея |
336,6 |
128,4 |
208,2 |
При расчете объемов финансирования минимальный объем долевого финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея и местных бюджетов принимался равным 25,05 %, что соответствует доли, определенной решением правления Фонда для Республики Адыгея на 2008 год.
Объемы финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будут уточняться с учетом размера лимита, установленного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ для Республики Адыгея, а также размера увеличения имущества Фонда за счет имущественного взноса Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 марта 2010 года N 86, стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, используемая для определения размера стоимости мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, принята в размере 19800 рублей.
С учетом потребностей и предпочтений населения муниципальных образований, перспектив социально-экономического и демографического развития, основным направлением жилищного строительства при переселении граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, будет являться строительство малоэтажных многоквартирных домов. Доля таких домов должна составить около 70 %.
Строительство жилых домов, предназначенных для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, будет осуществляться, в том числе, с выполнением требований к энергетической эффективности многоквартирных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.