Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в наименование настоящего Соглашения внесены изменения
Отраслевое соглашение между Министерством образования и науки Республики Адыгея и Адыгейской республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2011 - 2016 годы
4 апреля 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на региональном уровне с целью определения согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности образовательных учреждений, научных и иных организаций, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Адыгея.
Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования, науки и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников подведомственных учреждений образования и науки.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в пункт 1.2 настоящего Соглашения внесены изменения
1.2. Соглашение основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об образовании в Российской Федерации", Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Соглашении между Кабинетом Министров Республики Адыгея, Федерацией профсоюзов Республики Адыгея и объединением работодателей Республики Адыгея и иных нормативных актах.
Соглашение рекомендуется к применению при заключении соглашений на уровне муниципальных образований, коллективных договоров, соглашений в учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Адыгея трудовых договоров с их работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.3. Сторонами соглашения (далее - стороны) являются:
- работники образовательных учреждений, научных и иных организаций подведомственных Министерству образования и науки Республики Адыгея (далее - учреждения) в лице их полномочного представителя - Адыгейской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз);
- работодатели, в лице их полномочного представителя - Министерства образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство).
1.4. Действие Соглашения распространяется на работников учреждений, уполномочивших представлять свои интересы первичным профсоюзным организациям, входящим в Профсоюз.
1.5. Стороны договорились:
1.5.1. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных образований:
- в целях регулирования социально-трудовых и иных, связанных с ними, отношений между работниками и работодателями в учреждениях заключать коллективный договор, а на муниципальном уровне - соглашение с территориальными организациями Профсоюза, которые устанавливают для работников общие условия труда, льготы, гарантии, компенсации, связанные с территориальными особенностями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами Республики Адыгея, настоящим Соглашением, при этом, вышеназванные правовые акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленные трудовым законодательством, Соглашением.
В отраслевом соглашении, заключаемом на муниципальном уровне, коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением.
1.5.2. В течение срока действия Соглашения вносить, дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное предложение о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформлять протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения и доводится до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений.
1.6. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.7. В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
1.8. Стороны в месячный срок после подписания настоящего Соглашения доводят его текст до органов управления образованием муниципальных образований, администраций учреждений, городских и районных (далее - территориальные) и первичных организаций Профсоюза для его выполнения.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в пункт 1.9 настоящего Соглашения внесены изменения
1.9. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует по 31 декабря 2016 года.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2013 года.
1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему работников учреждений, работодателей отрасли.
II. Обязательства сторон Соглашения и их представителей
2.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие учреждений, и необходимость улучшения положения работников Министерство и Профсоюз договорились:
2.1.1. Способствовать повышению качества образования, результативности деятельности учреждений, конкурентоспособности работников на рынке труда при реализации приоритетных направлений развития образовательной и научной системы Российской Федерации, приоритетных национальных проектов в сфере образования.
2.1.2. Участвовать в постоянно действующих органах социального партнерства.
2.1.3. Проводить конкурсы профессионального мастерства.
2.2. Министерство:
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
2.2.1. Обеспечивает полное и своевременное финансирование учреждений в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными законом Республики Адыгея о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год плановый период.
2.2.2. Организует систематическую работу по повышению квалификации и переподготовке педагогических и научно-педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.
2.2.3. Исключен.
См. текст подпункта 2.2.3 пункта 2.2
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 2.2.4 пункта 2.2 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
2.2.4. При реализации функций ответственного исполнителя государственных программ по запросу Профсоюза предоставляет информацию о соответствующих программах, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также учитывает мнение Профсоюза при разработке и реализации указанных программ.
2.2.5. Обеспечивает участие представителей Профсоюза в работе Главной аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Адыгея по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Адыгея.
2.2.6. Предоставляет Профсоюзу по его запросам информацию о численности, составе работников, системе оплаты труда, размере средней заработной платы и иных показателях заработной платы по отдельным категориям работников, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников, принятых государственными органами решениях по финансированию отдельных направлений в сфере деятельности Министерства и другую необходимую информацию.
2.2.7. Предоставляет возможность представителям Профсоюза принимать участие в работе коллегии, совещаниях, межведомственных комиссиях, в представлении к награждению отраслевыми и государственными наградами и других мероприятиях.
2.2.8. Обеспечивает учет мнения Профсоюза при подготовке предложений по созданию автономного учреждения путем изменения типа существующего образовательного учреждения, а также при подготовке предложений по перечню образовательных учреждений, тип которых не может быть изменен на автономное учреждение.
2.3. Профсоюз:
2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и законных интересов работников учреждений.
2.3.2. Оказывает членам Профсоюза и первичным профсоюзным организациям учреждений помощь в вопросах применения трудового законодательства, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.3.3. Содействует повышению уровня жизни членов Профсоюза.
2.3.4. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах учреждений.
2.3.5. Содействует предотвращению в учреждениях коллективных трудовых споров при выполнении обязательств, включенных в настоящее Соглашение и коллективные договоры.
2.3.6. Обращается в республиканские органы законодательной и исполнительной власти с предложениями о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников.
2.3.7. Проводит экспертизу проектов законов Республики Адыгея и других нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников, обучающихся (студентов), учреждений, анализирует практику применения трудового законодательства, законодательства в области образования.
2.3.8. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
2.3.9. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников учреждений.
2.3.10. Обеспечивает участие представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций в проведении аттестации работников образовательных учреждений.
III. Развитие социального партнерства и участие
профсоюзных органов в управлении учреждениями
3.1. В целях развития социального партнёрства стороны обязуются:
3.1.1. Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
3.1.2. Развивать и совершенствовать систему органов социального партнерства на региональном, муниципальном и локальном уровнях.
3.1.3. Создать и участвовать на равноправной основе в работе отраслевой двухсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, являющейся постоянно действующим органом социального партнерства на региональном уровне, созданным для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта соглашения и его заключения, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по выполнению соглашения, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения соглашения (не реже одного раза в год). Отраслевая комиссия вправе разрешать разногласия и спорные вопросы по толкованию и выполнению положений соглашения.
Состав отраслевой комиссии определяется сторонами и формируется на основе соблюдения принципов равноправия сторон, полномочности их представителей.
Отраслевая комиссия сохраняет свои полномочия на период действия настоящего соглашения.
3.1.4. Содействовать повышению эффективности заключаемых отраслевых соглашений на муниципальном уровне и коллективных договоров в учреждениях.
Осуществлять систематический мониторинг, обобщение опыта заключения территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров учреждений, а также контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отрасли в целом.
3.1.5. Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам выполнения и текущего финансирования долгосрочных целевых программ в сфере образования, по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников учреждений, совершенствования ведомственной нормативной правовой базы и по другим социально значимым вопросам.
3.1.6. Содействовать реализации принципа государственно-общественного управления образованием на региональном уровне и в учреждениях.
3.1.7. Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением; предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную текущую и запрашиваемую информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
Органам управления образованием, учреждениям, профсоюзным организациям рекомендуется осуществлять аналогичный порядок взаимодействия в части предоставления полной, достоверной и своевременной информации о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
При этом порядок согласования может конкретизироваться в муниципальных соглашениях и коллективных договорах.
3.1.8. Содействовать осуществлению в учреждениях в случаях, предусмотренных законодательством, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, оперативному обмену сторон получаемой информацией по этим вопросам.
3.1.9. Осуществлять урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров в порядке, установленном трудовым законодательством.
3.1.10. Принимать совместные меры по недопущению и незамедлительному устранению нарушений, установленного федеральными законами, порядка изменения типа существующих учреждений на основе принципов добровольности и коллегиальности при принятии решений об изменении типа учреждения, включая принятия изменений в устав учреждения в связи с изменением типа учреждения на общем собрании (конференции) работников, порядка участия представителей работников в управлении автономным учреждением, а также порядка регулирования трудовых отношений.
3.1.11. Содействовать осуществлению в учреждениях мероприятий по внесению изменений и дополнений в уставы учреждений в связи с изменением типа учреждения с обязательным участием первичных профсоюзных организаций, включая закрепление в уставе порядка принятия решения о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий, предусматривающего включение представителя первичной профсоюзной организации (председателя профкома) в состав наблюдательного совета.
3.2. Министерство обязуется:
3.2.1. При подготовке проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы работников, заблаговременно информировать о них Профсоюз, учитывать его мнение и положения настоящего Соглашения.
3.2.2. Обеспечивать право участия представителей работников в работе органов управления учреждений (ученый, попечительский, наблюдательный, управляющий советы и др.), в том числе по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, затрагивающих интересы работников, а также относящихся к деятельности учреждения в целом.
3.3. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, на официальных сайтах в Интернете промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров учреждений.
3.4. Стороны в своих действиях при рассмотрении вопросов социально-экономического положения работников образования и науки учитывают положения Рекомендаций ЮНЕСКО/МОТ "О положении учителей" (в редакции 1996 года), "О статусе научных работников" 1974 года, "По вопросам технического и профессионального образования" 2001 года.
3.5. Стороны согласились, что договоренности между обучающимися в образовательных учреждениях профессионального образования и образовательными учреждениями по вопросам обеспечения защиты их прав и интересов являются соглашениями, прилагаемыми к коллективным договорам образовательных учреждений.
IV. Обязательства в области экономики
и управления образованием
4.1. Стороны договорились:
4.1.1. При необходимости разрабатывать и вносить на рассмотрение законодательных и исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея предложения по вопросам, связанным с реализацией социально-трудовых прав и интересов работников отрасли.
4.2. Стороны обязуются совместно добиваться:
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 4.2.1 пункта 4.2 настоящего Соглашения внесены изменения
4.2.1. Выполнения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", реализации приоритетного национального проекта "Образование", Закона Республики Адыгея "Об образовании в Республике Адыгея", нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений и стипендий обучающихся, а также социальных выплат и компенсаций работникам и обучающимся.
4.2.2. Реализации в полном объеме государственных социальных гарантий и мер социальной поддержки работников образования, предусмотренных действующим законодательством.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 4.2.3 пункта 4.2 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
4.2.3. Увеличение размеров нормативов затрат на реализацию основных общеобразовательных программ.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 4.2.4 пункта 4.2 настоящего Соглашения внесены изменения
4.2.4. Совместно с органами управления образованием муниципальных образований, территориальными организациями Профсоюза эффективного использования органами местного самоуправления ассигнований из бюджетов разных уровней, выделяемых на образование, прежде всего, выплату зарплаты работникам, социальных выплат; предоставления льгот на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); своевременного и полного текущего финансирования учреждений в соответствии с утвержденными бюджетами.
4.2.5. Соблюдения норм Бюджетного кодекса РФ в части своевременного доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств для обеспечения выплаты работникам заработной платы не реже 2-х раз в месяц.
4.2.6. Обеспечения стабильного финансирования учреждений, соблюдения трудового законодательства, обеспечения социальных гарантий и льгот работникам.
4.2.7. Выполнения норм законодательства в части оплаты за проживание в студенческих общежитиях, выплаты в полном объеме пособий обучающимся сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, пострадавшим в результате аварий, техногенных катастроф и др.
4.3. Стороны обмениваются оперативной информацией о задолженности учреждениям по поступающим средствам из бюджетов разных уровней и принимают меры по ее ликвидации.
4.4. Стороны обязуются осуществлять совместные действия и контроль за соблюдением законодательства в части:
- изменения организационно-правовых форм, статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- недопущения взимания с обучающихся на бюджетной форме обучения платы за ликвидацию академической задолженности, пересдачу экзаменов, зачетов, контрольных, лабораторных, практических работ; за пользование библиотекой, получение студенческих билетов, зачетных книжек, дипломов и другие услуги, относящихся к основной образовательной деятельности образовательных учреждений.
4.5. Стороны рекомендуют представителям работодателей учреждений:
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 4.5.1 пункта 4.5 настоящего Соглашения внесены изменения
4.5.1. Устанавливать стимулирующие выплаты к окладам, к ставкам заработной платы работникам, награжденным ведомственными, профсоюзными наградами, в том числе действовавшими до 1995 года, за счет средств, предусмотренных на оплату труда работников учреждений, что закрепляется в коллективном договоре и других локальных нормативных актах учреждения.
4.5.2. При принятии решения об изменении подчиненности объектов социально-культурной сферы, при передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования, находящихся в оперативном управлении учреждений учитывать мнение коллектива работников или по его поручению выборного профсоюзного органа в целях предотвращения ухудшения условий труда и быта работников.
4.5.3. Выделять внебюджетные средства на обеспечение социальной защиты работников, определяя направление использования этих средств с участием профсоюзных организаций учреждений.
V. Трудовые отношения
5.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
5.1.1. Трудовой договор с работниками учреждений заключается на неопределенный срок в письменной форме.
Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения по правилам, установленным Трудовым кодексом РФ.
5.1.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с ТК РФ.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, настоящего Соглашения, других соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения.
Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.
5.2. Работодатель обязан:
5.2.1. При приеме на работу до подписания трудового договора ознакомить работника под роспись с уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими в учреждении и относящимися к трудовой деятельности работника.
5.2.2. Своевременно и в полном объеме перечислять за работников пенсионные страховые взносы и направлять данные персонифицированного учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея.
5.3. Стороны договорились:
5.3.1. Рекомендовать работодателям и первичным профсоюзным организациям предусматривать в коллективных договорах преимущественное право на оставление на работе при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования, независимо от того, за чей счет они обучаются, работников, проработавших в учреждениях и организациях системы образования свыше 10 лет, работников предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии).
VI. Оплата труда и нормы труда
6.1. Стороны исходят из того, что:
6.1.1. Порядок и условия оплаты труда работников отрасли регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Адыгея.
6.1.2. Формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется с учетом:
- обеспечения работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
- обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;
- типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в пункт 6.2 настоящего Соглашения внесены изменения
6.2. Стороны исходят из того, что порядок и условия оплаты труда работников учреждений за счет бюджетных и внебюджетных средств регулируются положением об оплате труда работников учреждений, которое является приложением к коллективному договору.
6.3. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных Перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12% или до 24%, утвержденными приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 N 579 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которыми всем работникам независимо от наименования их должностей устанавливаются доплаты, если их работа осуществляется в условиях, предусмотренных этими Перечнями.
Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
До проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест работнику, выполняющему работу, включенную в указанный выше перечень, работодатель осуществляет повышенную оплату труда.
6.4. Стороны считают, что:
6.4.1. Работодатель обязан регулировать вопросы наполняемости классов и групп, установленную типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 6.4.2 пункта 6.4 настоящего Соглашения внесены изменения
6.4.2. При установлении в образовательных учреждениях систем оплаты труда, органам управления образованием и профсоюзным организациям необходимо добиваться формирования системы стимулирующих выплат в зависимости от показателей эффективности деятельности работников.
6.5. Стороны договорились:
6.5.1. Согласовывать проекты правовых актов, предусматривающие введение новых, или изменение действующих условий оплаты труда работников учреждений, финансируемых из республиканского бюджета.
6.5.2. В случае организации и проведения Профсоюзом забастовки на уровне отрасли ввиду невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения работникам, участвовавшим в забастовке, заработная плата выплачивается в полном объеме.
6.5.3. Рекомендовать работодателям сохранять за работниками, участвовавшими в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или учредителей, заработную плату в полном размере, что закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6.5.5. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
6.5.6. Принимать меры по недопущению нарушений в оплате труда, в том числе при замещении отсутствующих работников с учетом уровня квалификации замещающего работника.
6.5.7. Не допускать неправомерных действий работодателей, в части не своевременной выплаты заработной платы и образования задолженности по ней, руководствуясь ст. 136 ТК РФ.
6.5.8. Исключен.
См. текст подпункта 6.5.8 пункта 6.5
6.5.9. Работнику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившему норму труда (трудовые обязанности), выплачивается заработная плата в размере не ниже МРОТ.
6.5.10. Обеспечить соблюдение трудового законодательства в части своевременной выплаты работникам заработной платы не реже 2-х раз в месяц и не ниже установленных Кабинетом Министров Республики Адыгея окладов (базовых должностных окладов), ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
6.5.11. Сохранить государственные гарантии в вопросах единого порядка и сроков повышения (индексации) заработной платы для работников учреждений Республики Адыгея.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 6.5.12 пункта 6.5 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
6.5.12. Рекомендовать работодателям и первичным профсоюзным организациям с целью поддержки молодых педагогических работников предусматривать в положении об оплате труда соответствующие выплаты стимулирующего характера, а также устанавливать стимулирующие выплаты педагогическим работникам, работникам учреждений среднего профессионального образования за наличие ученой степени.
6.5.13. Сохранять размеры и условия установленных выплат за работу в сельской местности, а также за работу в образовательных учреждениях с детьми с ограниченными возможностями и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
6.5.14. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных образований, учреждениям не осуществлять в течение учебного года в учреждениях организационные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение всех категорий работников до окончания учебного года.
6.5.15. В целях снижения социальной напряженности в учреждениях прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления и системы оплаты труда.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 6.5.16 пункта 6.5 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
6.5.16. Принимать меры по повышению заработной платы отдельных категорий педагогических работников в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
VII. Рабочее время и время отдыха
7.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 7.1.1 пункта 7.1 настоящего Соглашения внесены изменения
7.1.1. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений определяется законодательством Российской Федерации в зависимости от наименования, должности, условий труда и других факторов.
7.1.2. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу), состоящий при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющего четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и другими локальными актами учреждения, принимаемыми в порядке, предусмотренном ТК РФ в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений".
7.1.3. Привлечение отдельных работников учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия работников, выборного профсоюзного органа по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
7.1.4. Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем работодателя по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения не позднее, чем за две недели до наступления календарного года с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другое время, другой год работодателем может осуществляться с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. По соглашению сторон трудового договора денежные суммы, приходящиеся на часть неиспользованного отпуска, превышающую 28 календарных дней, могут быть предоставлены в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что закрепляется в коллективном договоре.
Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала. При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.
7.1.5. При предоставлении ежегодного отпуска педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период, в том числе до истечения шести месяцев работы, его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.
Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.
7.1.6. Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, в том числе эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее 3 календарных дней, предусматривается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.
7.1.7. Работникам учреждений, в которых имеются подразделения с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. До утверждения Правительством Российской Федерации в порядке, установленном ст. 117 ТК РФ, перечней таких работ, а также минимальной продолжительности такого отпуска применяется Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (с последующими изменениями и дополнениями).
7.1.8. Учреждение с учетом производственных и финансовых возможностей может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному основному оплачиваемому отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков предусматриваются в коллективном договоре.
Работникам может быть предоставлен отпуск по семейным обстоятельствам (собственная свадьба или свадьба детей, рождение ребенка, уход за больными членами семьи, смерть членов семьи и другие уважительные причины) на условиях, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях.
VIII. Условия и охрана труда
8.1. Министерство:
8.1.1. Оказывает методическую помощь службам охраны труда органов управления образованием муниципальных образований и образовательных учреждений. Обеспечивает органы управления муниципальных образований и учреждения образования нормативно-технической документацией по охране труда. Организует обучение и проверку знаний вопросов охраны труда руководителей и специалистов органов управления образованием муниципальных образований.
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 8.1.2 пункта 8.1 настоящего Соглашения внесены изменения
8.1.2. Осуществляет учет и ежегодный анализ причин производственного травматизма работников отрасли и несчастных случаев с обучающимися, обобщает государственную отчетность по формам 7-Т (травматизм), 1-Т (условия труда), за истекший год для последующего принятия мер по улучшению условий труда и снижения травматизма.
8.1.3. Информирует Профсоюз в течение первого квартала о состоянии производственного травматизма в истекшем году и его причинах, о количестве работающих во вредных и опасных условиях труда, о выделении средств подведомственным учреждениям на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе затратах на приобретение спецодежды и других средств защиты, молока или равноценных пищевых продуктов, проведение медосмотров, на доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда.
8.2. Министерство способствует деятельности работодателей и их представителей, которые в соответствии с требованиями законодательства:
8.2.1. Могут выделять средства на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на обучение работников безопасным приемам работ, аттестацию рабочих мест из всех источников финансирования в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов на содержание учреждения, которые предусматриваются в коллективном договоре и уточняются в соглашении об охране труда, являющимся приложением к нему.
8.2.2. Обеспечивают за счет средств учреждения, в случаях, предусмотренных ТК РФ обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
8.2.3. Обеспечивают участие представителей Профсоюза в расследовании несчастных случаев, аварий происшедших в учреждениях и профессиональных заболеваний. Об авариях, групповых, тяжелых и несчастных случаях со смертельным исходом в течение суток информируют республиканскую и территориальную организацию Профсоюза. Представляют информацию в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев, аварий в установленные сроки.
8.2.4. Обеспечивают беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в учреждении, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
8.2.5. Обеспечивают работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, молоком и обезвреживающими средствами по установленным нормам в случаях, когда их выдача по условиям труда предусмотрена за счет средств учреждения, а также осуществляют выплату доплат за работу во вредных условиях труда.
8.2.6. Организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях на их соответствие требованиям охраны труда.
8.2.7. Привлекают представителей профсоюзных органов (техническую инспекцию труда Профсоюза) к участию в комиссиях по приемке законченных строительством объектов образовательных учреждений.
8.3. Профсоюз:
8.3.1. Организует внедрение системы управления по реализации защитных функций в сфере охраны труда в соответствии с методическими рекомендациями ЦК Профсоюза.
8.3.2. Обеспечивает оперативное и практическое руководство технических инспекторов труда Профсоюза, организует обучение и аттестацию технических инспекторов труда по вопросам трудового законодательства и охраны труда, оказывает методическую помощь в осуществлении контроля за созданием здоровых и безопасных условий труда; обеспечивает территориальные организации Профсоюза необходимой нормативно-правовой документацией, ведет учет результатов их деятельности по обследованию состояния охраны труда; согласовывает нормативно-правовые акты Министерства, содержащие требования охраны труда.
8.3.3. Осуществляет защитные функции по соблюдению прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, привлекая для этих целей технического инспектора Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечивает наличие и необходимые условия для работы внештатных технических инспекторов труда, уполномоченных профсоюзных организаций по охране труда, организует их обучение, руководит их деятельностью.
8.3.4. Обязуется оказывать практическую помощь профорганам в осуществлении общественного контроля за охраной труда, анализе состояния производственного травматизма и профзаболеваемости.
8.4. Руководящие органы Профсоюза осуществляют контроль и обобщают результаты деятельности профсоюзных органов на местах, с участием внештатных технических инспекторов и уполномоченных по охране труда совместно с представителями работодателя:
8.4.1. Осуществляют контроль состояния охраны труда в учреждениях, выполнения мероприятий по охране труда предусмотренных коллективными договорами, соглашениями в соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
8.4.2. Организуют проведение проверок состояния охраны труда в учреждениях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и программами по безопасности учреждения.
8.4.3. Участвуют в комиссиях по аттестации рабочих мест по условиям труда, по приемке образовательных учреждений к новому учебному году, доводит до сведения работников информацию о наличии вредных и опасных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса.
8.4.4. Оказывают практическую помощь членам Профсоюза в реализации их права на безопасные и здоровые условия труда, социальные льготы и компенсации за работу в особых условиях труда, представляют их интересы в органах государственной власти, в суде.
8.4.5. Обеспечивают реализацию права работника на сохранение за ним места работы (должности) и среднего заработка на время приостановки работ в учреждении либо непосредственно на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника.
8.4.6. Обеспечивают избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профкомов, способствуют формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда учреждений, организуют их обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и оказывает помощь в их работе по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда, пожарной и экологической безопасности.
8.4.7. Организуют проведение и ежегодное подведение итогов смотров-конкурсов на звание "Лучший уполномоченный Профсоюза по охране труда".
8.4.8. Способствует формированию нормативной правовой базы по охране труда для внедрения системы управления охраной труда в системе образования и науки Республики Адыгея, созданию служб охраны труда в органах управления образованием муниципальных образований и образовательных учреждениях, организации контроля за состоянием безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях.
8.5. Стороны Соглашения обязуются содействовать выполнению представлений, требований и предложений технического инспектора труда Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных организаций, выданных работодателям, по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований охраны труда, здоровья, пожарной и экологической безопасности.
IX. Содействие занятости, повышение квалификации
и закрепление профессиональных кадров
9.1. Стороны договорились в целях определения единой кадровой политики в отрасли рассматривать вопросы занятости, подготовки, повышения квалификации, аттестации педагогических кадров, создания необходимых условий труда, переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников, определения потребности в педагогических кадрах на перспективу и оказания эффективной помощи молодым специалистам.
9.2. Стороны признают необходимым рекомендовать органам управления образованием муниципальных образований, территориальным организациям Профсоюза совместно с органами местного самоуправления:
9.2.1. Ежегодно проводить мониторинг кадрового обеспечения образовательных учреждений для формирования базы данных о наличии педагогических кадров и потребности в них с учетом возрастного состава, текучести кадров, фактической учебной нагрузки, дефицита кадров по предметам (специальностям).
9.2.2. Определить потребности в педагогических кадрах на перспективу, трудоустройства и закрепления выпускников учреждений профессионального педагогического образования в общеобразовательных учреждениях, создания необходимых условий их труда, содействия занятости работников, переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и др.
9.2.3. При реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", проведении в рамках модернизации российского образования федеральных, региональных и муниципальных экспериментов (по апробации новой структуры и содержания образования и др.), сопровождающихся, в том числе подготовкой преподавания новых дисциплин, предусматривать в нормативных правовых актах порядок финансирования мер за счет средств соответствующих бюджетов, обеспечивающих педагогическим и руководящим работникам, участвующим в экспериментах, повышение квалификации, установление выплат в целях стимулирования повышения качества эффективности труда.
9.2.4. Принимать участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников учреждений.
9.2.5. Разрабатывать и предусматривать в соглашениях и коллективных договорах меры по:
- развитию системы обучения, повышению профессионального уровня и переподготовке высвобождаемых работников;
- использованию целевой контрактной подготовки учителей, воспитателей для общеобразовательных учреждений;
- трудоустройству выпускников учреждений профессионального педагогического образования, оказанию эффективной помощи молодым педагогам в профессиональной и социальной адаптации к деятельности в образовательных учреждениях;
- определению более льготных критериев массового высвобождения работников учреждений отрасли с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в территории и особенностей деятельности учреждений.
9.3. Стороны договорились, что к массовому высвобождению работников в отрасли относится увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней в учреждении.
В случае массового высвобождения работников, возникшего в связи с ликвидацией или реорганизацией учреждения, а также сокращением объемов его деятельности, работодатель своевременно, не менее чем за 3 месяца и в полном объеме, представляет органам службы занятости, соответствующему выборному профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях работников и сроках, в течение которого намечено их осуществить.
9.4. Министерство для обеспечения повышения квалификации педагогических работников учреждений не реже чем один раз в пять лет, рекомендует органам управления образованием муниципальных образований предусматривать при формировании бюджета соответствующего уровня средства, необходимые для планового повышения квалификации педагогических работников.
9.5. Министерство совместно с органами управления образованием муниципальных образований, руководителями учреждений:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником и далее по тексту
9.6.1. Содействуют осуществлению мер, направленных на обеспечение занятости высвобождающихся работников, посредством:
- создания отраслевого банка данных о потребностях в педагогических кадрах;
- проведения упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри учреждений на освободившиеся рабочие места;
- развития временной и сезонной занятости работников;
- применения с согласия работника в качестве временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели) и других мер в соответствии с трудовым законодательством.
9.6.2. В целях поддержки работников, высвобождаемых из учреждений в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией или реорганизацией учреждений осуществляют следующие меры:
- предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата не менее чем за 2 месяца;
- по договоренности сторон трудового договора предоставление в период после предупреждения об увольнении рабочего времени для самостоятельного поиска работы на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
9.6.3. Информирует Профсоюз о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников учреждений, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9.7. Министерство совместно с муниципальными органами управления образованием, руководителями учреждений содействуют осуществлению мер, направленных на обеспечение занятости высвобождающихся работников за счет:
- создания отраслевого банка данных о потребностях в педагогических кадрах; обеспечения условий для переезда работников на новое место работы, других льгот (по договоренности сторон);
- развития временной и сезонной занятости работников;
- применения с согласия работника в качестве временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели) и других мер в соответствии с трудовым законодательством.
9.8. Стороны признают необходимым:
9.8.1. При организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников сохранять бесплатность прохождения аттестации для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
9.8.2. Предусмотреть возможность упрощения процедуры аттестации для победителей и призеров федеральных и республиканских профессиональных конкурсов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и науки Республики Адыгея, для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или отраслевые награды.
X. Социальные гарантии, льготы и компенсации
10.1. Стороны исходят из того, что:
10.1.1. Исключен.
См. текст подпункта 10.1.1 пункта 10.1
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 10.1.2 пункта 10.1 настоящего Соглашения внесены изменения
10.1.2. Образовательное учреждение в рамках установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, определяет направления использования средств, полученных им за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, использует по своему усмотрению в соответствии с уставом учреждения финансовые и материальные средства, закрепленные за ним учредителем.
Экономия как бюджетных, так и внебюджетных средств в соответствии с коллективным договором, Положением об оплате труда может направляться на:
- - выплаты стимулирующего характера (премии) работникам, улучшение условий труда и быта, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и их детей, студентов.
Муниципальные соглашения могут предусматривать дополнительное выделение средств из местных бюджетов, направляемых на улучшение условий труда и быта, организацию отдыха работников, их семей, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников учреждений.
10.1.4. Работники системы образования, в том числе нуждающиеся переселенцы, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пенсионеры, ранее работавшие в системе образования, пользуются льготами по жилищно-коммунальным услугам и другими льготами, установленными законодательством Российской Федерации и органами местного самоуправления.
10.2. Стороны выражают намерения продолжить работу по выработке предложений касающихся:
- сохранения существующего уровня прав и гарантий в сфере предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений;
- поддержки молодых специалистов в отрасли;
- системы мер по социальной поддержке работников отрасли.
10.3. Министерство и Профсоюз рекомендуют предусматривать в коллективных договорах, соглашениях:
- выделение дополнительных средств из внебюджетных источников для санаторно-курортного лечения и отдыха работников, организацию культурно-массовой работы;
- установление конкретных размеров бюджетных средств, выделяемых на развитие социальной сферы, в том числе на строительство жилья;
- обязательства работодателей и их полномочных представителей по выделению не менее 2% из внебюджетных средств учреждений на оздоровление работников, обучающихся;
- обязательства работодателей об оказании финансовой поддержки физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной заболеваемости.
10.4. Стороны считают необходимым:
Соглашением от 4 апреля 2014 г. N 04/2014 в подпункт 10.4.1 пункта 10.4 настоящего Соглашения внесены изменения
10.4.1. При формировании предложений к проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать объем средств, необходимых для проведения ежегодных обязательных профилактических медицинских осмотров работников и обучающихся учреждений за счет средств бюджета.
10.4.2. Осуществление оплаты командировочных расходов педагогическим работникам, направленным на повышение квалификации и переподготовку по основному месту работы при сохранении среднего заработка (с учетом его индексации) в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
10.4.3. Содействие созданию на различных уровнях объединений молодых учителей, воспитателей, преподавателей с целью привлечения внимания к проблемам молодых педагогов и обеспечения взаимодействия с органами власти, местного самоуправления, общественными организациями в решении социально-экономических и профессиональных проблем молодых педагогов.
10.5. Разрабатывают и вносят на рассмотрение государственных органов власти Республики Адыгея предложения по ежегодной разработке и планированию комплекса мероприятий по организации летнего отдыха обучающихся, студентов, работников учреждений, а также льготного содержания детей малообеспеченных работников отрасли в дошкольных учреждениях.
XI. Гарантии прав профсоюзных организаций
и членов Профсоюза
11.1. Стороны признают, что:
11.1.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", иными законами Российской Федерации и Республики Адыгея, Уставом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, и реализуются с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Трехстороннего республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Адыгея, Объединением работодателей и Кабинетом Министров Республики Адыгея, настоящего Соглашения, положений о территориальных и первичных организациях Профсоюза, иных соглашений, уставов учреждений, коллективных договоров.
11.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители признают установленные законом права и гарантии профсоюзных организаций, в том числе последние обязуются:
11.2.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзных организаций, способствовать их деятельности, не допуская ограничения установленных законом прав и гарантий профсоюзной деятельности и не препятствовать созданию и функционированию профсоюзных организаций в учреждениях.
11.2.2. Предоставлять территориальным организации Профсоюза, выборному профсоюзному органу учреждения независимо от численности работников бесплатно необходимые помещения (как минимум одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников, а также оргтехнику, средства связи (в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Интернет), обеспечивать охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставлять имеющиеся транспортные средства и создавать другие улучшающие условия для обеспечения деятельности выборного профсоюзного органа.
Освобождать организации Профсоюза от расходов на оплату коммунальных услуг, арендной платы в используемых ими в уставных целях нежилых помещений.
11.2.3. Не препятствовать представителям выборных профсоюзных органов в посещении учреждений и их подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.
11.2.4. Предоставлять профсоюзным органам по их запросам информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий и охраны труда, заработной платы, другим социально-экономическим вопросам, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания работников и обучающихся в общежитии и по другим социально-экономическим вопросам.
11.2.5. Обеспечивать при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, а также других работников - не членов Профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета учреждения на расчетный счет профсоюзной организации средств в размере, установленном коллективным договором, соглашением. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
11.2.6. Содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
11.3. Стороны договорились, что работодатели и их полномочные представители признают гарантии работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в том числе:
11.3.1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа в учреждении, а руководители (их заместители) и члены профсоюзных органов в учреждении, профорганизаторы - соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
11.3.2. Увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением, а равно изменение существенных условий трудового договора (уменьшение размера оплаты труда в связи с изменением объема учебной нагрузки или объема иной работы не по вине работника, отмена установленных выплат и др.) работников, входящих в состав профсоюзных органов, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций учреждений - с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
11.3.3. Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные по охране труда, внештатные правовые инспекторы труда, представители профсоюзной организации, в создаваемых в учреждении совместных с работодателем комитетах (комиссиях), освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, не менее 12 рабочих дней в год, а работникам учреждений, являющихся членами комиссий по ведению коллективных переговоров и заключению территориальных соглашений, коллективных договоров - не менее 7 рабочих дней.
11.3.4. Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в учреждении, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, обучающих семинаров и иных мероприятий, проводимых Профсоюзом. Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
11.4. Стороны договорились, что работодатели и их полномочные представители признают гарантии освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов, в том числе работникам, избранным (делегированным) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность) в том же или с согласия работника в другом учреждении. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации учреждения - его правопреемник, а в случае ликвидации учреждения - Профсоюз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не выше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до 1 года.
11.5. Стороны рекомендуют руководителям учреждений:
11.5.1. Учитывать, что работа на выборной должности председателя профсоюзной организации и в составе выборного профсоюзного органа признается социально значимой для трудового коллектива, деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении работников, их аттестации, а так же при установлении выплат руководителям выборного органа первичной профсоюзной организации.
11.5.2. Оплату труда руководителям выборного органа первичной профсоюзной организации производить за осуществление ими правового всеобуча и мероприятий по охране труда за счет средств работодателя, в том числе из средств фонда оплаты труда учреждений в размере установленном коллективным договором.
11.5.3. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя с лицами, избиравшимися в состав профсоюзных органов, не допускать увольнения в течение 2-х лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации учреждения или совершения работником виновных действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном ТК РФ, с учетом положений настоящего Соглашения.
11.6. Стороны могут совместно принимать решение о присвоении почетных званий и награждений ведомственными знаками отличия выборных профсоюзных работников и рекомендуют территориальным органам управления образованием и Профсоюза применять аналогичный порядок поощрения выборных профсоюзных работников.
XII. Контроль за выполнением Соглашения
12.1. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
12.2. Информация о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании коллегии Министерства и Президиума республиканского совета Профсоюза и доводится до сведения органов управления образованием муниципальных образований, городских, районных и первичных организаций Профсоюза.
12.3. Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействия) в соответствии с федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое соглашение между Министерством образования и науки Республики Адыгея и Адыгейской республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2011 - 2016 годы
Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г. и действует по 31 декабря 2016 г.
Текст соглашения размещен на сайте Министерства труда и социального развития Республики Адыгея (http://www.mintrud-ra.org)
Настоящий документ прекратил действие в связи с истечением срока
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Соглашение от 4 апреля 2014 г. N 04/2014