Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г.
с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Федорова С.Н. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года (N 2а-5202/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года (N 33а-21995/2021) по административному исковому заявлению Федорова С.Н. к Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Пермякова Н.В, по административному исковому заявлению Пермякова Н.В. к Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о признании бездействия незаконным, признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Федорова С.Н. Пахомовой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федоров С.Н. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово, в котором просил признать незаконным и отменить решения от 13 августа 2021 года N 18-13 "О регистрации Пермякова Николая Викторовича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва".
В обоснование заявленных требований Федоров С.Н. указал, что Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово принято решение от 28 июля 2021 года N 11-9 о его регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1. Также Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово принято решение от 13 августа 2021 года N 18-13, согласно которому Пермяков Николай Викторович был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1, однако Пермяковым Н.В. в Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово представлены не все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, при выдвижении данным кандидатом не соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". Административный истец указал, что решение Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о регистрации Пермякова Н.В. принято с нарушением Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно:
-Пермяков Н.В. выдвинут Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, однако решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово кандидатом при подаче документов в избирательную комиссию представлено не было;
-Пермяков Н.В. выдвинут Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, однако в соответствии с Уставом партии решение о согласовании кандидатуру кандидатом при подаче документов в избирательную комиссию представлено не было;
-Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, а именно: извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой принималось решение о выдвижении кандидатов, подано с нарушением сроков установленных статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
-при принятии оспариваемого решения о регистрации Пермякова Н.В. кандидатом в депутаты за принятие оспариваемого решения проголосовало 4 члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Административный истец указал, что оспариваемое решение принято с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что является основанием для его отмены. Кроме того, административный истец отметил, что оспариваемое решение нарушает его пассивное избирательное право, поскольку уменьшает возможность избрания его депутатом муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва.
Пермяков Н.В. также обратился в Кировский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившегося в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке, а именно, путем голосования не менее чем 5 (пятью) голосами членов избирательной комиссии с правом решающего голоса от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса "за" решение о его регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва, признать незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года N 18-13 о его регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт- Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва, а также обязать в целях восстановления нарушенных прав административного истца зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского, муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в срок, не позднее чем в 3 (три) дня со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.
В обоснование заявленных требований Пермяков Н.В. указал, что 1 августа 2021 года Избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1. В целях оспаривания указанного решения он обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию. 9 августа 2021 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение "О жалобе Пермякова Н.В. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1", которым обязала Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово повторно рассмотреть вопрос о регистрации Пермякова Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения, руководствуясь выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в решении. 13 августа 2021 года Избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово приняла решение N18-13 о регистрации Пермякова Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения
Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1. Пермяков Н.В. полагает данное решение незаконным, поскольку, оно принято с нарушением закона, так как голосовать "за" должно было 5 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, то есть, большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (пять из восьми). Административный истец указал, что в связи с не принятием законного решения о его регистрации от 13 августа 2021 года, административным ответчиком совершено бездействие, выразившееся в непринятии законного решения о регистрации Пермякова Н.В, нарушает принцип равенства кандидатов по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", создает препятствия в реализации ему избирательных прав, он обратился в суд с данным иском.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2021 года административные дела по административным исковым заявлениям Федорова С.Н. и Пермякова Н.В. объединены в одно производство.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года, вышеназванные административные исковые требования Федорова С.Н, Пермякова Н.В. удовлетворены.
Постановлено признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года N 18-13 "О регистрации Пермякова Николая Викторовича в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва", признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке решения о регистрации Пермякова Николая Викторовича кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва, возложить на Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово обязанность зарегистрировать Пермякова Николая Викторовича кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу, обязать Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 8 сентября 2021 года, Федоров С.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово от 30 июня 2021 года N 12 "О назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва" выборы депутатов указанного муниципального совета назначены на 19 сентября 2021 года.
Решением от 5 июля 2021 года N 3-2 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий многомандатных (пятимандатных) избирательных округов на ИКМО Автово" полномочия окружных избирательных комиссий по проведению выборов на территории муниципального образования возложены на Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово.
Избирательной комиссией Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово принято решение от 28 июля 2021 года N 11-9 "О регистрации Федорова С.Н. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1".
1 августа 2021 года административный ответчик отказал Пермякову Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово.
Указанное решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово было оспорено в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
9 августа 2021 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение "О жалобе Пермякова Н.В. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1", которым обязала избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос о регистрации Пермякова Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения, руководствуясь выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в решении.
Избирательной комиссией Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово принято решение от 13 августа 2021 года N18-13 о регистрации Пермякова Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
Также судом первой инстанции установлено, что установленное число членов Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово с правом решающего голоса - 8 (восемь) членов, согласно пункту 4 статьи 36 Устава Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово, принятого решением Муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово от 10 августа 2012 года N 16.
В протоколе заседания "за" регистрацию Пермякова Н.В. кандидатом во исполнение решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года голосовали 4 (четыре) члена избирательной комиссии с правом решающего голоса из 8 (восьми) членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, "против" - 2, воздержавшихся нет.
Судом первой инстанции отмечено, что доказательств, свидетельствующих об извещении всех членов комиссии административным ответчиком не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что не присутствующие два члена комиссии отсутствовали по уважительным причинам.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что 23 июля 2021 года кандидатом Галимовой К.И. от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово, была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а именно - нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Также в распоряжении избирательной комиссии имелся документ о согласовании выдвижения списка кандидатов, представленный Местным отделением Регионального отделения политической партии, что при условии выдвижения кандидатов именно названным избирательным объединением не приводит к существенным нарушениям порядка выдвижения.
Из материалов дела следует, что 30 июля 2021 года Пермяковым Н.В. в избирательную комиссию было представлено Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 06 июля 2021 года "Об участии Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово в выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, назначенных на 19 сентября 2021 года", которым Местному политическому совету местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово поручено созвать Конференцию местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово с вопросом повестки для "О выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва".
Также была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, а именно, решение Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 4 апреля 2003 года "О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга" было представлено Пермяковым Н.В. 23 июля 2021 года, а также повторно представлено им 30 июля 2021 года.
30 июля 2021 года в ИКМО Автово Пермяковым Н.В. было представлено Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 12 июля 2021 года "О согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва", которым согласно Приложению была утверждена его кандидатура в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N 1.
Также как следует из материалов дела, извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, избирательная комиссия получила 19 июля 2021 года, в то время как сама Конференция состоялась 20 июля 2021 года.
Также административный ответчик извещался о проведении Конференции посредством телефонограммы 12 июля 2021 года, в подтверждение чего суду представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и детализация услуг связи ПАО "Вымпелком", из которых следует, что избирательная комиссия 12 июля 2021 года в 16 часов 03 минуты извещалась о проведении Конференции, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства о надлежащем уведомлении, в соответствии с положениями действующего законодательства, со стороны избирательной комиссии Пермякова Н.В. о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, поскольку направление фотографии извещения о выявленных недостатках 28 июля 2021 года в мессенджере, об этом не свидетельствует.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив безусловные основания к признанию незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 13 августа 2021 года N 18-13, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Также судом первой инстанции сделан вывод о наличии со стороны административного ответчика незаконного бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке решения о регистрации Пермякова Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда указала, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Так, согласно подпунктам "б", "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержат пункты "б" и "в" части 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Таким образом, судебная коллегия посчитала, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований Федорова С.Н. и Пермякова Н.В. в части признания незаконным решения Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года, как принятого с нарушением положений пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где голосовать "за" должно было не менее 5 членов Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово с правом решающего голоса, то есть, большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (пять из восьми), что являлось безусловным основанием для признания его незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 3 статьи 24 Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Часть 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Также в силу части 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Исходя из подпункта "и" части 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях").
Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях").
В соответствии с пунктом 6.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" структуру Партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся её структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава.
Местные отделения создаются в пределах территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации (пункт 6.3 Устава).
Местные отделения, созданные в пределах территории субъекта Российской Федерации, входят в соответствующее региональное отделение. В пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение (пункт 6.4 Устава).
Наименования первичных, местных и региональных отделений Партии устанавливаются решениями об их создании (пункт 6.7 Устава).
Согласно пункта 13.4 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" региональное отделение партии приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации в порядке, установленном Российской Федерации.
Согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местное отделение является структурным подразделением партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Местные отделения создаются решением Президиума Регионального политического совета регионального отделения партии, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом партии без образования юридического лица (пункт 14.2, 14.2.1 Устава).
Оценивая основания отказа избирательной комиссии Пермякову Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в части непредставления необходимых документов для регистрации кандидата в депутаты вместе с заявлением об изъявлении баллотироваться в кандидаты в депутаты, суд первой инстанции принял во внимание выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенные в решении от 9 августа 2021 года, в связи с рассмотрением жалобы Пермякова Н.В. на решение Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово от 1 августа 2021 года N 15-13 "Об отказе в регистрации Пермякову Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва". С данной оценкой согласилась и судебная коллегия апелляционной инстанции.
Так, 4 августа 2021 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила жалоба Пермякова Н.В. об отмене решения ИКМО Автово от 1 августа 2021 года N 15-13 "Об отказе в регистрации Пермякову Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва".
Рабочая группа Санкт-Петербургской избирательной комиссии исследовала личное дело кандидата Пермякова Н.В. в депутаты и в результате проверки изложенных заявителем и представителем Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово доводов, установила, что отказ в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования города Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 является необоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" кандидат одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом и волнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения, или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
23 июля 2021 года кандидатом Галимовой К.И. от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в Избирательную комиссию Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово в соответствии с пунктом 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в избирательную комиссию была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а именно - нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального деления Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты, изученного Рабочей группой, в том числе Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в связи с чем повторного предоставления данного документа иным кандидатом от того же избирательного объедения не требовалось.
Галимова К.И. в настоящий момент зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, что также подтверждено решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года по административному делу N 2а-5200/2021, которое находится в открытом доступе на официальном сайте Кировского районного суда Санкт-Петербурга, не обжаловалось, вступило в законную силу.
Согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово является структурным подразделением партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования в пределах соответствующего муниципального образования внутригородской территории города федерального значения, входящего в состав одного субъекта Российской Федерации.
Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово входит в состав Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", осуществляет свою деятельность без образования юридического лица.
Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласно пункту 13.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также является структурным подразделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а согласно пункту 13.4 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Согласно пунктам 13.7.7.6, 14.6.5 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово правомочно выдвигать кандидатов в депутаты на соответствующие выборы.
Из решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что она согласилась с позицией Пермякова Н.В. о том, что кандидат в депутаты не мог представить нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, однако, правомерно представил нотариально удостоверенную копию документа государственной регистрации Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что предусмотрено подпунктом "г" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Рабочей группой Санкт-Петербургской избирательной комиссии установлено, что решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, а именно решения Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Единая Россия" от 04 апреля 2003 года "О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга" было представлено Пермяковым Н.В. 23 июля 2021 года, что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1, а также повторно представлено 30 июля 2021 года.
Решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 4 апреля 2003 года принято решение о создании 111 местных отделений в составе регионального отделения в границах соответствующих муниципальных образований.
Согласно выписке из перечня местных отделений, являющегося приложением к решению от 4 апреля 2003 года, создано местное отделение Всероссийской политической партии "Единство и Отечество" - Единая Россия муниципального образования округ Автово.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия пришла к выводу, что 23 июля 2021 года Пермяковым Н.В. было представлено необходимое Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 12 июля 2021 года, которым согласно Приложению к нему утверждена кандидатура Пермякова Н.В. в качестве кандидата в депутаты Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N 1, а также данный документ представлен повторно 30 июля 2021 года, что следует из подтверждения получения документов от кандидата. К данному решению в качестве приложения был приложен список утвержденных кандидатов в депутаты от избирательного объединения, но в данном случае избирательное объединение на Конференции голосовало за каждого выдвинутого кандидата в депутаты отдельно (не списком). В список вошли 20 кандидатов в депутаты по каждому избирательному округу, среди которых указаны как Галимова К.И, так и Пермяков Н.В.
Дело Галимовой К.И. не было исследовано судом первой инстанции, но в данном случае, это не было обязательным, так как данное дело исследовалось Санкт-Петербургской избирательной комиссией, установленные обстоятельства отражены в решении от 9 августа 2021 года, никем не опровергнуты, а также положены в основу решения Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга N 2а-5200/2021, вступившего в законную силу на момент рассмотрения настоящего административного дела.
Санкт-Петербургской избирательной комиссией было установлено, что решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово было представлено Пермяковым Н.В. 23 июля 2021 года.
Из решения Президиума Регионального политического Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 6 июля 2021 года "Об участии Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово в выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, назначенных на 19 сентября 2021 года, которым Местному политическому совету местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово поручено созвать Конференцию местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово с вопросом повестки для "О выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва".
Суд апелляционной инстанции признал, что установленные судом первой инстанции обстоятельства в данной части, с учетом выводов, указанных в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года, не подлежат переоценке, так как решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года N 256-16 в данной части не оспорено, незаконным не признано.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда дополнительно указала, что 23 июля 2021 года Пермяковым Н.В. в избирательную комиссию согласно подтверждению о получении документов, среди прочего представлено:
пункт 11 "в случае выдвижения кандидата избирательным объединением, которое не является юридическим лицом, решение о его создании" - "получено 2 листа";
пункт 12 "решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата" - "получено 2 листа";
пункт 13 "документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата" - "получено 1 лист", пункт 14 "документ, подтверждающий делегирование полномочий по выдвижению кандидата (в случае если это предусмотрено уставом избирательного объединения) - "получено 11 листов".
Указанные документы, как следует из представленного в материалы дела подтверждения, получены председателем избирательной комиссии ФИО9, уполномоченной на принятие таких документов.
Указание данных документов в подтверждении о приеме документов, подлежит буквальному толкованию.
Кроме того, заполнение формы "Подтверждения" о приеме документов о кандидата в депутаты не предполагает проставление прочерка в случае отсутствия какого-либо документа, а предполагает указание слова "нет", что указано в сноске (N 1) в конце первого листа подтверждения.
Согласно пункту 14.6.5.1 к компетенции Конференции (Общего собрания) относится выдвижение (предложение) тайным голосованием по согласованию с Президиумом Регионального политического совета кандидатов (списка кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления, за исключением кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа муниципального образования при наличии в этом муниципальном образовании нескольких местных отделений партии.
При этом кандидаты, списки кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований сельских и городских поселений считаются согласованными, если эти кандидатуры не были отклонены Президиумом Регионального политического совета в течение 10 дней с момента получения ими соответствующих документов.
Согласно выписке из протокола Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово от 20 июля 2021 года следует, что решение о выдвижении кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Автово шестого созыва при голосовании каждой кандидатуры принималось в результате тайного голосования, в избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 21 и пунктами 1-3 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, пунктом 14.6.5.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово от 20 июля 2021 года об итогах тайного голосования делегатов Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, с учетом наличия письменного согласия на выдвижение от избирательного объединения "Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово" на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года.
Также в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии установлено, что извещение о проведении Конференции Избирательного объединения Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты на соответствующих выборах, Избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово получила 19 июля 2021 года, в то время как сама Конференция состоялась 20 июля 2021 года. Данные обстоятельства не оспаривались.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года и судом первой инстанции дана оценка о надлежащем извещении Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, с которой судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, посредством телефонограммы 12 июля 2021 года, в подтверждение чего в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и детализация услуг связи ПАО "Вымпелком".
Как следует из представленных доказательств в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, суд первой инстанции, Избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово 12 июля 2021 года в 16 часов 03 минуты извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут.
Исходя из положений пункта 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, извещение о Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в виде передачи телефонограммы представителю избирательной комиссии является законным, поскольку такое извещение являлось допустимым исходя из указанных Методических рекомендаций.
Административным истцом Федоровым С.Н в обоснование доводов незаконности принятого решения судом первой инстанции указано, что длительность звонка в 11 секунд нельзя признать надлежащим извещением Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о проведении Конференции, поскольку за это время невозможно передать необходимый объем информации об извещении о Конференции, а кроме того, избирательная комиссия отрицает факт такого извещения 12 июля 2021 года.
Суды первой и апелляционной инстанций оценили позицию Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово, в части отрицания извещения 12 июля 2021 года о проведении Конференции, как избранный способ защиты, но это и не подтверждает факт того, что такого звонка не было, и что информация не передавалась. Кроме того, дополнительно Избирательная комиссия Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово извещалось о проведении Конференции 19 июля 2021 года, данные обстоятельства Избирательной комиссией Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово не оспаривались.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Методических рекомендаций в случае несоблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных пунктами 3.1, 3.1.1 настоящих Методических рекомендаций, организующая выборы избирательная комиссия обязана известить об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Сведений об извещении Избирательной комиссией Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово Управления Минюста по Санкт-Петербургу о несоблюдении политической партией требований законодательства об уведомлении о проведении Конференции по выдвижению кандидатов в депутаты материалы дела не содержат.
Извещение Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово посредством телефонограммы согласуется с пунктом 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, согласно которым, извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий возможно посредством направления соответствующей телефонограммы, при этом в данных Методических рекомендациях не раскрыто понятие "исключительных случаев", равно как и не содержится запрета на извещение о проведении мероприятия по средствам телефонограммы. Полномочия лица, осуществляющего извещение Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Муниципальный округ Автово о проведении конференции по средствам телефонограммы, подтверждены соответствующим решением от 12 июля 2021 года, которое представлено суду при рассмотрении спора.
Кроме того, данное обстоятельство не было положено в основу отказа в регистрации Пермякова Н.В. в качестве кандидата в депутаты.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Согласно пункту 4.12.2 Методических рекомендаций извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Суд апелляционной инстанции правильно руководствовался Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова".
Названным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П постановлено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.
Вместе с тем, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-О-О).
Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).
В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6 Методических рекомендаций).
Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2 Методических рекомендаций).
Кроме того, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает средствам массовой информации о выявленных фактах недостоверности таких сведений (пункты 6 - 8 статьи 33 Федерального закона N 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Из материалов административного дела не следует, что Пермяков Н.В. был незамедлительно извещен рабочей группой избирательной комиссии о выявленных недостатках, неполноте представленных документов, в том числе и в течение установленных законодателем трех дней. Такое извещение было оформлено и доведено до Пермякова Н.В. только 28 июля 2021 года, с предоставлением срока для исправления недостатков до 30 июля 2021 года, то есть за пределами трех дневного срока.
Со дня получения извещения о выявленных недостатках, неполноте представленных документов Пермяков Н.В. устранил их в трехдневный срок и по состоянию 30 июля 2021 года представил истребуемые документы.
Однако представление Пермяковым Н.В. истребуемых документов 30 июля 2021 года, Санкт-Петербургской избирательной комиссии в своем решении от 9 августа 2021 года было расценено как повторное их представление. Данный вывод, указанный в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии не оспорен.
Суд апелляционной инстанции оценил представление документов Пермяковым Н.В.30 июля 2021 года не как необходимость их представления в связи с тем, что они не были поданы первоначально ни Пермяковым Н.В, ни Галимовой К.И. (как первым кандидатом от избирательного объединения), а как их необходимость представления по извещению избирательной комиссии от 28 июля 2021 года (во исполнение извещения). Истребуемые документы Пермяковым Н.В. были представлены в срок, за сутки до принятия решения по утверждению кандидата в депутаты.
Ненадлежащее принятие рабочей группой документов у Пермякова Н.В. 23 июля 2021 года, их возможная утрата в какой-либо части, а как следствие не представление полного лично дела кандидата суду, не может быть поставлена в вину кандидату в депутаты, при наличии листка подтверждения от 23 июля 2021 года, представленного в суд, обстоятельств установленных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии в решении от 9 августа 2021 года и судом первой инстанции, которые в своей совокупности и взаимосвязи не противоречат друг другу.
Кроме того, решением Санкт-Петербургской комиссии от 9 августа 2021 года N 256-16 также установлено, что обстоятельства, указанные в решении от 1 августа 2021 года N 15-10 не относятся к основаниям отказа в регистрации кандидата в депутаты, перечисленным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Таким образом, Пермяковым Н.В. был соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов, установленный Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что нашло также свое подтверждение в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года. Несогласие с таким выводом суда сводится к переоценке, что не может быть положено в основу отмены решения суда.
При оценке правомерности постановленного судом первой инстанции решения имеют значение выводы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где на избирательную комиссии муниципального образования возложена обязанность незамедлительно известить кандидата о недостатках в представленных им документах, данная обязанность призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения.
Также Конституционный суд в постановлении отметил, что в то же время неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации. Подобный - порождаемый бездействием избирательной комиссии - "расхолаживающий эффект" может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и - если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии - ее бездействием.
Постановлением от 12 марта 2021 года N 6-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и обязал федерального законодателя внести изменения в избирательное законодательство в части извещения кандидатов об ошибках в документах.
Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании решается вопрос об обязательности извещения кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (на выборную должность) избирательной комиссией, когда ею выявлены неполнота сведений о кандидате, отсутствие каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата предусмотрено законом, или несоблюдение требований закона к оформлению документов.
До вступления в силу изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды при рассмотрении соответствующих дел руководствуются непосредственно Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2021 года N 6-П. Это не исключает принятия ими мер к устранению таких недостатков в представленных в избирательную комиссию документах, которые создают неустранимые сомнения в соблюдении кандидатом других требований, с несоблюдением которых закон связывает отказ в регистрации.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года без изменения, кассационную жалобу Федорова С.Н. - без удовлетворения.
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 30 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.