Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре
Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харитоновой Натальи Владимировны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан о признании незаконным решения N N от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан об отказе в пересчете кадастровой стоимости и осуществить пересчет кадастровой стоимости земельных участков, по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан ФИО1 представителя административного истца ФИО2, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Харитонова Н.В. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в пересчете кадастровой стоимости и обязании произвести пересчет кадастровой стоимости 545 земельных участков, расположенных по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в пересчете кадастровой стоимости 545 земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером N, имеющего вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", ссылаясь на то, что указанные земельные участки в соответствии с Перечнем объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года имеют вид разрешенного использования "Садоводство" отнесены к сегменту 13 "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка" код расчета 13:021 "Ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) деятельности связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение садовых домов, жилых домов, размещение для собственных нужд гаражей и иных хозяйственных построек"; кроме того указано, что по результатам рассмотрения ранее направленного обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости имеется решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
Административный истец полагает указанное решение Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан необоснованным, указывает на то, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объектах оценки, на основании которых определялась их кадастровая стоимость (использование недостоверных сведений о виде разрешенного использования 545 земельных участков, а именно отнесение их к сегменту 13 "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка" код расчета 13:021 "Ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) деятельности связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение садовых домов, жилых домов, размещение для собственных нужд гаражей и иных хозяйственных построек") привело к значительному увеличению кадастровой стоимости земельных участков. В этой связи просила признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в пересчете кадастровой стоимости 545 земельных участков, осуществить пересчет кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года с видом разрешенного использования "Сельскохозяйственное производство" и применением соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости для квартала, в котором они расположены.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2021 года постановлено:
административное исковое заявление Харитоновой Н.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан об отказе в перерасчете кадастровой стоимости 545 земельных участков, расположенных по адресу: N
Обязать Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан в течении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков, произвести пересчет кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года земельных участков с кадастровыми номерами: N, с видом разрешенного использования "Сельскохозяйственное производство", расположенных по адресу: "адрес"
В удовлетворении административного искового заявления к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о признании незаконным решения N от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан об отказе в перерасчете кадастровой стоимости и осуществить пересчет кадастровой стоимости 545 земельных участков, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года с видом разрешенного использования "Сельскохозяйственное производство"- отказать."
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан просило решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан, в которых просил изменить решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2021 года, удовлетворив требования административного истца как в отношении Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан, так и в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан ФИО3, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, просила отменить решение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО4 участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, просил оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2). При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).
Процедура рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установлена статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (часть 2 названной статьи).
По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде (часть 22 названной статьи).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ Минэкономразвития России приказом от 19 февраля 2018 года N 73 утвердило Порядок рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее Порядок рассмотрения).
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 30 октября 2018 года N 3647-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Татарстан по состоянию на 1 января 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности на основании договоров купли-продажи от 3 октября 2018 года, 5 октября 2018 года, 8 октября 2018 года принадлежат 545 спорных земельных участков.
Кадастровая стоимость 545 земельных участков определена Государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 1 января 2018 года в рамках статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
29 декабря 2020 года Харитонова Н.В. обратилась в Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости 545 земельных участков, в обоснование которого указала, что результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков затрагивают ее права, так как при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков на основании недостоверных сведений, содержащихся в ЕГРН, была определена их кадастровая стоимость исходя из вида разрешенного использования: "садоводство" (код расчета 13:021), вместо вида разрешенного использования: "сельскохозяйственное производство".
29 января 2021 года Государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан принято решение N которым отказано в удовлетворении заявления Харитоновой Н.В. со ссылкой на то, что земельные участки в соответствии с Перечнем объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года по документам имеют вид разрешенного использования "Садоводство" и отнесены к сегменту 13 "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка" коду расчета 13:021 "Ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) деятельности связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение садовых домов, жилых домов, размещение для собственных нужд гаражей и иных хозяйственных построек"; кроме того, дополнительно указано, что по результатам рассмотрения ранее направленного обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости принято решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости.
29 января 2021 года Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан направило в адрес Харитоновой Н.В. письменные разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости N
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, сделал верный вывод, что оспариваемое административным истцом решение по его обращению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, принято Государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан в пределах полномочий, определенных статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и Уставом данного учреждения, при этом Государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан не допущено существенных нарушений Порядка рассмотрения; обращение административного истца разрешено в срок, установленный частью 16 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, ответ на обращение подписан руководителем учреждения.
Удовлетворяя частично исковые требования и признавая необоснованными действия административного ответчика, выразившиеся в вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления о пересчете кадастровой стоимости, суд первой инстанции сослался на использование при определении кадастровой стоимости земельных участков недостоверных сведений о виде разрешенного использования земельных участков, в частности кадастровая стоимость земельных участков определена из вида разрешенного использования: "Садоводство" (сегменту 13 "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка" код расчета 13:021 "Ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) деятельности связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение садовых домов, жилых домов, размещение для собственных нужд гаражей и иных хозяйственных построек") и необоснованности отказа в ее пересчете.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ кадастровая стоимость объектов недвижимости, определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Пункт 1.2 Методических указаний (в редакции на дату проведения государственной кадастровой оценки спорных земельных участков) предусматривал, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для целей Методических указаний под видом использования объекта недвижимости понималось использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием; фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
Согласно пункту 7.1 Методических указаний при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Методическими указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). В рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата.
Пунктом 9.2.2. Методических указаний установлено, что для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям.
Судом первой инстанции установлено, что спорные земельные участки образованы путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером N, с сохранением земельного участка в измененных границах. С даты постановки исходного земельного участка с кадастровым номером N на государственный кадастровый учет 30 сентября 2006 года и по 2 сентября 2010 года земельный участок имел вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Сведения об актуальном виде разрешенного использования земельного участка "Садоводство" внесены 3 сентября 2010 года на основании постановления исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N 920 от 05 мая 2010 года "Об изменении разрешенного использования земельного участка ООО " "данные изъяты" и ФИО5
Постановлением исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N920 от 5 мая 2010 года принято решение об изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"", площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N с "сельскохозяйственного производства" на "садоводство".
На основании протеста прокурора Лаишевского района Республики Татарстан N02-08-01-14 от 10 ноября 2015 года, постановлением исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N2860 от 28 декабря 2015 года отменено постановление исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N920 от 5 мая 2010 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N с сельскохозяйственного производства на садоводство.
30 ноября 2017 года в адрес управления Росреестра по Республике Татарстан в порядке межведомственного информационного взаимодействия поступило постановление исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N 2860 от 28 декабря 2015 года, в соответствии с которым отменено постановление исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 5 мая 2010 года N 920 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "сельскохозяйственное производство" на "садоводство".
22 декабря 2017 года Управлением Росреестра по Республике Татарстан было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 Закона о регистрации, так как документы, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером N не соответствовали требованиям к формату таких документов в электронном формате, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона о регистрации, а именно были выявлены противоречивые сведения между XML-файлом и сканированным образом документа.
Также Управлением Росреестра по Республике Татарстан выявлено несоответствие в наименовании организации, которой были подписаны данные документы, и наименование организации, указанной в представленном XML-файле. В ЭЦП указано наименование организации: "Исполнительный комитет Лаишевского района РТ", а в XML-файле - "ООО "данные изъяты"". Наименование организации в XML-файле должно было соответствовать наименованию в ЭЦП, а именно - Исполнительный комитет Лаишевского района РТ.
При проведении государственной кадастровой оценки сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами, указанными в обращении административного истца Харитоновой Н.В, поступили в учреждение в составе Перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированного Управлением Росреестра по РТ по состоянию на 1 января 2018 года.
Учреждению Перечень объектов оценки передан Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан письмом от 1 марта 2018 года N1-30/2917 "О направлении материалов".
В соответствии с Перечнем объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года, указанные объекты недвижимости имели вид разрешенного использования: "садоводство".
При проведении государственной кадастровой оценки в ходе массовой оценки Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан отнесло спорные земельные участки к сегменту 13 "Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка" с присвоением кода расчета вида использования 13:021 "Ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) деятельности связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение садовых домов, жилых домов, размещение для собственных нужд гаражей и иных хозяйственных построек".
Согласно данным Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан, в период с 24 ноября 2020 года по 12 января 2021 года сведения об объектах недвижимости, представленных в Приложении 1 к решению N от ДД.ММ.ГГГГ с указанием даты внесения изменений, поступили из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в учреждение в составе Перечня объектов недвижимости, в сведения о которых в Едином государственном реестре недвижимости внесены изменения для определения кадастровой стоимости.
В соответствии с предоставленными сведениями по состоянию на соответствующие даты определения кадастровой стоимости, указанные объекты недвижимости имеют вид разрешенного использования по документу "сельскохозяйственное производство".
В ходе проведения группировки указанные объекты недвижимости отнесены к сегменту 1 "Сельскохозяйственное использование", кодам расчета 01:081 "Скотоводство. Сенокошение, выпас, производство кормов, за исключением кодов расчета вида использования 01.082 - 01.084" и 01:020 "Выращивание зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур".
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 24 ноября 2020 года, 7 декабря 2020 года, 8 декабря 2020 года, 9 декабря 2020 года, 10 декабря 2020 года, 11 декабря 2020 года, 14 декабря 2020 года, 15 декабря 2020 года, 16 декабря 2020 года, 17 декабря 2020 года, 18 декабря 2020 года, 21 декабря 2020 года, 24 декабря 2020 года, 25 декабря 2020 года, 26 декабря 2020 года, 28 декабря 2020 года, 29 декабря 2020 года, 30 декабря 2020 года, 31 декабря 2020 года, 11 января 2021 года, 12 января 2021 года, 19 января 2021 года, 20 января 2021 года, 21 января 2021 года, 22 января 2021 года, 23 января 2021 года и 25 января 2021 года.
Оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков Государственным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан были использованы недостоверные сведения об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, а именно спорные объекты недвижимости необоснованно отнесены к виду разрешенного использования: "садоводство".
Судом установлено, что исходный земельный участок с кадастровым номером N, в результате раздела которого образованы спорные 545 земельных участков, имел вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
С учетом установленных судом обстоятельств, а именно отмены постановления исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N920 от 5 мая 2010 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N образованные из него спорные земельные участки должны были быть отнесены к виду разрешенного использования: "сельскохозяйственное производство".
Исходя из изложенного, оспариваемое решение Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан является незаконным, нарушает права административного истца, так как влечет для него обязанность оплаты земельного налога, исходя из неправильно определенной кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.