Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению главы администрации
МО "Тахтамукайский район"
от 03.02.2015 г. N 275
Положение
о порядке осуществления учредительного контроля деятельности
муниципальных образовательных учреждений, подведомственных
управлению образования администрации МО "Тахтамукайский район"
1. Правовые основания осуществления учредительного контроля
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом МО "Тахтамукайский район", Положением об управлении образования администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", утвержденного Постановлением главы администрации МО "Тахтамукайский район" от 03.09.2014 г. N 2111.
Настоящее положение регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий, оформление их результатов, периодичность осуществления контроля в соответствии с полномочиями управления образования администрации муниципального образования "Тахтамукайский район".
2. Субъекты контроля, их права и обязанности
2.1. Настоящее положение направлено на осуществление учредительного контроля управлением образования администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" за деятельностью муниципальных образовательных учреждений.
2.2. Проверки осуществляются специалистами управления образования, должностными инструкциями которых предусмотрено проведение учредительного контроля по направлениям деятельности.
2.3. К проверке могут привлекаться специалисты сторонних (компетентных) организаций, в том числе других отраслевых (функциональных) органов, аккредитованные эксперты и представители общественности.
2.4. Специалисты управления образования, привлеченные к проверкам, имеют право посещать образовательное учреждение в порядке, установленном данным Положением, при предъявлении руководителю учреждения копии приказа управления образования о проведении проверки по конкретному факту, направлению.
2.5. Специалисты, привлеченные к проверкам, обязаны:
- осуществлять плановую и внеплановую проверку только на основании приказа управления образования;
- регистрироваться в соответствующем журнале посещений с указанием цели посещения данного учреждения;
- осуществлять плановую или внеплановую проверку только в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательного учреждения;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к проверке;
- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя образовательного учреждения с результатами проверки,
- соблюдать установленные сроки проведения проверки.
2.6. Специалисты, привлеченные к проверкам, не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции управления образования;
- осуществлять плановые проверки при проведении учредительного контроля без уведомления руководителей учреждений, подведомственных управлению образования;
- требовать от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательного учреждения документы и иные сведения, если они не являются объектами проверки,
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения учредительного контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
- превышать установленные сроки проведения проверки.
2.7. Руководитель учреждения, иное должностное лицо или уполномоченный представитель образовательного учреждения имеет право:
- требовать регистрации комиссии в соответствующем журнале;
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от специалистов и старших методистов, привлеченных к проверкам информацию, справки, которые относятся к предмету проверки,
- знакомиться с результатами проверки и письменно выразить свое согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями специалистов и старших методистов, привлеченных к проверкам;
- получать решения комиссии непосредственно после окончания проверки.
2.8. Руководитель учреждения, иное должностное лицо или уполномоченный представитель образовательного учреждения обязан:
- обеспечить присутствие должностных лиц учреждения, ответственных за организацию и проведение мероприятий по вопросам проверки;
- представлять необходимую информацию, документы по предмету проверки;
- представлять письменные и устные объяснения по предмету проверки;
- подписать справку о результатах проверки.
3. Цели, задачи, предмет и содержание учредительного контроля
3.1. Целью учредительного контроля является повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.
3.2. Задачи учредительного контроля:
- выявление случаев нарушения и неисполнения нормативных правовых актов в деятельности учреждений, принятие в пределах своей компетенции мер по их предупреждению;
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности учреждений, должностных лиц, выявление отклонений плановых показателей деятельности организаций от фактических, анализ причин таких отклонений;
- выявление обстоятельств, обусловивших неэффективное расходование денежных средств и иных материальных ресурсов, нарушение требований действующего законодательства;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализ применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений в ходе прошедших ранее контрольных мероприятий;
- формирование информационной базы в целях оптимизации расходования бюджетных средств, принятия управленческих решений по повышению качества образования;
- оказание методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.
3.3. Предметом учредительного контроля является контроль за соблюдением обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не относящимися к законодательству в области образования, а также правовыми актами, изданными управлением образования.
Проверки осуществляются по следующим вопросам:
- соответствие локальных актов учреждения правовым актам, изданным управлением образования;
- выполнение норм и правил, установленных локальными актами учреждения;
- организация работы по реализации прав граждан на получение установленного обязательного общего образования;
- организация работы образовательного учреждения по обеспечению гражданам возможности выбора форм получения образования;
- реализация муниципальных программ развития образования;
- качество выполнения муниципального задания на оказание государственных услуг (работ);
- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- организация питания обучающихся, воспитанников;
- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;
- трудовые отношения в учреждении;
- оплата труда работников учреждения;
- материально - техническое и финансовое обеспечение учреждения, в т.ч. оснащенности учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;
- организация приносящей доход деятельности учреждения;
- готовность учреждения к новому учебному году;
- организация летней оздоровительной работы;
- результаты управленческой деятельности в учреждении по вопросам:
1) организации внутришкольного контроля, в т.ч. осуществления контроля реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качества подготовки выпускников;
2) состояния спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в учреждении;
3) выполнения установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;
4) охраны здоровья обучающихся и воспитанников;
5) учета выдачи выпускникам документов государственного образца, а также медалей;
6) повышения квалификации педагогических работников;
7) обеспечения социальной защиты, охраны прав и интересов, психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) осуществления взаимодействия образовательных учреждений с органами опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;
9) обеспечения условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. Содержание учредительного контроля - изучение и анализ деятельности образовательного учреждения по следующим вопросам:
- соответствие локальных актов учреждения правовым актам, изданным органом управления муниципального образования;
- выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами учреждения;
- организация работы по реализации прав граждан на получение установленного обязательного общего образования, в том числе прав граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей;
- организация работы по обеспечению гражданам возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
- реализация региональных и муниципальных программ развития образования;
- качество выполнения муниципального здания на оказание муниципальных услуг (работ);
- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- структура управления образовательной организацией;
- организация питания обучающихся, воспитанников;
- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;
- трудовые отношения, оплата труда работников в организации;
- материально- техническое и финансовое обеспечение организации, в том числе оснащенность учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;
- расстановка педагогических кадров, организация повышения квалификации и аттестации работников организации;
- приносящая доход деятельность организации;
- готовность к новому учебному году;
- организация летней оздоровительной работы;
- организация внутренней системы оценки качества образования, в том числе эффективного внутриучрежденческого (административного) контроля по следующим вопросам:
- осуществление контроля реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
- контроль качества подготовки обучающихся;
- качество проведения учебных занятий;
- состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в организации;
- выполнение установленного порядка промежуточной аттестации обучающихся и осуществление текущего контроля успеваемости обучающихся;
- охрана здоровья обучающихся и воспитанников;
- учет выдачи выпускникам документов об образовании;
- выполнение требований муниципальных нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовки граждан к выполнению воинской обязанности;
- взаимодействие с родительской общественностью.
4. Формы и методы учредительного контроля
4.1. При выборе форм и методов учредительного контроля управление образования исходит из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - объективность, открытость и гласность, законность, автономность деятельности образовательных организаций.
4.2. Контроль может осуществляться в форме плановой и внеплановой выездной или документарной проверки, а также в виде мониторинга.
Периодичность и формы контроля деятельности учреждений и их руководителей определяются с учетом предмета проверки, необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел в учреждении.
Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления обращений граждан, организаций, содержащих сведения о нарушении законодательства Российской Федерации, в том числе прав участников образовательного (воспитательного) процесса. Проверки по обращениям граждан, организаций проводятся в целях установления достоверности фактов о нарушениях, указанных в обращениях, принятия эффективных мер реагирования.
Внеплановый учредительный контроль может быть проведен в форме документарной проверки, в случае рассмотрения имеющихся уже в управлении образования документов и (или) полученных дополнительно от образовательного учреждения в результате запроса, или выездной проверки, в случае рассмотрения обращения, жалобы гражданина с выездом в образовательное учреждение.
При проведении документарных проверок анализу подвергается информация, размещенная на информационном сайте образовательного учреждения, отчетные и информационные материалы, предоставляемые учредителю в соответствии с законодательством, в том числе в рамках мониторинга в системе образования. Цель указанного формата проверок - обеспечение руководителями подведомственных образовательных организаций открытости и доступности сведений о деятельности организации, а также доступности, в том числе информационной, оказываемых услуг (исполняемых функций), что одновременно является критерием проверки исполнительской дисциплины руководителей муниципальных образовательных организаций.
Контроль в форме мониторинга - осуществление постоянного наблюдения за деятельностью учреждений, сбор и обработка соответствующей информации по вопросам жизнедеятельности учреждения. При контроле в форме мониторинга обеспечивается системный характер наблюдения за деятельностью организации, периодичность сбора и обработки соответствующей информации, соотношение перечня показателей мониторинга с установленным законодательством перечнем и утвержденными муниципалитетом показателями эффективности деятельности организаций и их руководителей.
4.3. Методы контроля деятельности руководителя образовательного учреждения, администрации (должностных лиц), учреждения:
анкетирование;
собеседование;
тестирование;
опрос;
наблюдение образовательного (воспитательного) процесса (осмотр);
изучение документации.
5. Порядок, сроки и периодичность проведения контроля
5.1. Основаниями проверок являются:
- план работы управления образования на учебный год;
- обращение физических лиц и юридических лиц в управление образования, средства массовой информации, поступившие из иных органов по фактам нарушений в образовательных учреждениях;
- предписание надзорных органов, контролирующих служб.
5.2. План-график проведения контроля муниципальных образовательных учреждений формируется, утверждается управлением образования и в срок до 15 августа последующего учебного года размещается в открытом доступе на сайте управления образования, корректируется в декабре текущего года.
5.3. Подготовка проверки.
5.3.1. Подготовку к проверке осуществляют специалисты управления образования, из числа которых назначается ответственный за организацию проверки, формирующий комиссию на проверку, осуществляющий привлечение экспертов, подготовку приказа о проверке.
5.3.2. В приказе указываются:
- состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества, должности председателя и членов комиссии, а также привлекаемых лиц в соответствии с п. 2.3. (или специалиста, уполномоченного на проверку);
- фамилия, имя, отчество, должность специалиста, ответственного за организацию проверки;
- наименование учреждения (учреждений), в отношении которого (которых) проводится проверка, с указанием при необходимости наименования структурного подразделения (структурных подразделений);
- цели, задачи, предмет и тематика проверки, проверяемый период, срок проведения проверки;
- перечень обязательных требований, подлежащих проверке;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень документов, материалов, представление которых учреждением необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
5.3.3. При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться учредительные документы учреждения и локальные акты, изданные учреждением в пределах его компетенции.
5.3.4. На основании приказа специалист, ответственный за организацию проверки, формирует план-задание проведения проверки. При формировании плана-задания специалист при необходимости запрашивает документы и материалы проверяемого учреждения, на основании которого вправе скорректировать план-задание.
5.3.5. О проведении проверки руководитель образовательного учреждения уведомляется управлением образования не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий путём доведения соответствующего приказа и плана-задания.
Проверка по обращению граждан возможна без предупреждения.
5.3.6. Продолжительность проверок не должна превышать пяти рабочих дней. Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется приказом управления образования.
При мониторинге продолжительность может регулироваться в зависимости от объекта, предмета и сложности его проведения.
Опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами.
5.4. Проверка образовательного учреждения начинается с организационного совещания комиссии с руководителем и привлекаемыми к проверке специалистами учреждения, целью которого является уведомление о целях и содержании проверки.
6. Порядок оформления результатов учредительного контроля
6.1. Результаты проведенного контроля оформляются специалистом, ответственным за организацию проверки, в форме справки. В ходе проверки члены комиссии, привлеченные специалисты, формируют предложения в справку о результатах проверок.
Справка должна содержать анализ состояния дел по предмету контроля, выводы, причины при установлении нарушений и несоответствий, рекомендации и предложения о мерах ограничительного, предупредительного или профилактического характера в отношении проверяемого учреждения или по совершенствованию деятельности учреждения. Указывается срок выполнения предложений и рекомендаций комиссии. К справке могут прилагаться заключения привлекаемых специалистов, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.
Справка составляется в 2-х экземплярах, подписывается проверяющими (проверяющим), руководителем (уполномоченным им лицом) проверяемого учреждения.
6.2. По результатам проверки проводится совещание с коллективом образовательного учреждения.
6.3. Корректирующие действия по устранению выявленных нарушений, несоответствий.
6.3.1. Справка передается в управление образования, где регистрируется в деле о проверке и хранится в течение трех лет.
6.3.2. Результаты проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.
6.3.3. По результатам проверки специалист, ответственный за организацию проверки, в течение 10 рабочих дней представляет руководителю управления образования итоговую справку с заключениями и предложениями по результатам проверки.
6.4. Руководитель управления образования по результатам контроля принимает решение в адрес руководителя:
- об издании соответствующего приказа об устранении нарушений;
- об обсуждении материалов контроля на совещаниях, заседаниях с участием руководителей образовательных учреждений;
- о проведении повторного контроля с привлечением соответствующих специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений;
- иные решения в пределах своих полномочий.
6.5. Контроль выполнения рекомендаций и предложений по результатам проверок.
6.5.1. Учреждение, в котором проведена проверка, должно в срок, указанный в справке, представить в управление образования отчет о результатах выполнения рекомендаций, предложений комиссии по результатам проверки, с приложением подтверждающих документов, материалов.
6.5.2. Специалист, ответственный за организацию проверки, знакомит привлеченных к проверке лиц с представленным отчетом учреждения с целью установления факта устранения выявленных несоответствий или нарушений в течение десяти рабочих дней.
По результатам анализа отчета учреждения специалист в течение трех рабочих дней готовит служебную записку руководителю управления образования о результатах выполнения рекомендаций, предложений комиссии проверенным учреждением, с предложением о снятии с контроля данного вопроса или другим предложением согласно результатам.
6.5.3. Руководитель управления образования по результатам контроля принимает решение:
- о снятии с контроля проверенного учреждения;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя образовательного учреждения;
- иные решения в пределах своих полномочий.
6.6. Контроль за полнотой и качеством исполнения учредительного контроля осуществляется руководителем управления образования. Ответственными за организацию работы по учредительному контролю по направлениям являются специалисты управления образования.
7. Порядок обжалования действий и решений,
осуществляемых в ходе проведения учредительного контроля
7.1. Действия (бездействие), решения специалистов управления образования, осуществляемые (принятые) в ходе учредительного контроля, могут быть обжалованы руководителем учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Результатом исполнения учредительного контроля являются
- справка по результатам проверки;
- приказ о результатах проверки и план мероприятий по устранению выявленных нарушений и несоответствий;
- профилактика нарушений в деятельности образовательного учреждения.
9. Использование результатов учредительного контроля
9.1. Результаты учредительного контроля используются:
- при оценке деятельности образовательных учреждений и их руководителей, в том числе при распределении стимулирующей части оплаты труда руководителей;
- при принятии решений о поощрении и награждении руководителей образовательных учреждений.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" Республики Адыгея от 3 февраля 2015 г. N 275... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.