Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
и науки Республики Адыгея
от 16.03.2015 г. N 211
Критерии
аттестации граждан, претендующих на получение аттестации эксперта,
привлекаемого Министерством образования и науки Республики Адыгея
к проведению мероприятий по контролю
1. Критерии аттестации граждан, претендующих на получение аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю в соответствии с законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - заявители), содержат требования к образованию и стажу работы эксперта, наличию у него знаний и навыков в сфере образования, в том числе к наличию специальных профессиональных навыков, а также знаний законодательства Российской Федерации в сфере образования.
2. Проверка соответствия заявителя критериям аттестации осуществляется путем проверки представленных документов и сведений и проведения квалификационного экзамена.
3. Требования к образованию заявителя (соответствие данному критерию устанавливается путем проверки представленных документов и сведений):
3.1. Эксперт должен иметь высшее профессиональное образование с присвоением квалификации (степени) "специалист" или "магистр", подтвержденное соответствующим документом государственного образца или документом образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Требования к стажу работы заявителя (соответствие данному критерию устанавливается путем проверки представленных документов и сведений):
4.1. Эксперт должен иметь опыт работы в образовательной (научной) организации или в органе государственной власти (органе, осуществляющем государственное управление в сфере образования) или в органе местного самоуправления (органе, осуществляющем управление в сфере образования) или в органе, осуществляющем контроль (надзор) в сфере образования. Общая продолжительность работы эксперта в указанных органах и организациях должна составлять не менее трех лет.
5. Требования к наличию у заявителя знаний и навыков в сфере образования, в том числе специальных профессиональных навыков и знаний законодательства Российской Федерации в сфере образования (соответствие данным критериям устанавливается путем проверки представленных документов и сведений, а также путем проведения квалификационного экзамена):
5.1. Эксперт должен знать:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие проведение контроля и надзора в сфере образования;
- инструктивные материалы и методические рекомендации по вопросам осуществления контроля (надзора) в сфере образования;
- порядок обращения со служебной информацией и персональными данными.
5.2. Эксперт должен уметь:
- документально оформлять результаты экспертного анализа по итогам своего участия в мероприятии по контролю;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями (офисными приложениями для редактирования текста, электронной почтой, навигацией и поиском информации в сети Интернет).
5.3. Эксперт, привлекаемый к мероприятиям по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования:
5.3.1. Должен дополнительно знать:
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и при формировании социальной инфраструктуры для детей);
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части правовых норм, регулирующих вопросы структуры, правового статуса и полномочий в области образования органов местного самоуправления);
- нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие вопросы приема граждан в образовательные организации, осуществления образовательного процесса, оказания платных образовательных услуг, выдачи документов об образовании и (или) квалификации, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, иные нормативные правовые акты, применяемые при проведении проверок.
5.3.2. Должен дополнительно уметь:
- проводить анализ соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, норм законодательства в сфере образования;
- проводить анализ локальных нормативных актов, издаваемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на их соответствие законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея в сфере образования;
- проводить анализ наличия, полноты и достоверности информации, размещенной органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на официальном сайте в сети Интернет.
5.3.3. Документами, подтверждающими наличие у эксперта вышеперечисленных знаний и умений, являются документы (материалы), подтверждающие:
- прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки по вопросам осуществления государственного контроля (или надзора) в сфере образования, проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций, опыт работы в образовательной организации в должности руководителя (заместителя руководителя) не менее 3-х лет;
- наличие рекомендаций органов управления образованием, представителей объединений работодателей, характеризующих профессиональные компетенции эксперта.
5.4. Эксперт, привлекаемый к мероприятиям по контролю при осуществлении федерального государственного контроля качества образования:
5.4.1. Должен дополнительно знать:
- государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования;
- федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования - до завершения их
реализации);
- федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Адыгея, регулирующие вопросы содержания и структуры основных образовательных программ общего и профессионального образования, осуществления контроля качества образования, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, иные нормативные правовые акты, применяемые при проведении проверок.
5.4.2. Должен дополнительно уметь:
- проводить оценку соответствия образовательной деятельности и подготовки, обучающихся в организации, осуществляющей указанную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе устанавливать соответствие (несоответствие) содержания подготовки обучающихся, структуры образовательных программ, условий реализации образовательных программ и результатов их реализации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- проводить контроль освоения обучающимися образовательной программы в форме собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы, тестирования;
- проводить экспертизу качества освоения обучающимися образовательных программ;
- проводить анализ хода проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
- проводить анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников, курсовых работ (проектов), отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ;
- проводить анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
- проводить анализ полноты реализации образовательных программ путем экспертизы использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;
- проводить анализ наличия и достоверности информации, относящейся к предмету проверки, размещенной организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на официальном сайте в сети Интернет.
5.4.3. Документами, подтверждающими наличие у заявителя вышеперечисленных знаний и умений, являются документы (материалы), подтверждающие:
- опыт участия заявителя в проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности; прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки по вопросам осуществления государственного контроля (или надзора) в сфере образования, государственной аккредитации образовательных организаций, проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных организаций, применения методик оценки качества образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и т.п.;
- наличие профессиональных достижений и результатов (публикаций за последние пять лет в периодических изданиях по проблемам содержания, методологии, контроля качества образования; успешное участие в профессиональных конкурсах работников системы образования и т.п.);
- осуществление заявителем преподавательской работы в системе высшего (среднего) профессионального либо дополнительного профессионального образования; наличие рекомендаций органов управления образованием, представителей объединений работодателей, характеризующих профессиональные компетенции эксперта.
5.5. Эксперт, привлекаемый к проведению мероприятий по лицензионному контролю:
5.5.1. Должен дополнительно знать:
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- нормативные правовые акты, регламентирующие лицензирование образовательной деятельности, и особенности их применения при осуществлении лицензионного контроля;
- способы оценки соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным лицензионным требованиям.
5.5.2. Должен дополнительно уметь:
- осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;
- проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);
- проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, документации, литературы, иных ресурсов и средств;
- проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке;
- проводить анализ, систематизировать и обобщать информацию, полученную при экспертизе;
- формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы.
5.5.3. Документами, подтверждающими наличие у эксперта вышеперечисленных знаний и умений, являются документы (материалы), подтверждающие:
- прохождение курсов повышения квалификации и (или) участие в обучающих семинарах по вопросам лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.