Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-674/2021 по иску Лучинина Сергея Михайловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска о возложении обязанности принять заявление об отказе от набора социальных услуг, по кассационной жалобе Лучинина Сергея Михайловича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав Лучинина С.М, поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска Кочкину М.Ю, полагавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лучинин С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска (далее - УПФР) о возложении обязанности принять заявление об отказе от набора социальных услуг и производить выплату в денежном выражении с 22 сентября 2020 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 22 сентября 2020 г. ему была установлена "данные изъяты". Справка МСЭ была направлена почтой и получена им 1 октября 2020 г, в связи с чем представить справку ответчику до 1 октября 2020 г. не имел возможности. С заявлением об отказе от набора социальных услуг и замене денежной выплатой с приложением справки МСЭ от 24 сентября 2020 г. он обратился к ответчику 2 октября 2020 г, однако 6 октября 2020 г. получил отказ в связи с пропуском установленного законом срока. Полагает, что пункт 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", которым установлено ограничение срока, когда гражданин может выбрать форму получения государственной социальной помощи, не подлежит применению в его случае, так как данное положение является дискриминационным, лишающим его права выбора, противоречащим статье 19 Конституции Российской Федерации, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих равные права граждан по любым основаниям.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 25 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований Лучинину С.М. отказано.
В кассационной жалобе истец Лучинин С.М. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Лучинин С.М является получателем страховой пенсии по старости с 27 октября 2015 г.
24 сентября 2020 г. Лучинин С.М. впервые освидетельствован и ему установлена "данные изъяты" от общего заболевания на срок с 22 сентября 2020 г. до 1 октября 2021 г, что подтверждается справкой "данные изъяты"
С 22 сентября 2020 г. по 30 сентября 2021 г. истцу в беззаявительном порядке установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2 октября 2020 г. истец обратился к ответчику через многофункциональный центр, представив заявление об отказе от получения набора социальных услуг и паспорт.
Письмом от 6 октября 2020 г. УПФР сообщило истцу о возврате документов, поскольку документы поданы после 1 октября 2020 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи", частями 4, 4.1 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", исходил из того, что истцом пропущен установленный законом срок для подачи заявления об отказе от набора социальных услуг (до 1 октября текущего года), возможность продления срока законом не предусмотрена.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, под которым подразумевается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1), имеют, в том числе, инвалиды (пункт 8 статьи 6.1).
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (часть 1 статьи 6.2).
Порядок предоставления набора социальных услуг установлен статьей 6.3 вышеприведенного Закона, согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина; периодом предоставления социальных услуг является календарный год.
При этом частями 3 и 4 данной статьи предусмотрено право гражданина на отказ от получения набора социальных услуг полностью либо в части, а также на возобновление его (ее) предоставления, которое реализуется путем подачи заявления непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр или иным способом (в том числе путем направления заявления в форме электронного документа).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Приказом Минтруда России от 22 января 2015 г. N 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориями граждан в Российской Федерации.
Согласно части 4 Порядка при подаче заявления и документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, через многофункциональный центр днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата приема заявления и документов многофункциональным центром.
Частью 4.1. Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении ежемесячной денежной выплаты в беззаявительном порядке извещает об этом гражданина в порядке, предусмотренном Административным регламентом.
Гражданин, которому ежемесячная денежная выплата установлена в беззаявительном порядке, имеет право отказаться от получения установленной ему ежемесячной денежной выплаты и обратиться с заявлением о ее назначении вновь или по другому основанию в порядке, предусмотренном Административным регламентом.
Гражданину, отказавшемуся от получения ежемесячной денежной выплаты, установленной в беззаявительном порядке, и обратившемуся за ее установлением вновь, указанная выплата устанавливается в порядке, предусмотренном Административным регламентом и пунктом 4 настоящего Порядка.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Из части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что федеральный законодатель установилдату (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дубровского Анатолия Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положением части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относится и заявитель) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, т.е. в натуральной форме. При этом у таких граждан имеется возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.
Оспариваемое заявителем нормативное положение части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", устанавливающее правовой механизм реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, направлено на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и обусловлено необходимостью планирования мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, а потому конституционные права граждан не затрагивает.
Вопреки доводам кассационной жалобы Лучинина С.М, судами при рассмотрении иска Лучинина С.М. пункт 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" истолкован и применен правильно.
Доводы заявителя о том, что указанный в данной правовой норме срок, когда гражданин может выбрать форму получения государственной социальной помощи, не подлежит применению при первоначальном выборе формы получения такой помощи, а только при изменении ранее выбранного способа, данное положение является дискриминационным, противоречащим статье 19 Конституции Российской Федерации, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Учитывая, что нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лучинина Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.