Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-2420/2020 по иску Баратова Мирборода Абидовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Баратова Мирборода Абидовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баратов М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии.
В обоснование требований указал, что 08 ноября 2018 года он подал в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 07 февраля 2020 года N N в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, стажа по Списку N 2, стажа в МПКС. 16 июля 2020 года он повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 03 августа 2020 года N N в назначении пенсии отказано по аналогичным основаниям. Считает, что ответчик неправильно произвел расчет стажа. Просит установить факт принадлежности ему трудовой книжки N, справки Унитарного предприятия Кайраккумской комплексной геологической экспедиции от 16 марта 2020 года N83; признать незаконными решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии; включить в стаж по Списку N 1 периоды: с 21 сентября 1984 года по 29 октября 1984 года - работа учеником путевого рабочего в подземных горных выработках в Карамазарской поисково-разведочной партии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции; с 01 ноября 1984 года по 18 ноября 1986 года - военная служа в Вооруженных Силах СССР; с 11 февраля 1987 года по 11 сентября 1987 года - работа учеником путевого рабочего в подземных горных выработках, учеником подземного горнорабочего, подземным горнорабочим 2 разряда, подземным пробоотборщиком 2 разряда в Карамазарской поисково-разведочной партии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции; включить в стаж по Списку N 2 периоды работы с 01 марта 1988 года по 22 мая 1990 года электросварщиком 2 разряда на обогатительной фабрике Кайраккумского рудника ГОК "Таджикзолото", с 23 мая 1990 года по 21 октября 1997 года газоэлектросварщиком 3 разряда на обогатительной фабрике Кайраккумского рудника ГОК "Таджикзолото"; назначить страховую пенсию по старости с 08 ноября 2018 года.
Решением Нефтеюганского районного суда от 24 ноября 2020 года исковые требования Баратова М.А. удовлетворены. Установлен факт принадлежности Баратову М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения трудовой книжки N, заполненной 19 ноября 1980 года; архивной справки N 84 от 16 марта 2020 года, выданной Унитарным предприятием Кайраккумская комплексная геологическая экспедиция. Признаны незаконными решения ГУ УПФ РФ в городе Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) N N от 7 февраля 2020 года и N N от 3 августа 2020 года. Возложена обязанность на ГУ УПФ РФ в городе Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) по включению Баратову М.А. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов работы: с 21 сентября по 29 октября 1984 года в Карамазарской поисково-разведочной партии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции учеником путевого рабочего в подземных горных выработках; с 1 ноября 1984 года по 18 ноября 1986 года прохождение военной службы в Вооруженных Силах СССР; с 11 февраля по 11 сентября 1987 года в Карамазарской поисково-разведочной партии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции учеником путевого рабочего в подземных горных выработках, учеником подземного горнорабочего, подземным горнорабочим 2 разряда, подземным пробоотборщиком 2 разряда; с 1 марта 1988 года по 22 мая 1990 года в обогатительной фабрике Кайраккумского рудника ГОК "Таджикзолото" электросварщиком 2 разряда; с 23 мая 1990 года по 21 октября 1997 года в обогатительной фабрике Кайраккумского рудника ГОК "Таджикзолото" газоэлектросварщиком 3 разряда. Возложена обязанность на ГУ УПФ РФ в городе Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) по назначению Баратову М.А. досрочной страховой пенсии по старости с 8 ноября 2018 года. Взысканы с ГУ УПФ РФ в городе Нефтеюганске ХМАО-Югры (межрайонное) в пользу Баратова М.А. 300 рублей в возмещение понесённых расходов по уплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 апреля 2021 года отменено решение Нефтеюганского районного суда от 24 ноября 2020 года в части удовлетворения требований Баратова М.А. к ГУ УПФ РФ в г. Нефтеюганске о включении в стаж по Списку N 2 периода работы с 01 января 1992 года по 21 октября 1997 года, назначении страховой пенсии по старости с 08 ноября 2018 года. Принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 08 ноября 2018 года Баратов М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Для назначения страховой пенсии истцу в 53 года 11 месяцев необходим страховой стаж 25 лет, стаж в МПКС - 20 лет, стаж по Списку N 2 - 6 лет 3 месяца.
07 февраля 2020 года пенсионным органом принято решение N N об отказе заявителю в назначении пенсии в связи с отсутствием страхового стажа, стажа по Списку N 2, стажа в МПКС. По расчету ответчика страховой стаж истца составляет 19 лет 10 месяцев, стаж в МПКС - 4 года 3 месяца 22 дня, стаж по Списку N 2 - 3 года 2 месяца 25 дней.
16 июля 2020 года истец повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
03 августа 2020 года пенсионным органом принято решение об отказе заявителю в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, стажа по Списку N 2, стажа в МПКС. По расчету ответчика страховой стаж истца составляет 20 лет 3 месяца 27 дней, стаж в МПКС - 8 лет 3 месяца 15 дней, стаж по Списку N 2 - 7 лет 1 месяц 27 дней.
Баратов М.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 27 марта 2010 года, спорные периоды протекали до регистрации.
Истец имеет несколько трудовых книжек. Из трудовой книжки N от 19 ноября 1980 года следует, что истец с 21 сентября 1984 года по 29 октября 1984 года работал учеником подземного зарядчика аккумуляторных батарей в Карамазарской поисково-разведочной партии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции, с 01 ноября 1984 года по 18 ноября 1986 года проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, с 11 февраля 1987 года по 11 сентября 1987 года работал учеником путевого рабочего в подземных горных выработках, учеником подземного горнорабочего, подземным горнорабочим 2 разряда, подземным пробоотборщиком 2 разряда в Карамазарской поисково-разведочной партии Кайраккумской геологоразведочной экспедиции.
При принятии решения об удовлетворении требований и включении в стаж по Списку N 1 периодов работы истца в Кайраккумской геологоразведочной экспедиции, судом первой инстанции учтены записи в трудовой книжке N от 19 ноября 1980 года и справка Унитарного предприятия Кайраккумская комплексная геологическая экспедиция от 16 марта 2020 года N 84, учтена справка Унитарного предприятия Кайраккумская комплексная геологическая экспедиция от 16 марта 2020 года N 84, подтверждающая работу истца в вышеуказанные периоды. Помимо этого, судом первой инстанции удовлетворены требования о включении в стаж по Списку N 1 периода военной службы истца в Вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1984 года по 18 ноября 1986 года, поскольку за ним следовала работа по Списку N 1.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части включения периода работы с 01 января 1992 года по 21 октября 1997 года, назначении страховой пенсии по старости с 08 ноября 2018 года, указал, что не установлено обстоятельств выполнения работы в спорный период в условиях занятости истца на предусмотренных Списком N 2 работах более 80 % рабочего времени.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что при суммировании в порядке части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 651, пункта 3 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516) учтенного пенсионным органом стажа по Списку N 2 (7 лет 1 месяц 27 дней), стажа в МПКС (8 лет 3 месяца 15 дней) и периодов работы истца включенных судом в стаж по Списку N 1 (2 года 8 месяцев 28 дней), по Списку N 2 (3 года 10 месяцев), суммированный специальный стаж не позволяет назначить истцу страховую пенсию по старости с 08 ноября 2018 года, поэтому в данной части решение отменено с отказом в удовлетворении требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на дату первого обращения истца с заявлением в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу положений части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся в Российскую Федерацию из Республики Таджикистан, регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 2 статьи 6 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены "Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", согласно которым при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьи 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подсчета стажа установлен "Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015).
Согласно пункту 11 Правил от 02 октября 2014 года N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 3 "Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" (утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 25 8н) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости", и Правилам исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
"Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях" (утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10);
"Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
"Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях" (утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10);
"Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Список от 26 января 1991 года применяется к периодам работы до и после 26 января 1991 года.
Списком N 1 от 26 января 1991 года предусмотрены должности рабочих, занятых полный рабочий день на подземных работах в геологоразведке.
Списком N 2 (утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173) в разделе XXXII "Общие профессии" предусмотрены должности: газосварщики и их подручные; электросварщики и их подручные.
Списком N 2 (утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10) в разделе XXXIII "Общие профессии" предусмотрена должность электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код профессии 23200000-19756).
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащийся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а именно профессии или должности прямо предусмотренной Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 (утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы апелляционной инстанцией сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Баратов М.А, оспаривая апелляционное определение в части отказа во включении периода работы с 01 января 1992 года до 21 октября 1997 года и назначении пенсии, указывает, что он работал во вредных условиях труда, что подтверждается копиями формы Т-2, приказами, справками о начисленной заработной плате. В Списке N 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, имеется раздел 23200000-19756 электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Указывает, что он работал по данной специальности в период с 18 мая 1990 года по 21 октября 1997 года, что подтверждается справкой N 246/9в от 10 апреля 2020 года, записью в трудовой книжке и ответом на запрос за N 72/2 от 03 февраля 2019 года. Считает, что он с учетом льготного стажа в 53 года вправе был выйти на пенсию, в связи с чем, обратился 08 ноября 2018 года за её назначением.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
Разрешая спор и отказывая во включении спорных периодов, суд исходил из того, что спорные периоды работы истца с 01 января 1992 года по 21 октября 1997 года газоэлектросварщиком 3 разряда на обогатительной фабрике Кайраккумского рудника ГОК "Таджикзолото" подтверждены записями в трудовой книжке. Вместе с тем, данных сведений недостаточно для назначения досрочной пенсии на льготных условиях, поскольку документы, свидетельствующие об условиях труда и характере работы истца в спорные периоды в должностях газоэлектросварщика, а также сведения о постоянной занятости в течение полного рабочего времени в материалы дела не представлены, соответственно, не имеется правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы.
Судом сделан правомерный вывод о том, что с учетом длительности зачтенных пенсионным органом и судом периодов работы, суммированный специальный стаж не позволяет назначить истцу страховую пенсию по старости с 08 ноября 2018 года.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается в силу их обоснованности, убедительности и соответствия положениям материального и процессуального законодательства.
Оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются компетенцией судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора, к которому сводятся доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, и не могут являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанции, установилвсе обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; результаты оценки нашли свое отражение в оспариваемом судебном постановлении.
В кассационной жалобе не приведено таких исключительных обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены вступившего в законную силу постановления суда, достаточных для отступления от принципа правовой определенности и стабильности судебных актов.
Обжалуемое апелляционное определение основано на законе, вынесено с учетом всех обстоятельств дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену указанного судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баратова Мирборода Абидовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.