Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, рассмотрев без проведения судебного заседания
материал N 9а-119/2021 по частной жалобе ПАО завод "Красное знамя" на определение Рязанского областного суда от 3 сентября 2021 года, которым отказано в принятии административного искового заявления ПАО завод "Красное знамя" к государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки") об оспаривании кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ПАО завод "Красное знамя" обратилось в Рязанский областной суд с названным выше административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконными решения административного ответчика от 16 июля 2021 года N 24/21-172-О и N 24/21-173-О о возвращении без рассмотрения заявлений ПАО завод "Красное знамя" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N в размере рыночной стоимости, установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, установить период применения кадастровой стоимости указанных земельных участков для целей налогообложения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Определением Рязанского областного суда от 3 сентября 2021 года в принятии административного искового заявления отказано.
Не согласившись с данным определением, представитель административного истца по доверенности Кузнецова М.В. подала частную жалобу, в которой просит отменить названное выше определение, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материал N 9а-119/2021, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Нарушения такого характера судом первой инстанции не допущены.
Отказывая в принятии административного искового заявления со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит рассмотрению в судах.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Согласно положений статьи 22.1 названного Федерального закона заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
На территории Рязанской области распоряжением Правительства Рязанской области от 1 августа 2017 года N 337-р создано ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки", наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
На основании статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ распоряжением Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с 1 января 2021 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости на территории Рязанской области в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ осуществляется ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки".
В данном случае, обратившись в 2021 году в ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков, определенной в порядке Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в размере их рыночной стоимости, административный истец должен был руководствоваться положениями части 7 статьи 22.1 названного Федерального закона о том, что такие заявления могут быть поданы в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенных к ним отчетах об оценке.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в отчете об оценке "данные изъяты" от 31 марта 2021 года N 414-20А рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2018 года, постольку заявления в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ были возвращены ПАО завод "Красное знамя" без рассмотрения письмами ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки" от 16 июля 2021 года N 24/21-172-О и N 24/21-173-О, которые, в свою очередь, по смыслу взаимосвязанных положений частей 11, 15 статьи 22.1 приведенного Федерального закона не относятся к числу решений бюджетного учреждения, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом определении, исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на указанную административным истцом дату с 1 января 2021 года утрачена.
Соответственно, отказ суда в принятии данного административного искового заявления об оспаривании результатов определения действующей кадастровой стоимости объектов недвижимости в полной мере соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы о желании административного истца оспорить кадастровую стоимость земельных участков, определенную по состоянию на 1 января 2018 года, с установлением периода ее применения для целей налогообложения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года при изложенных выше обстоятельствах правового значения не имеют, не свидетельствуют о принятии судебного акта с нарушением норм процессуального права и не могут повлечь отмену по существу правильного определения.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Рязанского областного суда от 3 сентября 2021 года (N 3а-119/2021) оставить без изменения, частную жалобу ПАО завод "Красное знамя" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.