Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0013-01-2020-000094-33 (2-167/2020) по иску П.Ю.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести переоценку пенсионных прав, перерасчет размера пенсии, выплату недополученной пенсии, повышение размера базовой части пенсии и фиксированной выплаты к страховой части пенсии, о включении периодов работы в страховой стаж, по кассационной жалобе с дополнениями П.Ю.В. на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 10 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 марта 2021 г, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения П.Ю.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы пенсионного органа, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) - К.О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы П.Ю.В, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее - УПФР в г. Чите) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести переоценку пенсионных прав, перерасчет размера пенсии, выплату недополученной пенсии, повышение размера базовой части пенсии и фиксированной выплаты к страховой части пенсии, о включении периодов работы в страховой стаж.
В обосновании требований указал, что 14 октября 2007 г. по достижению возраста 55 лет он обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Карымском районе для назначения пенсии, предоставив все необходимые документы, однако ему было отказано в связи с тем, что право на пенсию возникает с 14 июня 2008 г, но, по мнению истца, специальный стаж в размере 20 лет 3 месяцев у него имелся уже в 1997 г.
По истечению 8 месяцев истцу была назначена пенсия в размере 4 371 руб, северный стаж был засчитан частично, при этом период службы в Советской Армии в течение 2 лет не был засчитан в специальный льготный и в страховой стаж, в связи с чем истцу не хватило льготного страхового стажа до полной пенсии. Пенсия истцу была назначена с пониженным коэффициентом.
15 ноября 2019 г. истец обратился с заявлением в Клиентскую службу на правах отдела в Карымском районе с просьбой произвести перерасчет его пенсии и выплатить денежную компенсацию финансовых потерь из-за нарушенных его пенсионных прав в связи с изменением пенсионного законодательства с 1 января 2015 г.
21 декабря 2019 г. истец получил отказ Клиентской службы на правах отдела в Карымском районе в перерасчете пенсии, который считает незаконным. Документами, имеющимися в базе данных Пенсионного фонда, подтверждается специальный стаж П.Ю.В. в 20 лет 3 месяца, считает, что служба в Советской Армии в тех же районах Севера, что и работа в Управлении механизации УС "БАМстройпуть" до и после службы в Советской Армии бесспорно входит в льготный специальный (северный) стаж.
По мнению истца, его страховой стаж равен общему трудовому стажу. К моменту выхода на пенсию 14 октября 2007 г. в 55 лет его специальный стаж уже был выработан, работа 18 лет и 3 месяца и служба в Советской Армии 2 года проходили в районах, приравненных в районах Крайнего Севера. Истец считает, что при перерасчете размера его пенсии необходимо применить отношение среднемесячной его зарплаты к среднемесячной зарплате в стране в размере 1, 7 с учетом индексации, начиная с 14 октября 2007 г.
Просил суд включить в специальный льготный страховой стаж период его службы в Советской Армии, произвести перерасчет размера пенсии, расчет и выплату недополученной пенсии, применив отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в стране в размере 1, 7 с учетом индексации, начиная с 14 октября 2007 г. Произвести повышение фиксированной выплаты к страховой части пенсии.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 19 марта 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 10 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований П.Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26 января 2021 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 марта 2021 г. решение Карымского районного суда Забайкальского края от 10 июня 2020 г. отменено, с вынесением нового решения, которым исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период службы П.Ю.В. в рядах Советской Армии с 15 августа 1979 г. по 26 октября 1981 г. в местности, приравненной к районам крайнего Севера, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ); произвести переоценку и перерасчет досрочной страховой пенсии по старости с 1 декабря 2019 г. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Истец обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой с дополнениями, в которой ставит вопрос об отмене решения Карымского районного суда Забайкальского края от 10 июня 2020 г. в части отказа в удовлетворении его исковых требований, с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 марта 2021 г. в части удовлетворения его исковых требований согласен, просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении его исковых требований.
УПФР в г. Чите обратилось в Восьмой кассационной суд с кассационной жалобой на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 марта 2021 г, указывая на неправильное толкование судом апелляционной инстанции положений Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181), которым время действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, только солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, тогда как истец имел офицерское звание.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалоб. При этом следует отметить, что решение суда первой инстанции было отменено судом апелляционной инстанции с переходом к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, в связи с чем, предметом рассмотрения в кассационном порядке решение суда первой инстанции не является.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 21 сентября 1976 г. истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с высшим образованием, был назначен на должность механика участка малой механизации ремонтно-прокатной базы УС "БАМстройпуть" (при этом до поступления на работу стажа не имел). 8 апреля 1977 г. организация переименована в Управление строительства "БАМстройпуть" Управление механизации.
С 9 декабря 1977 г. по 14 августа 1979 г. работал в должности мастера.
С 15 августа 1979 г. по 26 октября 1981 г. П.Ю.В. проходил службу в рядах Советской Армии по призыву в войсковой части N ("адрес" - местность, приравненная к районам Крайнего Севера) в должности командира экскаваторного взвода, в воинском звании - "лейтенант-инженер".
После увольнения с военной службы с 22 октября 1981 г. по 24 февраля 1997 г. истец работал в ремонтно-прокатной базе Управления строительства "Бамстройпуть" Министерства транспортного строительства "ГЛАВБАМСТРОЙ".
Указанный период работы зачтен пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
14 октября 2007 г. по достижению возраста 55 лет истец обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Карымском районе для назначения пенсии, предоставив все необходимые документы, однако истцу было отказано в связи с тем, что право на пенсию возникает с 14 июня 2008 г. По истечению 8 месяцев истцу была назначена пенсия в размере 4 371 руб, северный стаж был засчитан частично, при этом период службы в Советской Армии в течение 2 лет не был засчитан в специальный льготный и в страховой стаж, в связи с чем истцу не хватило льготного страхового стажа до полной пенсии. Пенсия истцу была назначена с пониженным коэффициентом.
15 ноября 2019 г. истец обратился с заявлением в Клиентскую службу на правах отдела в Карымском районе с просьбой произвести перерасчет его пенсии и выплатить денежную компенсацию финансовых потерь из-за нарушенных его пенсионных прав в связи с изменением пенсионного законодательства с 1 января 2015 г.
21 декабря 2019 г. истец получил отказ Клиентской службы на правах отдела в Карымском районе в перерасчете пенсии, который считает незаконным. Документами, имеющимися в базе данных Пенсионного фонда, подтверждается специальный стаж П.Ю.В. в 20 лет 3 месяца, считает, что служба в Советской Армии в тех же районах Севера, что и работа в Управлении механизации УС "БАМстройпуть" до и после службы в Советской Армии бесспорно входит в льготный специальный (северный) стаж.
В судебных заседаниях суда апелляционной инстанции истец П.Ю.В. уточнил исковые требования, окончательно просил судебную коллегию включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период его службы в Советской Армии, возложить обязанность на пенсионный орган произвести переоценку его пенсионных прав, перерасчет размера пенсии, выплату недополученной пенсии, повышение размера базовой части пенсии и фиксированной выплаты к страховой части пенсии; включить периоды получения пособия по безработице в 1997-1998 гг. в страховой стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции нормы материального права применил правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (аналогичная норма была предусмотрена пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В период службы истца действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 1 марта 1960 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г.), который в пп. "д" п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
На основании анализа норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11, так и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590) предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам ? по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 3 августа 1972 г. N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. Таким образом, ранее действовавшим законодательством была предусмотрена возможность назначения пенсии на льготных условиях только при полном северном стаже.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 г, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 г, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
В соответствии с п. 1 Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Суд апелляционной инстанции, установив прохождение истцом военной службы по призыву в качестве военного строителя (командира экскаваторного взвода на строительстве БАМ в Амурской области) в районах, относящихся в период ее прохождения к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, учитывая длительность перерыва между увольнением с военной службы по призыву (начиная с 1968 г.) и работой не более 3 месяцев, отнесение территории, где осуществлялась работа, на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поступление на вышеуказанную работу до 1 января 1992 г, пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований. При этом суд апелляционной инстанции правильно отметил, что Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, от 26 сентября 1967 г, Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 в установленном законом порядке не отменены и продолжают действовать, Положение от 3 августа 1972 г. N 590 прекратило свое действие с 20 марта 2020 г, с учетом включения спорного периода службы в армии у истца выработан полный стаж за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеется необходимый страховой стаж ? более 25 лет.
Доводы кассатора УПФР в г.Чита о том, что судом апелляционной инстанции неверно истолкованы положения Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181, поскольку у истца в спорный период имелось офицерское звание, следовательно, период службы в армии не подлежал включению в специальный стаж, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, так как суд апелляционной инстанции установил, что истец проходил службу в качестве военного строителя (упомянутым Постановлением военным строителям служба засчитывается независимо от звания), служил командиром экскаваторного взвода на строительстве БАМ в Амурской области, в воинском звании "лейтенант-инженер".
Доводы кассационной жалобы истца о несогласии с выводами суда в части переоценки пенсионных права истца, перерасчета размера пенсии, выплаты недополученной пенсии с момента обращения П.Ю.В. с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной пенсии в 2008 году, не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку указанные доводы были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который приходя к выводу о частичном удовлетворении указанных требований, а именно с 1 декабря 2019 г, правильно указал, что у пенсионного органа отсутствовали сведения о службе П.Ю.В. в Советской Армии в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, соответственно, ответчик не мог произвести надлежащую оценку его пенсионных прав (указанное обстоятельство следует из материалов пенсионного дела истца). При этом, пенсионным законодательством предусмотрен заявительный порядок обращения граждан за назначением пенсии, с подтверждением соответствующего стажа и заработка, то есть при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости обязанность представить документы о стаже лежит на заявителе, пенсионный орган может лишь оказать содействие в истребовании необходимых документов из государственных органов или органов местного самоуправления, направив межведомственные запросы.
Поскольку необходимая информация была представлена пенсионному органу при обращении П.Ю.В. в пенсионный орган 15 ноября 2019 г, о чем свидетельствует приложенная к обращению выписка из приказа от 27 октября 1981 г. N-к Управления механизации Управления строительства "БАМСТРОЙПУТЬ" (в ней содержится указание на основание - справка о северных надбавках из в/ч 18873 -служба в рядах СА на строительстве БАМ в Амурской обл. с 15 августа 1979 г. по 26 октября 1981 г, местность, приравненная к районам Крайнего Севера), но пенсионным органом данная выписка из приказа не была принята во внимание, суд апелляционной инстанции на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности произвести переоценку и перерасчет досрочной страховой пенсии по старости истцу с 1 декабря 2019 г, при этом применив положения ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно которой размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Вопреки доводам кассатора П.Ю.В, суд апелляционной инстанции верно отметил, что пенсионное законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих возмещение ущерба в связи с несвоевременной выплатой пенсий. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся порядка возмещения материального ущерба, не применимы к отношениям по пенсионному обеспечению, поскольку отношения по назначению и выплате пенсии носят не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
В целом доводы кассационной жалобы П.Ю.В. не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на субъективном толковании указанных норм права, направлены на оспаривание установленных судом обстоятельств, переоценку представленных доказательств, что не влечет удовлетворение кассационной жалобы.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, судом установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам дана мотивированная оценка в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб истца и ответчика не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы истца П.Ю.В, ответчика Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное). - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.