Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3081/2020 (УИД 54RS0001-01-2020-006141-28) по иску Засухина Виталия Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска о признании незаконными бездействия, возложении обязанности отразить взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме, включить в индивидуальный лицевой счет не отраженные ранее суммы взносов, произвести перерасчет пенсии, установить пенсию, взыскании компенсации морального вреда, взыскании убытков, по кассационной жалобе Засухина Виталия Николаевича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Засухин Виталий Николаевич (далее по тексту - Засухин В.Н.) обратился в Дзержинский районный суд г..Новосибирска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г..Новосибирска (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г..Новосибирска (межрайонное), пенсионный фонд), Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее по тексту - ФНС России в лице УФНС России по Новосибирской области), Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г..Новосибирска (далее по тексту - ИФНС России по Дзержинскому району г..Новосибирска) о признании незаконными действий ФНС России в лице УФНС России по Новосибирской области и ИФНС России по Дзержинскому району г..Новосибирска, выразившихся в не отражении в учете по ИП Засухину В.Н. в полном объеме сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г, перечисленных в 2019 г..и передаче сведений о перечисленных в 2019 г..по ИП Засухину В.Н. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г..в пенсионный фонд для перерасчета пенсии в неполном объеме, обязании ФНС России в лице УФНС России по Новосибирской области и ИФНС России по Дзержинскому району г..Новосибирска отразить в учете по ИП Засухину В.Н. в полном объеме сумму взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г, перечисленных в 2019 г, и передать полные данные по оплаченным взносам в 2019 г..в органы ПФР, обязать ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г..Новосибирска (межрайонное) включить в его индивидуальный лицевой счет не отраженные ранее суммы взносов за 2019 г, перечисленные в 2019 г, произвести перерасчет пенсии с 1 августа 2019 г, установить пенсию в размере 177 308 рублей в месяц с 1 августа 2020 г..в соответствии с разделом V "Обеспечение по старости" Конвенции о
минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция N 102) и произвести доплату доначисленной пенсии, взыскании солидарно морального вреда в размере 3 000 000 рублей, убытков, в соответствии со статьей 395 Гражданского кодека Российской Федерации за период с 1 августа по 8 октября 2020 г..в размере 1, 61 рублей, вызванных незаконным бездействием ответчиков.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 апреля 2021 г, исковые требования Засухина В.Н. оставлены без удовлетворения.
Засухин В.Н. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой указав, о неприменении судами закона, подлежащего применению, несоответствии выводов судом фактическим обстоятельствам дела, нарушении судами первой и апелляционной инстанций единообразия толкования и применения норм, регулирующих отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, наличии оснований для применения к спорным отношениям Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция N 102), просит решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 апреля 2021 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в части обязания пенсионного фонда произвести перерасчет пенсии с 1 августа 2019 г, установить пенсию в размере 137 901 рублей в месяц с 1 августа 2020 г. в соответствии с разделом V "Обеспечение по старости" Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения и произвести доплату доначисленной пенсии, взыскать солидарно моральный вред в размере 3 000 000 рублей, убытки в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 1 августа 2020 г. до момента зачисления доплаты пенсии на счет истца.
6 октября 2021 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Новосибирской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 21 по Новосибирской области) обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с ходатайством, в котором просит произвести замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска на правопреемника - Межрайонную ИФНС России N 21 по Новосибирской области.
УФНС России по Новосибирской области, Межрайонная ИФНС России N 21 по Новосибирской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции 14 октября 2021 г... указав на законность и обоснованность решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 ноября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 апреля 2021 г, просят оставить их без изменения. кассационную жалобу Засухина В.Н. - без удовлетворения; в ходатайствах, представленных в кассационный суд общей юрисдикции просят рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Приказом УФНС России по Новосибирской области от 28 мая 2021 г. N 01-07/108@ "О реорганизации налоговых органов Новосибирской области ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска, ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска переименовано в Межрайонную ИФНС России N 21 по Новосибирской области, о чем 30 августа 2021 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что Межрайонная ИФНС России N 21 по Новосибирской области является правопреемником ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска с 30 августа 2021 г, что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска на его правопреемника - Межрайонную ИФНС России N 21 по Новосибирской области.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Засухин В.Н. является получателем страховой пенсии с 15 сентября 2016 г, с 20 июня 2017 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, не осуществляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Платежными поручениями от 18 марта 2019 г. N 10 и от 23 сентября 2019 г. N 36 ИП Засухин В.Н. перечислил в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска 10 390 рублей и 62 914, 48 рублей страховых взносов в счет обязательного пенсионного страхования, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период 2019 г.
5 августа 2020 г. Засухин В.Н. обратился в ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о предоставлении копии выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица для назначения страховой пенсии (форма СЗИ-НВП) и расчета ИПК за 2019 г.
25 августа 2020 г. письмом пенсионный фонд сообщил, что размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваемой в период осуществления трудовой и (или) иной деятельности с 1 августа 2020 г, исходя из сведений об уплате страховых взносов за 2019 г. в размере 29 354 рублей, содержащихся в выписке из лицевого счета застрахованного лица Засухина В.Н, составленной по состоянию на 17 августа 2020 г, составил 13 418, 89 рублей.
Засухин В.Н. указав, что в его индивидуальном лицевом счете не отражена информация об уплаченных страховых взносах за 2019 г. и сведения о перечисленных в 2019 г. по ИП Засухину В.Н. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в органы ПФР для перерасчета пенсии налоговым органом не предоставлены, расчет пенсии произведен без учета норм Конвенции N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", действиями налогового органа и пенсионного фонда ему причинены материальный и моральный вред, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 53 Конституции Российской Федерации, статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". статьями 15, 151, 395, 1064, 1069, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что по данным информационного ресурса "Персонифицированный учет", из которого информация об уплате выгружается в органы ПФР, поступившие от ИП Засухина В.Н. сведения об уплате страховых взносов за 2019 г. в размере 10 390 рублей отражены в журнале сведений Ресурса в графе "Поступило" за 2019 отчетный год, сведения об уплаченных ИП Засухиным В.Н. страховых взносах за 2019 г. в размере 66 440, 31 рублей, были выгружены налоговым органом 23 сентября 2020 г. и включены в индивидуальный лицевой счет Засухина В.Н, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г, уплаченные ИП Засухиным В.Н, в полном объеме отражены в индивидуальном лицевом счете налогоплательщика, размер пенсии установлен Засухину В.Н. пенсионным фондом в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, изменений в пенсионное законодательство по вопросам расчета размера пенсий внесено не было, нарушений при расчете размера страховой пенсии пенсионным фондом не допущено. Не установив нарушения пенсионных прав истца, суд не нашел оснований для удовлетворения производных требований о взыскании морального вреда, убытков.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Засухин В.Н. является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее по тексту - УСН) с объектом налогообложения доходы, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
В пункте 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков, применяющих УСН, в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 3).
В пункте 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Таким образом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. составил 29 354 рублей и 37 086, 31 рублей с учетом полученных ИП Засухиным В.Н. доходов ((4 008 631 рублей - 300 000 рублей) х 1%). При этом оплата страховых взносов за 2019 г. в размере 29 354 рублей подлежала уплате налогоплательщиком в срок не позднее 31 декабря текущего 2019 г, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, в размере 37 086, 31 рублей, подлежали оплате не позднее 1 июля 2020 г.
ИП Засухиным В.Н. оплата страховых взносов за 2019 г. произведена двумя платежами, по платежному поручению от 18 марта 2019 г. N 10 в размере 10 390 рублей, по платежному поручению от 23 сентября 2019 г. N 36 в размере 62 914, 48 рублей.
Указанные платежи отражены налоговым органом в карточке "Расчеты с бюджетом" по КБК 18210202140060010160, ОКТМО 50701000 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный период начиная с 1 января 2017 г.").
Платеж от 18 марта 2019 г. на сумму 10 390 рублей учтен налоговым органом в полном объеме в счет уплаты страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты 31 декабря 2019 г. (размер начисленных налоговым органом страховых взносов за 2019 г. по сроку уплату 31 декабря 2019 г. составляет 29 354 рублей).
Платеж от 23 сентября 2019 г. на сумму 62 914, 48 рублей учтен налоговым органом следующим образом: 18 964 рублей в счет оставшейся суммы уплаты страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты 31 декабря 2019 г.; 37 086, 31 рублей в счет уплаты страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты 2 июля 2020 г.; 6 864, 17 рублей остаток денежных средств - переплата по страховым взносам за 2019 г.
Информацию о наличии переплаты налоговый орган направил Засухину В.Н. 27 апреля 2020 г. сообщением N 2330 о факте излишней уплаты по страховым взносам КБК с 1 января 2017 г, с указанием срока уплаты и налогового периода, за который излишне уплачена (взыскана) сумма, для возможности определения налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления о зачете и (или) возврате суммы излишней уплаты в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
По данным информационного ресурса "Персонифицированный учет", из которого информация об уплате выгружается в органы ПФР, поступившие от ИП Засухина В.Н. платежные документы отражены в журнале сведений Ресурса в графе "Поступило" за 2019 отчетный год, сведения об уплаченных ИП Засухиным В.Н. страховых взносах за 2019 г. в сумме 66 440, 31 рублей, были выгружены налоговым органом 23 сентября 2020 г. и включены в индивидуальный лицевой счет Засухина В.Н. в полном объеме.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: 1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; 3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; 4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов. В случае выявления в представленных налоговыми органами сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, не позволяющих учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов.
Сведения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")
Согласно пункту 4 Соглашения ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФ РФ N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" информация об уплате плательщиками страховых взносов, не осуществляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предоставляется ФНС в ПФР ежегодно, не позднее 1 августа года, следующим за отчетным.
Таким образом, не позднее 1 августа года, следующим за отчетным, налоговым органом в пенсионный фонд могли быть переданы только сведения об уплате ИП Засухиным В.Н. страховых взносов за 2019 г. по сроку уплату 31 декабря 2019 г, что и было сделано налоговым органом, сведения об уплате ИП Засухиным В.Н. страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты 1 июля 2020 г. налоговым органом не могли быть переданы в 2019 г, поскольку срок их передачи в пенсионный фонд еще не наступил, а пенсионный фонд с учетом вышеизложенного не обладает полномочиями по внесению информации в лицевой счет застрахованного лица.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Засухина В.Н. о признании незаконными действий ФНС России в лице УФНС России по Новосибирской области и ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, выразившихся в не отражении в учете по ИП Засухину В.Н. в полном объеме сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г, перечисленных в 2019 г. и передаче сведений о перечисленных в 2019 г. по ИП Засухину В.Н. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в пенсионный фонд для перерасчета пенсии в неполном объеме, обязании ФНС России в лице УФНС России по Новосибирской области и ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска отразить в учете по ИП Засухину В.Н. в полном объеме сумму взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 г, перечисленных в 2019 г, и передать полные данные по оплаченным взносам в 2019 г. в органы ПФР, обязании ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в его индивидуальный лицевой счет не отраженные ранее суммы взносов за 2019 г, перечисленные в 2019 г.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с указанным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 названного закона).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Засухин В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 15 сентября 2016 г.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента после 1 января 2015 г. в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ рассчитывается из ежегодных, начиная с 1 января 2015 г. отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрены случаи перерасчета страховой пенсии: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу пункта 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента для расчета страховой пенсии определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, страховые взносы, уплаченные ИП Засухиным В.Н. за 2019 г. по сроку уплаты 31 декабря 2019 г. могли быть учтены пенсионным фондом при перерасчете пенсии с 1 августа 2020 г, произведенным в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, что и было сделано пенсионным фондом. Получив сведения из налогового органа об уплате ИП Засухиным В.Н. страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты 31 декабря 2019 г. в размере 29 354 рублей, пенсионным фондом был произведен перерасчет страховой пенсии по старости, размер которой по состоянию на 1 августа 2020 г. составил 13 418, 89 рублей (7 369, 66 рублей страховая пенсия до перерасчета + 1, 651 (ИПК за 2019 г.) х 74, 27 рублей стоимость пенсионного бала) + 5 926, 61 рублей фиксированная выплата в повышенном размере за работу в МКС).
После получения 23 сентября 2020 г. пенсионным фондом сведений из налогового органа об уплате ИП Засухиным В.Н. страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты не позднее 1 июля 2020 г. ИПК Засухина В.Н. в 2019 г. по расчетам пенсионного фонда составил 3, 117, вместе с тем, согласно пункту 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере 3, 0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Таким образом, с учетом уплаченных ИП Засухиным В.Н. страховых взносов за 2019 г. по сроку уплаты 31 декабря 2019 г. и по сроку уплаты 1 июля 2020 г, при перерасчете размера страховой пенсии Засухину В.Н. ИПК мог быть увеличен только на 3, 0, что и было сделано пенсионным фондом.
По расчетам пенсионного фонда по состоянию на 1 августа 2020 г. размер пенсии Засухина В.Н. составляет 13 519, 08 рублей (7 369, 66 рублей страховая пенсия до перерасчета + 3, 0 (ИПК за 2019 г.) х 74, 27 рублей стоимость пенсионного бала) + 5 926, 61 рублей фиксированная выплата в повышенном размере за работу в МКС).
Проверив расчет начисленной и получаемой истцом пенсии, не установив нарушений при расчете размера страховой пенсии пенсионным фондом, суды пришли к обоснованному выводу, что пенсионное обеспечение истца осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Признавая несостоятельными доводы Засухина В.Н. о том, что после подписания Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения Российской Федерацией, размер его пенсии не может быть меньше 40% полученных им доходов, в связи с чем пенсионным фондом нарушены его права на обеспечение надлежащей пенсией, суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из того, что пенсионным фондом установлен размер пенсии, выплачиваемой истцу в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как уже было указано выше основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
Из пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" следует, что судам необходимо иметь в виду, что в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" также разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 349-ФЗ "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция N 102)" ратифицирована Международная Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", принятая на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 28 июня 1952 г.
В соответствии с пунктом "b" статьи 2 Конвенции Российская Федерация приняла на себя обязательства раздела V Обеспечение по старости.
Требуя перерасчета пенсии исходя из минимальных норм пенсионного обеспечения, предусмотренных Конвенцией, суды верно указали, что истец не учитывает, что механизм реализации этих норм устанавливается национальным законодательством.
Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации гражданами права на социальное обеспечение, в том числе, установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 343-О, если международный договор, закрепляя обязанность государства обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень, не уточняет, какие именно меры надлежит принять по обеспечению такого уровня, то, соответственно, определение условий и порядка реализации конституционного права на социальное обеспечение, в том числе установление размеров пенсий, отнесено к компетенции федерального законодателя.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не признали нарушенным право истца на пенсионное обеспечение, поскольку размер страховой пенсии по старости ему рассчитан пенсионным фондом в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца убытков и компенсации морального вреда.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По смыслу указанных норм, для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины (в форме умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Установив, что причинение убытков и морального вреда Засухин В.Н. обосновывает неправильным расчетом размера пенсии, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии в данном случае совокупности обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает возможность возмещения убытков и компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы Засухина В.Н. тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отклонены судами как основанные на неправильном толковании норм материального права, выражают исключительно несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, в связи с чем основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке служить не могут.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Засухина Виталия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.