Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С., судей Брянцевой Н.В. и Сафонова К.С.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой Е.В.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-354/2021 (УИД 26OS0000-04-2021-000663-18) по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 21 мая 2021 г. об удовлетворении административного искового заявления Осипян Яны Валерьевны, Лапиной Ольги Сергеевны, Черниговой Натальи Васильевны, Никитенко Анатолия Федоровича, Ушаковой Светланы Юрьевны, Кириченко Людмилы Анатольевны, Семенченко Надежды Павловны об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административных истцов Ситниковой В.Г., заключение прокурора Екимцова М.Н., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г..N 1122 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г..(далее также - перечень на 2018 г..). В данный перечень объектов недвижимого имущества включены под пунктами: N 4881 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4899 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4907 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4908 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4913 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4915 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4917 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4923 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4941 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 4942 - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенные по адресу: Ставропольский край, г..Ставрополь, проезд 1-й Параллельный, 8, в квартале 449.Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г..N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г..(далее также - перечень на 2019 г..). В данный перечень объектов недвижимого имущества включены под пунктами: N 3054 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3110 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3009 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3010 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3015 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3017 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3019 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3025 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3043 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 3044 - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенные по вышеуказанному адресу.Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г..N 1317 утвержден перечень
объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г..(далее также - перечень на 2020 г..). В данный перечень объектов недвижимого имущества включены под пунктами: N 6478 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6526 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6434 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6435 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6440 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6442 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6444 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6450 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6468 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6469 - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенные по вышеуказанному адресу.Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г..N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г..(далее также - перечень на 2021 г..). В данный перечень объектов недвижимого имущества включены под пунктами: N 6548 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6557 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6532 - нежилое помещение с кадастровым номером N N, N 6533 - нежилое помещение с кадастровым номером N N, N 6534 - нежилое помещение с кадастровым номером N N, N 6535 - нежилое помещение с кадастровым номером N N, N 6537 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6540 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6544 - нежилое помещение с кадастровым номером N, N 6545 - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенные по вышеуказанному адресу.Нормативные правовые акты размещены на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.
Осипян Я.В, Лапина О.С, Чернигова Н.В, Никитенко А.Ф, Ушакова С.Ю, Кириченко Л.А, Семенченко Н.П, являющиеся собственниками данных объектов недвижимости, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статей 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований указано на то, что нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение объектов в перечни нарушает права административных истцов, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 21 мая 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылается на отсутствие предусмотренных законом оснований для признания недействующими оспариваемых пунктов перечней, указывает на то, что объекты недвижимости включены в оспариваемые перечни на основании подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Участвующим в деле прокурором и административными истцами представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административных истцов Ситникова В.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Екимцов М.Н. полагал решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истцов, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения объектов в оспариваемые перечни.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" установлен налог на имущество организаций. Данным законом определены особенности установления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорные помещения, находятся в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости и пришел к верному выводу о том, что данные объекты не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и не могли быть включены в перечни.
Судебная коллегия считает приведенные выводы суда правильными, основанными на верном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и подтверждено сведениями Единого государственного реестра недвижимости принадлежащие административным истцам нежилые помещения находятся в здании с кадастровым номером N, площадью 4760, 5 кв. м, назначение - "нежилое", наименование - "офисно-торговый центр", расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, проезд 1-й Параллельный, д. 8, квартал 449.
Лапиной О.С. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 18, 6 кв. м.
Осипян Я.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 25 кв. м.
Ушаковой С.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 17, 9 кв. м.
Черниговой Н.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещение с кадастровым номером N, площадью 19, 30 кв. м, и помещение с кадастровым номером N, площадью 20 кв. м.
Никитенко А.Ф, на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 49, 9 кв. м.
Семенченко Н.П. на праве собственности принадлежат нежилые помещение с кадастровым номером N, площадью 18, 70 кв. м, помещение с кадастровым номером N, площадью 153, 1 кв. м, помещение с кадастровым номером N, площадью 19, 30 кв. м.
Кириченко Л.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 93, 8 кв. м.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 3 218 кв. м, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под асфальтовым замощением, водонагревательной.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приведенное выше наименование вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначное и определенное размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает, в связи с чем, в таком случае в целях статьи 378.2 НК РФ необходимо устанавливать предназначение для использования или фактическое использование здания. Выводы суда в этой части являются правильными, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не установила.
Решением Ставропольского краевого суда от 18 июня 2020 г. нежилое здание с кадастровым номером N исключено из оспариваемых Перечней на 2018 - 2020 г.г, поскольку торговая площадь объекта составляет менее 20 % общей площади здания.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ данные обстоятельства имеют преюдициальное значение.
В перечень на 2021 г. нежилое здание с кадастровым номером N не включено.
В соответствии со сведениями государственного регистратора изменений количественных и качественных характеристик здания с 16 декабря 2011 г. по 27 сентября 2021 г. не имеется.
Данные технического паспорта нежилого здания с кадастровым номером N, составленного ГУП Ставропольского края "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 16 апреля 2010 г, не подтверждают назначение нежилых помещений, соответствующее критериям для включения объектов в оспариваемые перечни.
Допустимых доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении помещений и здания до включения в перечни мероприятий по определению вида фактического использования административным ответчиком, суду не представлено, несмотря на то, что процессуальным законом на него возложена обязанность доказать законность включения объекта в перечень, представление относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объекта условиям, определенным НК РФ, и необходимых для включения объекта в перечень.
Включение здания в перечни исходя из указанного в Едином государственном реестре недвижимости его наименования не соответствует предусмотренным федеральным налоговым законодательством условиям для определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Здание не отвечает предусмотренным подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ критериям о назначении помещений для использования или об их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру.
Поскольку нежилые помещения включены в перечень в составе нежилого здания, не соответствующего ни одному из закрепленных в статье 378.2 НК РФ условий, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, предназначение объектов исходя из технической документации (инвентаризации), сведения ЕГРН, фактическое использование не позволяют признать здание и помещения в нем объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 21 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.