Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Капориной Е.Е. и Удод Е.В.
при секретаре судебного заседания Дораевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-87/2020 (УИД N 91OS0000-01-2020-000239-09) по апелляционной жалобе Сметанко Дарьи Анатольевны на решение Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Сметанко Дарьи Анатольевны о признании недействующими отдельных положений решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 3 декабря 2018г. N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" и решения 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июля 2019г. N 16 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителя административного истца Дмитрик В.К, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 3 декабря 2018г. N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Генеральный план) земельный участок с кадастровым номером 90:25:080102:5, площадью 445 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Форос, в районе спуска на дачу "Тессели" по ул. Северной, участок N 59, отнесен к зоне спорной градостроительной ситуации, зоне особо охраняемых природных территорий местного значения - ООПТ в районе Форосского спуска.
Решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июля 2019г. N 16 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (в редакции решений Ялтинского городского совета Республики Крым от 16 июня 2020 г. N 10, от 23 июня 2020 г. N 4) данный земельный участок включен в территориальную зону спорной градостроительной ситуации Т3-23, зону санитарных разрывов и санитарного отчуждения от Южнобережного шоссе), зону особо охраняемых природных территорий.
Сметанко Д.А. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:080102:5 к зоне спорной градостроительной ситуации, зоне особо охраняемых природных территорий местного значения и Правил землепользования и застройки в части включения участка в территориальную зону спорной градостроительной ситуации Т3-23, зону особо охраняемых природных территорий, зону санитарного разрыва (санитарной полосы отчуждения), зону санитарной (горно-санитарной охраны курортов.
В обоснование заявленных требований указано на отсутствие предусмотренных законом оснований для включения земельного участка в утвержденные Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки зоны, что препятствует использованию участка по целевому назначению.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сметанко Д.А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, указывает на отсутствие законных оснований для отнесения земельного участка к спорным зонам, просит об отмене решения суда и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Дмитрик В.К. поддержал апелляционную жалобу.
Прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда подлежащим отмене в части.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 3 статьи 310 КАС РФ ввиду неправильного истолкования закона в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:080102:5 к территориальной зоне спорной градостроительной ситуации Т3-23 и к зоне особо охраняемых природных территорий.
Оказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С данным выводом в указанной части суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:080102:5 к территориальной зоне спорной градостроительной ситуации Т3-23 и к зоне особо охраняемых природных территорий являются ошибочными.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие и по этим основаниям не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции не соглашается ввиду наличия оснований для признания недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:080102:5 к территориальной зоне спорной градостроительной ситуации Т3-23 и к зоне особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
В силу статьи 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 5 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Пунктом 9 части 8 статьи 23 ГрК РФ определено, что генеральный план отображает иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что Сметанко Д.А. на праве собственности с 23 декабря 2015 г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 90:25:080102:5, площадью 445 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Форос, в районе спуска на дачу "Тессели" по ул. Северной, участок N 59.
Согласно сведениям министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым земельный участок с кадастровым номером 90:25:080102:5 расположен вне границ земель лесного фонда, городских лесов и особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Пунктом 4 решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018г. N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" предусмотрено, что на территориях или земельных участках, обозначенных в генеральном плане как территории со спорной градостроительной ситуацией, возможно регулирование и (или) уточнение территориальных зон правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории без изменения функционального зонирования генерального плана с учетом заявлений юридических и физических лиц или муниципальных инициатив.
Картой функциональных зон Генерального плана земельный участок административного истца отнесен к зоне спорной градостроительной ситуации. Согласно карте зон с особыми условиями использования территорий участок включен в зону особо охраняемых природных территорий. Из карты особо охраняемых природных территорий следует, что земельный участок находится в зоне особо охраняемых природных территорий местного значения - ООПТ в районе Форосского спуска.
Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки данный земельный участок включен в территориальную зону спорной градостроительной ситуации Т3-23. Картой зон с особыми условиями использования территории участок отнесен к зоне санитарного разрыва (санитарной полосы отчуждения от Южнобережного шоссе), зоне особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с Генеральным планом курортного района Большая Ялта, утвержденным постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым от 15 июня 1993 г. N 136, земельный участок был расположен на территории "Транспортной дорожной сети".
Согласно Генеральному плану пгт. Форос, утвержденному решением Форосского поселкового совета от 30 декабря 2013 г. N 8, земельный участок был отнесен к зоне усадебной застройки.
Согласно письму министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 1 сентября 2017 г. N 12.1.3-09/16232 разработчику Генерального плана ООО "Проектный институт "Геоплан" рекомендовано в проекте генерального плана выделить в границах населенных пунктов территории лесов (городских лесов), а за границами населенных пунктов предложить территории планируемой категории земель лесного фонда.
В соответствии со сведениями, представленными ООО "Проектный институт "Геоплан", функциональная зона спорной градостроительной ситуации Генерального плана была установлена ввиду наличия противоречия между правом собственности на земельные участки с видом разрешенного использования, предусматривающим строительство жилья, и письмом министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 1 сентября 2017 г. N 12.1.3-09/16232 об установлении в отношении спорной территории функциональной зоны городских лесов.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно части 1 статьи 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 58, пунктов 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Статьей 2 данного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий предусмотрены категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады (пункт 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4).
Согласно частям 8, 9 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования; решают предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.
Такие документы ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлены.
Оснований для признания недействующим Генерального плана в оспариваемой части не имеется, поскольку создание особо охраняемых природных территорий в установленном законом порядке возможно в течение всего периода долгосрочного планирования, на который утвержден Генеральный план - до 2035 г.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения земельного участка истца в не установленную в предусмотренном законом порядке зону особо охраняемой природной территории и зону спорной градостроительной ситуации Правил землепользования и застройки ввиду отсутствия решения о создании особо охраняемой природной территории и положения о соответствующей территории.
Включение Правилами землепользования и застройки земельного участка в территориальную зону спорной градостроительной ситуации Т3-23 и в зону особо охраняемой природной территории в отсутствие нормативных актов о создании такой территории и установлении ее границ в предусмотренном законом порядке, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемый акт не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер.
Доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на верном толковании норм материального и процессуального права, свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения в указанной части с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный акт применялся и реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судебная коллегия полагает, что оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с даты принятия настоящего определения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Сметанко Дарьи Анатольевны о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 г. N 16, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:080102:5 к территориальной зоне спорной градостроительной ситуации Т3-23 и к зоне особо охраняемых природных территорий.
Принять в данной части новое решение, которым административные исковые требования Сметанко Дарьи Анатольевны удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные решением 85 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 г. N 16 (в редакции решений Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 г. N 16, 16 июня 2020 г. N 10, 23 июня 2020 г. N 4) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:080102:5, площадью 445 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Форос, в районе спуска на дачу "Тессели" по ул. Северной, участок N 59, к территориальной зоне спорной градостроительной ситуации Т3-23 и к зоне особо охраняемых природных территорий.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2020 г. оставить без изменения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании и размещению на официальном сайте Ялтинского городского совета Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.