Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Печуриной Ю.А, судей Александрова Г.И. и Катанаевой А.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-538/2021 (УИД N) по апелляционной жалобе администрации города Ставрополя на решение Ставропольского краевого суда от 23 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Ставрополя об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛА:
администрация города Ставрополя обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края от 8 декабря 2020 года N 104 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, а именно нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" незаконным и подлежащим отмене.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 23 июня 2021 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации города Ставрополя подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и не обоснованное, ссылаясь на то, что судебная экспертиза ООО "ЗемЭксперт" от 19 мая 2021 года N 18/2021Э, не отвечает требованиям обоснованности и достоверности, рыночная стоимость объекта капитального строительства определена оценщиком с нарушением требований Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 "Об оценочной деятельности в РФ".
В своих возражениях на апелляционную жалобу, заинтересованное лицо Соловьев Г.В. просит решение Ставропольского краевого суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Ставрополя Шевченко Г.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение Ставропольского краевого суда от 23 июня 2021 года.
Представитель заинтересованных лиц Соловьева Г.В. и Соловьева О.В. - Есакова О.А. просила оставить решение Ставропольского краевого суда от 23 июня 2021 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Соловьеву Г.В. и Соловьеву О.В. на праве общей долевой собственности (по ? доли у каждого) принадлежит объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 1076, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 44 286 027, 06 рублей.
В соответствии с отчетом об оценке ООО оценочная компания "Эксперт" от 10 ноября 2020 года N 014/1-20-К рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составила 27 112 000 рублей.
На заседании Комиссии по рссмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края (далее - Комиссия), проведенном 8 декабря 2020 года, рассмотрено поступившие в Комиссию 11 ноября 2020 года заявления Соловьева Геннадия Викторовича в лице представителя по доверенности о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, поданное на основании установления рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, указанной в отчете об оценке ООО оценочная компания "Эксперт" от 10 ноября 2020 года N 014/1-20-К.
В результате рассмотрения заявления комиссией установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N от его кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года, на 38, 78%.
По результатам рассмотрения заявления Комиссия решилаудовлетворить заявление.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке" (в редакции от 29 июля 2017 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде (п.1).
Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п.2).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (п. 3).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2017 N 620 утвержден Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Порядок), который регулирует процедурные вопросы работы комиссии.
В Ставропольском крае на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1312 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края в составе 10 человек. Принятым впоследствии приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 23 октября 2020 года N 1150 в состав комиссии внесены изменения относительно ее персонального и численного состава.
В соответствии с пунктом 7 Порядка Комиссия рассматривает заявления об оспаривании в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, а также прилагаемые к заявлению об оспаривании документы, предусмотренные статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
При поступлении заявления об оспаривании секретарь комиссии проверяет приложенные к заявлению об оспаривании документы на предмет соблюдения требований части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке (пункт 9 Порядка).
Из предоставленных в материалы дела документов следует, что Соловьевым Г.В. при обращении в Комиссию с заявлением об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставлен полный пакет документов, установленный действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 3, 5 вышеуказанного Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Заседание комиссии является открытым.
Голосование по всем вопросам проводится открыто в присутствии лиц, принимавших участие в заседании комиссии.
При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение комиссии считается принятым в пользу заявителя.
Из приложения к приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 23 октября 2020 года N 1150, следует, что численный состав Комиссии установлен из 12 человек.
Из решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края N 104 от 8 декабря 2020 года следует, что заявление Соловьева Г.В. рассматривала комиссия в составе: заместители председателя комиссии Мосин Е.А. (заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края), Смагина В.А. (начальник отдела землеустройства и мониторинга земель кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Ставропольскому краю), члены комиссии: Громова Т.Ю. (вице-президент Регионального Союза работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья"), Вовченко Е.А. (член комитета по оценке, кадастру и экспертизе Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"), Иванов И.В. (член некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков"), Мрвалевич П.П. (сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Член общественной палаты Ставропольского края. Член общественного совета Северо-Кавказского федерального округа), Войтехина О.В. (начальник юридического отдела Союза "Торгово-промышленная палата Ставропольского края), секретарь комиссии Марченко К.С. (консультант отдела реестра государственной собственности Министерства имущественных отношений Ставропольского края).
Следовательно, заседание комиссии являлось правомочным. Все члены комиссии проголосовали "за", что свидетельствует о принятии оспариваемого решения по заявлению единогласно.
Таким образом, оспариваемое решение Комиссии N 104 от 8 декабря 2020 года принято полномочным органом, с соблюдением порядка его принятия, что не оспаривается административным истцом.
Решение об отклонении заявления об оспаривании комиссия принимает в случаях, если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к такому заявлению, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и (или) если такой отчет об оценке не соответствует требованиям к составлению и (или) содержанию отчета об оценке и (или) требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, и (или) требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки (п. 14 Порядка от 17 ноября 2017 года N620).
В случае если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к заявлению об оспаривании, соответствует требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, и соответствует требованиям к составлению и содержанию отчета об оценке, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15 Порядка).
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Принимая во внимание, что вопрос о соответствии содержания и оформления отчета об оценке требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки является юридически значимым обстоятельством для настоящего административного дела, его разрешение требует специальных познаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов представителя административного истца, приведенных в обоснование иска, учитывая значительную разницу между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, определением Ставропольского краевого суда от 14 апреля 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ЗемЭксперт".
Согласно заключению эксперта ООО "ЗемЭксперт" Косенко Е.А. N 18/2021-Э от 19 мая 2021 года отчет об оценке ООО оценочная компания "Эксперт" N 014/1-20-К от 10 ноября 2020 года об определении рыночной стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки (ФСО), действующему оценочному законодательству.
При составлении отчета об оценке оценщик не нарушил требования принципов достоверности, достаточности и проверяемости.
Описание объекта оценки проведено оценщиком корректно.
Факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости определены оценщиком верно.
Ошибки при выполнении математических действий не выявлены.
Информация, использованная оценщиком является достоверной, достаточной и проверяемой.
Оценив экспертное заключение N 18/2021-Э от 19 мая 2021 года, подготовленное экспертом Косенко Е.А, являющегося сотрудником ООО "ЗемЭксперт" по правилам статей 82, 84 КАС РФ, суд первой инстанции признал его доказательством достоверным, надлежащим и достаточным для разрешения спора по существу.
При этом, суд исходил из того, что заключение ООО "ЗемЭксперт" Косенко Е.А. N 18/2021-Э от 19 мая 2021 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий которому не установлено.
На основании изложенного, а также, учитывая отсутствие по делу надлежащих доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положенный в основу оспариваемого решения Комиссии отчет об оценке ООО оценочная компания "Эксперт" N 014/1-20-К от 10 ноября 2020 года об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки (ФСО), действующему оценочному законодательству.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований к признанию оспариваемого решения Комиссии незаконным и о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных в административном исковом заявлении требований.
Судебная коллегия находит указанный вывод законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения определения.
Председательствующий Ю.А. Печурина
Судьи Г.И. Александров
А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.