Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6.
Участие в правовом просвещении населения
Работа первого года с жалобами заявителей показала, что одной из главных причин нарушений прав и свобод человека является правовая некомпетентность самих граждан.
Люди, часто оказавшись в трудной жизненной ситуации, не знают законов и порядка по защите собственных прав.
Результаты социологических исследований по правовой культуре населения г. Майкопа, приведенного сотрудниками аппарата Уполномоченного в июне 2009 года в г. Майкопе в форме опроса 455 жителей г. Майкопа показала, что абсолютное число граждан (96 процентов) участвующих в опросе убеждены, что знание законов необходимо в современной жизни. В бесполезности правовой информации уверены лишь 3 процента респондентов.
Около четверти респондентов (24,8 процентов) считают, что им вполне достаточно имеющихся у них юридических знаний, более двух третей (69 процентов) ощущают нехватку информации в этой области.
Как показали результаты опроса, многим гражданам приходилось сталкиваться с ситуациями, требующими знания законов.
Так, 52 процента респондентов вспомнили случаи из своей жизни, когда юридическая безграмотность принесла им вред, а 55 процентов привели примеры успешного использования собственных правовых познаний при конкретных обстоятельствах.
Причем реальный вред от недостаточности правовых знаний ощутили, прежде всего люди в возрасте от 35 до 54 лет, работающие или безработные.
О том, что правовое просвещение населения является важнейшим инструментом предупреждения нарушения прав и свобод граждан, профилактики коррупционных проявлений, есть понимание у руководства республики и депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Об этом свидетельствует факт разработки и принятия по инициативе Президента Республики Адыгея целого рада законов Республики Адыгея, республиканского плана антикоррупционной деятельности, основой которых является повышение уровня правовой культуры населения Республики Адыгея.
Работники аппарата убедились в этом уже на этапе становления института Уполномоченного и пытаются придать системный характер данному направлению в правозащитной деятельности.
С этой целью проводится большая разъяснительная работа с жителями республики с использованием разных форм общения. Это приемы граждан по личным вопросам, телефонные "прямые линии", "горячие линии" по вопросам призыва в Российскую Армию.
Кроме того, в ежедневном режиме проводится прием граждан, обратившихся без предварительной записи за разъяснением правовых вопросов и разрешением правовых ситуаций. За 2009 год более 150 граждан обратились за консультациями по самым разным вопросам.
Активно использовались возможности средств массовой информации в правовом просвещении граждан.
Ещё на стадии зарождения института Уполномоченного в печати разъяснялись компетенция и возможности решения правовых проблем граждан. Затем стали появляться заметки о деятельности Уполномоченного по решению конкретных правовых вопросов. В декабре 2009 года в газете "Советская Адыгея" были опубликованы ответы на вопросы граждан по разрешению конкретных правовых ситуаций.
По этим и другим проблемам правового просвещения граждан Уполномоченный выступал по телевидению.
На страницах газеты "Советская Адыгея" были опубликованы материалы по вопросу защиты прав детей-сирот.
Благодарим редакции газет "Советская Адыгея", "Адыгэ Макъ", районных газет, которые не так часто как хотелось бы, но освещали на своих страницах деятельность Уполномоченного по защите прав граждан. Очень надеемся на дальнейшее сотрудничество.
<< Глава 5. Содействие в восстановлении нарушенных гражданских прав и свобод |
||
Содержание Ежегодный доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея в 2009 году" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.