Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.
Формирование системы работы уполномоченного
с обращениями граждан
Основной деятельностью Уполномоченного по правам человека и его аппарата является содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина по их жалобам и обращениям. Вместе с тем, важным направлением в их деятельности является предупреждение возможных нарушений прав граждан через разъяснительную и консультативную работу.
С первых дней работы сотрудники аппарата Уполномоченного стремятся выстроить определённую систему в работе по обращениям граждан с использованием разных форм общения с ними. До населения доведён следующий регламент работы Уполномоченного и его аппарата:
N |
Формы работы с гражданами |
Сроки и время |
Место, адрес, телефон |
1. |
Приём граждан по личным вопросам работниками аппарата |
Понедельник - четверг с 09.00 до 17.00 |
г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 25 офис. 36 Тел. 52-35-90 |
2. |
Приём граждан Уполномоченным по правам человека в Республике Адыгея |
Каждая среда месяца с 10.00 до 17.00 |
г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 25 офис. 36 Тел. 52-35-90 |
3. |
"Прямая линия" с Уполномоченным по правам человека в Республике Адыгея |
первая среда месяца с 17.00 до 18.00 |
Телефон 52-35-89 |
4. |
"Горячая линия" по вопросам весеннего и осеннего призывов в Российскую Армию |
с апреля по июнь с октября по декабрь еженедельно по пятницам с 17.00 до 18.00 |
Телефон 52-35-92 |
5. |
Выезды по обращениям граждан в учреждения исполнения наказаний, воинские части, дома инвалидов, детские дома. |
По мере необходимости |
|
В ежедневном режиме проводится приём граждан, обратившихся лично или по телефону, как работниками аппарата, так и Уполномоченным (в зависимости от сложности вопроса или пожеланий заявителей).
Законом "Об Уполномоченном по правам человека в РА" (ст. 13) в последней его редакции предусмотрены 4 формы реагирования Уполномоченным на поступившие к нему жалобы и обращения:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу органу государственной власти Республики Адыгея, органу местного самоуправления или их должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в приеме жалобы.
Обращения и жалобы, в которых содержатся факты и документы о нарушениях прав человека со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, Уполномоченный принимает к рассмотрению.
Разъяснение гражданам дается в том случае, если у него возникла трудная жизненная ситуация, но он никуда не обращался, и соответственно нарушений его прав с чьей-либо стороны на данном этапе невозможно установить.
Приходится давать разъяснения в случаях, когда граждане просят содействия в восстановлении справедливости при принятии судебных решений или их отмене. В данных ситуациях разъясняется порядок обжалования судебных решений, в отдельных случаях обеспечивается юридическое сопровождение при составлении исковых заявлений.
Устные и письменные разъяснения приходится часто давать лицам, находящимся под следствием или в местах лишения свободы, в том случае, когда в силу ограничений полномочий омбудсмена в субъекте, повлиять на реальное изменение правовой ситуации не удаётся.
Здесь применима также и третья форма реагирования Уполномоченного на жалобу - это направление по компетенции.
В данном случае жалобы граждан направляются по компетенции в прокуратуру, МВД или УФСИН в Республике Адыгея с просьбой рассмотреть возможность проведения проверки тех или иных фактов по нарушению прав человека и проинформировать нас о её результатах. Надо отметить, что в большинстве случаев проверки проводятся, мы получаем информацию о результатах.
В случае нарушений прав данной категории граждан и в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия с УФСИН по Республике Адыгея, проводятся проверки с выездом в учреждения, как с представителями УФСИН, так и с членами Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
По результатам составляются справки и заключения, которые направляются руководству УФСИН и МВД для принятия мер по устранению причин нарушения прав граждан, заключённых под стражу или отбывающих наказание.
По компетенции направляются отдельные жалобы, если заявитель не обращался по вопросу реализации своих прав в соответствующие органы власти. В этом случае готовятся рекомендации должностным лицам решить заявленные проблемы в соответствии с законодательством и с установлением срока исполнения.
В связи с отсутствием в Республике Адыгея государственного правозащитного института по защите прав ребенка, Уполномоченный и его аппарат в таком же порядке проводит работу по рассмотрению обращений граждан на нарушение прав детей.
Не принимаются к рассмотрению жалобы по основаниям предусмотренным, как Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и Законом Республики Адыгея "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея".
Таким образом, системная работа с жалобами и обращениями граждан позволяет более эффективно отрабатывать проблемы с органами государственной власти и местного самоуправления, находить конструктивные решения с территориальными федеральными органами власти, в десятидневный срок уведомлять заявителей и давать исчерпывающие разъяснения, рекомендации и консультации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.