Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VI.
Участие в правовом просвещении населения
Недостаточная правовая информированность населения, недоверие к публичным институтам, пассивность в деле правового просвещения самих должностных лиц во многих случаях служат причиной грубых нарушений закона, ущемления прав и свобод граждан. Поэтому именно правовое просвещение граждан и повышение уровня общей правовой культуры является одним из залогов повышения качества жизни каждого человека. Оттого, знают ли люди свои права и обязанности, информированы ли они о правовых актах, принимаемых законодательной властью, во многом зависит социально-экономическая ситуация в стране.
Внимание высшего руководства Российской Федерации к проблеме правового просвещения нашей страны свидетельствует о ее актуальности. В мае 2011 года Президент Российской Федерации Медведев Д.А. утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Как отмечается в общих положениях документа, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества.
Появление этого документа не случайно. Низкий уровень правовой грамотности населения в России - реальный факт. В связи с этим Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан предполагают включение "в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности".
Закон Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г. N 148 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея" предполагает участие Уполномоченного в правовом просвещении по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Усилия Уполномоченного на этом направлении не подменяют, а лишь дополняют деятельность государственных органов, ответственных за организацию профильного образовательного процесса, а также за распространение соответствующих правовых знаний.
В течение всего 2011 года Уполномоченным велась активная работа по различным направлениям правового просвещения граждан - от оказания консультаций по конкретным вопросам и ситуациям до рассмотрения общих вопросов.
Одним из видов правового просвещения являлся прием граждан в аппарате Уполномоченного, поскольку фактически каждому посетителю разъяснялись нормы права применительно к его вопросу и давались рекомендации. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав граждан, Уполномоченным проводился личный прием граждан в муниципальных образованиях Республики Адыгея, в ходе которых граждане также обращались за юридическими консультациями по различным вопросам.
Также консультации по юридическим вопросам предоставлялись осужденным, подозреваемым и обвиняемым в ходе посещения Уполномоченным исправительных учреждений УФСИН России по Республике Адыгея и изоляторов временного содержания.
В виде своеобразной формы предоставления правовой информации стала "горячая линия" по правам призывников.
В текущем году Уполномоченный не оставил без внимания и правовое просвещение детей. Сотрудниками аппарата Уполномоченного в школах г. Майкопа 1 сентября были проведены "День медиабезопасности" в старших классах.
Уполномоченный принимал участие в деятельности юридических клиник по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, работу которых организовало Адыгейское региональное отделение "Ассоциация юристов России" на базе ФГБОУ ВПО "Адыгейский государственный университет", Адвокатская палата Республики Адыгея, Нотариальная палата Республики Адыгея.
Средством правового просвещения граждан явилось размещение правовой информации в средствах массовой информации. Публикация материалов с разъяснениями Уполномоченного осуществлялась в газетах "Советская Адыгея" и "Майкопские новости", на интернет-сайте "Аргументы и Факты - Адыгея", интернет-портале "ЮГА.ру". В публикациях Уполномоченного были затронуты вопросы: защита прав инвалидов и создание на территории республики безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья; сроки действия медицинских полисов; присвоение звания "Ветеран труда"; обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем и др.
В целях популяризации института Уполномоченного по правам человека, информирования государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечения доступа широкого круга общественных, правозащитных организаций, а также жителей Республики Адыгея к информации о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея был распространен "Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея в 2010 году". Доклад был распространен среди государственных органов и органов местного самоуправления, депутатов, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, библиотечных организаций и образовательных учреждений Республики Адыгея.
Эффективность правового просвещения граждан снижает отсутствие системы бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, людям, проживающим в труднодоступных и малонаселенных местностях. Порядок компенсации затрат адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь указанным категориям граждан, не разработан и компенсация не производится. В связи с чем не каждый адвокат возьмется безвозмездно оказывать гражданам юридическую помощь. В прошлогоднем докладе Уполномоченный говорил о целесообразности разработки и принятия Кабинетом Министров Республики Адыгея порядка компенсации затрат адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам. Однако до настоящего времени указанный порядок не принят, в связи с чем граждане отдельных категорий не могут реализовать свое право на получение бесплатной юридической помощи.
С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", который установил основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Указанным законом определены виды бесплатной юридической помощи, квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. Установлен состав участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы (в том числе малоимущие граждане, инвалиды I и II групп, ветераны ВОВ), а также случаи оказания им такой помощи.
В соответствии с указанным законом оказание гражданам бесплатной юридической помощи осуществляется государственными юридическими бюро и (или) адвокатами, участвующими в системе оказания гражданам бесплатной юридической помощи. В целях создания в Республике Адыгея системы по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи необходимо принятие в ближайшее время соответствующего нормативного акта.
Также очень важно, что по новому закону органы власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием расширять перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи и случаев ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Целесообразным было бы в пакете с нормативным актом о бесплатной юридической помощи принять в Республике Адыгея целевую программу "Правовое просвещение населения Республике Адыгея". Принятие указанной программы способствовало бы формированию региональной системы повышения правовой культуры и ликвидации правового нигилизма граждан. Ведущую роль в разработке такой целевой программы мог бы осуществить Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, в составе которого работают опытные юристы.
<< Глава V. Межрегиональное и международное сотрудничество |
||
Содержание Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея в 2011 году" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.