Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Статистика обращений граждан к Уполномоченному
по правам человека в Республике Адыгея
Обращения граждан к Уполномоченному являются одним из основных источников информации, которая позволяет определять наиболее актуальные проблемы в сфере реализации прав граждан, выявлять их причины, предлагать возможные пути их решения.
В 2014 году в адрес Уполномоченного поступило 647 обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, а также содержащих просьбы оказать помощь в решении важных для заявителя проблем. Решения по всем поступившим документам выносились в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г. N 148 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея".
Из общего количества обращений 196 обращений являются жалобами, что составляет 30 процентов от всех обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного. Остальные обращения - это заявления, предложения, ходатайства о даче разъяснений и оказании правовой и другой помощи и т.п. Все поступившие обращения рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу.
Уполномоченным и сотрудниками его аппарата было принято 433 гражданина по вопросам защиты их прав. Лично Уполномоченным принят 191 гражданин.
Чаще всего к Уполномоченному обращались за правовой защитой женщины, от них поступило 386 обращений, что составляет 59% от общего числа всех поступивших обращений.
Большая часть нуждающихся в правовой защите - это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды - их обращения составляют около 50% от всех поступивших обращений. От опекунов и сирот, несовершеннолетних детей и их представителей, в том числе многодетных семей, поступило 49 обращений (8%); от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и их родственников - 67 (10%); от лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, - 30 (4,6%); от военнослужащих и членов их семей - 9 (1,4%) и иных категорий - 26%. Распределение обращений по социальным категориям представлено на диаграмме 1 (рисунок не приводится).
Диаграмма 1. Распределение обращений по социальным категориям
В жалобах граждан отражаются наиболее острые и нерешенные до конца проблемы региона, существующие нарушения конституционных прав человека и гражданина. При всей условности распределения жалоб граждан по видам прав такая классификация позволяет более конкретно представить "болевые точки", острые проблемы, волнующие население республики, требующие вмешательства органов власти различных уровней для их разрешения.
Структура обращений граждан по категориям нарушенных прав с учетом их динамики за последние 3 года представлена на диаграмме 2 и за последние 5 лет в таблице 1, которые позволяют наглядно увидеть, какие наиболее значимые проблемы были разрешены, а какие продолжают беспокоить жителей региона.
Анализ тематики обращений показывает, что наибольшее количество жалоб - 45% от их общего количества - было посвящено нарушению социальных прав граждан. Продолжает оставаться важнейшей в череде проблем, волнующих население республики, проблема соблюдения жилищных прав граждан и обеспечения их жильем и качественными жилищно-коммунальными услугами. С нарушением жилищного законодательства связана каждая восьмая жалоба (12,5%).
Актуальными остаются вопросы, связанные с нарушением прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки и социальных гарантий, вопросы создания доступной среды для инвалидов - 15% от всех поступивших обращений.
В сравнении с прошлым годом в 2 раза снизилось количество обращений граждан на нарушение права на охрану здоровья и медицинскую помощь и права на образование.
В 1,4 раза снизилось количество обращений граждан, связанных с нарушением права на благоприятную окружающую среду.
Наряду с этим отмечается тенденция роста количества обращений граждан:
- на нарушение гражданских (личных) прав и свобод (удельный вес изменился с 30% до 33,7%), большую часть из которых составляют жалобы и заявления по поводу нарушения права на справедливое судебное разбирательство, а также обращения на нарушение гарантий защиты прав граждан в деятельности правоохранительных органов (полиция, учреждения исполнения наказаний), удельный вес которых превысил даже традиционно лидировавшую жилищную тематику и составил 20% от общего числа обращений;
- связанных с нарушением права на обращение и его своевременное рассмотрение - в 2 раза.
Следует отметить троекратный рост обращений по вопросам, связанным с приобретением гражданства, выдачей паспортов и регистрацией, что является следствием обращения в истекшем году в аппарат Уполномоченного граждан Украины, вынужденных покинуть свое место жительства из-за происходящих там событий, по вопросам оказания содействия в легализации пребывания на территории Российской Федерации.
Диаграмма 2. Распределение обращений по категориям нарушенных прав
Из общего числа письменных обращений 3,4% составляют коллективные обращения, которые в большинстве случаев связаны с нарушением жилищных прав граждан, число заявителей по ним от двух до нескольких десятков граждан.
Более половины жалоб поступило на неправомерные действия должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Каждая четвертая жалоба подана на действия органов местного самоуправления (44 жалобы - 23%). Каждая девятая - на действия государственных органов республики (23 жалобы - 11%). Анализ обращений граждан по субъекту правового регулирования представлен в таблице 2.
В отдельную группу выделены жалобы на действия должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, оказывающих услуги населению, на действия руководства управляющих компаний и иных субъектов, обжалование действий (бездействия) которых не входит в компетенцию Уполномоченного в соответствии с действующим законодательством. Такие жалобы, их поступило около 8%, были направлены Уполномоченным для рассмотрения по подведомственности в различные компетентные органы. Учитывая большую социальную значимость затрагиваемых в таких жалобах вопросов, рассмотрение жалоб в компетентных органах оставалось на контроле Уполномоченного, а результаты рассмотрения обращений сообщались заявителям.
Территориальный аспект анализа обращений к Уполномоченному за 2014 год свидетельствует о том, что наибольшее их количество по-прежнему поступает из республиканской столицы и ее пригородов.
От жителей города Майкопа поступило 443 обращения.
География остальных жалоб представлена на диаграмме 3 следующим образом:
Город Адыгейск - 3,
Гиагинский район - 14,
Кошехабльский район - 17,
Красногвардейский район - 12,
Майкопский район - 74,
Тахтамукайский район - 12,
Теучежский район - 1,
Шовгеновский район - 12,
Из мест лишения свободы - 48.
Другие субъекты РФ:
Краснодарский край - 7,
Город Москва - 1,
Карачаево-Черкесская Республика - 1,
Кабардино-Балкарская Республика - 1,
Тюменская область - 1.
Диаграмма 3. Количество обращений в разрезе территорий
Анализ рассмотренных обращений показывает, что большинство проблем возникает из-за незнания гражданами своих прав и обязанностей, правовых основ, положений действующего законодательства, реализуемых федеральных и региональных программ. При этом следует отметить, что, обращаясь в компетентные по существу вопроса органы, граждане зачастую сталкиваются с формальным подходом к решению их проблем, получают отписки, жалуются на волокиту. В таких случаях обращение к Уполномоченному помогает людям добиться желаемого результата.
Ни одно обращение не осталось без внимания. По каждому из них проведена кропотливая работа, осуществлялись выездные проверки Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, направлялись запросы в компетентные органы, всем обратившимся гражданам давались квалифицированные консультации и разъяснения. В 284 случаях (66% от общего количества устных обращений) проблемы граждан были разрешены при содействии Уполномоченного сразу же во время личного приема граждан.
В отчетном периоде к Уполномоченному поступило 845 единиц входящей корреспонденции. Из аппарата Уполномоченного направлено 1020 единиц исходящей корреспонденции, содержащей документы по рассмотрению обращений граждан. В результате работы с жалобами и заявлениями граждан 54% из них решены положительно.
Таблица 1
Анализ
обращений по предмету правового регулирования за 2010 - 2014 годы
Категория права |
Предмет обжалования |
Кол-во |
|||||
|
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
всего |
Гражданские (личные) права |
Равенство перед законом и судом (ст. 19) |
|
|
|
18 |
20 |
|
Право на достоинство (ст. 21) |
11 |
8 |
6 |
10 |
2 |
|
|
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) |
25 |
14 |
11 |
11 |
9 |
|
|
Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23) |
1 |
- |
3 |
1 |
2 |
|
|
Право на ознакомление с документами (ст. 24) |
- |
2 |
1 |
|
- |
|
|
Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) |
|
|
|
1 |
- |
|
|
Право на свободу передвижения (ст. 27) |
|
|
|
5 |
3 |
|
|
Свобода совести и вероисповедания (ст. 28) |
2 |
- |
- |
|
- |
|
|
Гарантия защиты прав и право на справедливое судебное разбирательство (ст. 45, 46, 47) |
66 |
38 |
74 |
103 |
130 |
|
|
Право на получение юрид. помощи, презумпция невиновности, на пересмотр приговора (ст. 48, 49, 50, 51) |
- |
4 |
3 |
24 |
12 |
|
|
20 |
30 |
25 |
14 |
40 |
|
||
Итого: |
125 |
96 |
123 |
187 |
218 |
749 |
|
Политические права |
Свобода мысли и слова (ст. 29) |
|
|
|
1 |
- |
|
Право на объединение (ст. 30) |
1 |
- |
- |
|
- |
|
|
Право граждан на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
Право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32) |
- |
1 |
3 |
2 |
- |
|
|
Право на обращение (ст. 33) |
38 |
43 |
42 |
26 |
47 |
|
|
Итого: |
39 |
44 |
45 |
30 |
48 |
206 |
|
Экономические и социальные права |
12 |
14 |
7 |
4 |
3 |
|
|
100 |
125 |
98 |
83 |
77 |
|
||
Право на свободный труд (ст. 37) |
64 |
41 |
35 |
29 |
23 |
|
|
Защита материнства и детства, семьи (ст. 38) |
33 |
73 |
50 |
45 |
49 |
|
|
Право на социальное обеспечение (ст. 39) |
90 |
113 |
111 |
79 |
96 |
|
|
Право на жилище (ст. 40) |
146 |
143 |
138 |
101 |
81 |
|
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) |
22 |
19 |
29 |
33 |
15 |
|
|
Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) |
43 |
23 |
38 |
40 |
30 |
|
|
Итого: |
510 |
551 |
506 |
414 |
374 |
2355 |
|
Культурные права |
Право на образование (ст. 43) |
11 |
22 |
34 |
11 |
6 |
|
Итого: |
11 |
22 |
34 |
11 |
6 |
84 |
|
|
Ходатайства |
73 |
|
|
4 |
1 |
|
|
Всего: |
758 |
713 |
708 |
646 |
647 |
3472 |
Таблица 2
Анализ
обращений по субъекту правового регулирования за 2010 - 2014 годы
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Итого за пять лет |
Всего рассмотрено письменных и устных обращений |
758 |
713 |
708 |
646 |
647 |
3472 |
(0%) |
(-5,9%) |
(-0,7%) |
(-8,7%) |
(+0,1%) |
|
В том числе:
Жалобы, полученные почтой и на личном приеме: |
265 |
254 |
243 |
198 |
196 |
1156 |
(0%) |
(-4,2%) |
(-4,3%) |
(-18,5%) |
(-1%) |
|
|
О нарушении прав граждан территориальными структурами федеральных органов власти и управления и их должностными лицами |
197 |
153 |
135 |
107 |
114 |
706 |
74% |
60% |
56% |
54% |
58% |
|
|
О нарушении прав граждан региональными органами власти и управления и их должностными лицами |
21 |
30 |
22 |
24 |
23 |
120 |
8% |
12% |
9% |
12% |
11% |
|
|
О нарушении прав граждан органами местного самоуправления и их должностными лицами |
47 |
71 |
65 |
46 |
44 |
273 |
18% |
28% |
26% |
23% |
23% |
|
|
О нарушении прав граждан иными должностными лицами |
- |
- |
21 |
21 |
15 |
57 |
|
|
9% |
11% |
8% |
|
|
Иные обращения: |
493 |
459 |
465 |
448 |
451 |
2316 |
(0%) |
(-6,9%) |
(+1,3%) |
(-3,7%) |
(+0,7%) |
|
<< Назад |
Глава II. >> Содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина |
|
Содержание Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея в 2014 году" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.