Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 мая 2015 г. N 113
Комплексная программа
по совершенствованию семейной политики в Республике Адыгея на 2015 - 2018 годы
29 июля 2015 г., 21 июня, 30 декабря 2016 г., 29 декабря 2017 г.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В настоящее время проблемы семьи и формирование семейной политики являются одним из главных направлений социальной политики Республики Адыгея. Укрепление семейных связей, социальная защищенность семьи - это залог благополучия населения Республики Адыгея. Институт семьи, существующий с древних времен, сегодня подвержен процессу разрушения.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Адыгея проживает 125396 семей, из которых 30% семей не имеют детей. Семьи, имеющие несовершеннолетних детей, составляют 70% от общего количества семей. Доля неполных семей составляет 35% в структуре семей, имеющих детей.
В 2014 году число многодетных семей составило 4961 семья, что составляет 5,6% от общего числа семей с детьми. Именно эти семьи оказались в особенно трудных условиях и в подавляющем большинстве относятся к малообеспеченным.
В 2013 году уровень рождаемости сократился на 2,3% по сравнению с 2012 годом. В 2013 году родилось 5568 детей, а в 2012 году - 5700. В январе-декабре 2014 года число родившихся увеличилось на 55 детей по сравнению с тем же периодом 2013 года (в январе-декабре 2014 года родилось 5692 ребенка, а за аналогичный период 2013 года - 5637).
Большинство рождений приходится на молодых женщин в возрасте 20-29 лет. В 2013 году женщины этого возраста родили 3450 детей (62,0% от общего числа родившихся), что на 185 детей меньше, чем в 2012 году, 375 детей (6,7%) родилось у матерей в возрасте до 20 лет. У матерей 30-39 лет - 1629 детей (29,3%), что на 43 ребенка больше, чем в 2012 году, 110 детей (2,0%) родилось у матерей 40 лет и более, что на 17 детей больше, чем в 2012 году. Из общего числа родившихся - 2924 мальчика и 2644 девочки.
С 2010 года по 2013 год доля первых и вторых рождений сократилась с 44,0% до 40,2%) и с 37,6% до 37,3% в 2013 году соответственно, а последующих увеличилась: третьих с 13,3% до 15,8%, четвертых и более с 5,0% до 6,3%.
Важно отметить, что если рост числа родившихся в период с 2002 года по 2007 год был полностью обусловлен значительным увеличением числа первых и вторых рождений, то с 2007 года по 2013 год - вторых, третьих, четвертых и более. Значительное увеличение числа вторых рождений приблизило их численность к первым. В 2010 году число родившихся по порядку рождения вторыми составило 85,3% от первенцев, а в 2013 году уже 92,8%.
Если доля третьих и более детей увеличивалась в течение всего рассматриваемого периода и выросла в 2013 году по сравнению с 2010 годом на 3,9%, то для первенцев уменьшилась на 3,8%.
Остается высоким уровень внебрачной рождаемости. В 2013 году вне брака родилось 1062 ребенка, что составляет 19% от общего числа родившихся. Только у 47,6% внебрачных рождений фиксируется признание отцовства, 0,3% от общего числа родившихся - отказные, найденные или подкинутые дети.
Ежегодно от различных заболеваний, травм и отравлений умирает на первом году жизни около 40 детей, это составляет примерно 60% от общего числа умерших в возрасте до 15 лет. За последние четыре года среднее число младенческой смертности в Республике Адыгея составило 39 человек.
Фактический уровень перинатальной и младенческой смертности складывается под влиянием множества социально-демографических факторов, среди которых можно выделить состояние здоровья и условий труда женщин детородного возраста, а также уровень развития системы здравоохранения.
На фоне роста общей численности населения женского пола идет снижение численности женщин фертильного возраста (15-49 лет), что отрицательно сказывается на рождаемости.
Острой является проблема сохранения брака. В 2013 году количество зарегистрированных браков составило 3308, что на 2,3% меньше, чем в 2012 году. Данный показатель является самым низким за последние три года (2013 год-3308; 2012 год-3384; 2011 год-3718). В январе-декабре
2014 года количество зарегистрированных браков составило 3026, что на 282 брака меньше, чем за аналогичный период 2013 года (3308).
В 2013 году 2433 (74%) мужчины и 2401 (73%) женщина впервые вступили в брак, средний возраст вступающих в первый брак равен 26,9 года у мужчин и 24,4 года у женщин. Для Республики Адыгея всегда было характерно заключение браков в раннем возрасте, когда молодые супруги, в основном, находятся в материальной зависимости от своих родителей. Ранние браки часто оказываются неустойчивыми вследствие низкого уровня доходов, отсутствия отдельного жилья, вмешательства родителей в жизнь многих молодых семей. В 2013 году в возрасте 16-19 лет вступили в брак 65 (2%) мужчин и 382 (12%) женщины, а также 3 женщины в возрасте 15 лет и моложе.
В 2013 году было расторгнуто 1905 браков, что на 138 браков больше, чем в 2012 году и составляет 57,6% от количества зарегистрированных браков. Данный показатель является наибольшим за последние три года (2013 год - 1905; 2012 год - 1767; 2011 год - 1849). Самый высокий процент разводов приходится на период продолжительности браков 0-4 года - 44%. В январе-декабре 2014 года наблюдается снижение числа разводов. Их количество составило 1842 против 1905 в январе-декабре 2013 года.
На семью как на малую социальную группу существенно влияют социально-экономические проблемы современного российского общества: рост безработицы, повышение цен, низкая заработная плата. В 2014 году в Республике Адыгея проживало более 33 тысяч малоимущих семей, что составляет 38,1% от общего числа семей с детьми. Многократный рост затрат на содержание и воспитание детей налагает тяжелое бремя на многие семьи.
Однако практика показывает, что материальное благосостояние не является гарантией счастья и стабильности брака. Достаточно благополучные в своем финансовом отношении семьи зачастую малодетные или вообще не хотят иметь детей.
Сегодня помимо материальной поддержки социально незащищенным семьям необходима работа, направленная на возрождение и воспитание семейных и духовно-нравственных ценностей, организацию подготовки детей и молодежи к семейной жизни в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
В настоящую Комплексную программу по совершенствованию семейной политики в Республике Адыгея на 2015 - 2018 годы (далее Комплексная программа) включены мероприятия, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи, развитие системы государственной поддержки семей, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, создание условий для обеспечения здоровья в семьях, а также повышение ценности семейного образа жизни.
2. Цель и задачи Комплексной программы
Целью Комплексной программы является поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Для достижения цели Комплексной программы необходимо решить следующие задачи:
1) развитие экономической самостоятельности семьи;
2) развитие системы государственной поддержки семьи, в том числе при рождении и воспитании детей;
3) создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
5) повышение ценности семейного образа жизни, а также воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
6) обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
3. Мероприятия Комплексной программы
Перечень мероприятий Комплексной программы приведен в приложении.
Значения целевых показателей эффективности выполнения мероприятий Комплексной программы приведены в таблице.
Таблица
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
факт |
план |
план |
план |
план |
||
Увеличение числа многодетных семей от общего числа семей в Республике Адыгея |
% |
5,6 |
5,7 |
5,8 |
5,9 |
6 |
Увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью |
% |
90,5 |
91,0 |
91,5 |
92,0 |
92,5 |
Снижение доли малоимущих семей |
% |
38,1 |
37,1 |
36 |
34,9 |
34 |
Раздел 4 изменен с 29 декабря 2017 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 декабря 2017 г. N 261
4. Ресурсное обеспечение Комплексной программы
Мероприятия Комплексной программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, предусмотренных на текущее финансирование деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, средств, предусмотренных на реализацию государственных программ Республики Адыгея, ведомственных целевых программ.
Общий объем средств на реализацию мероприятий Комплексной программы составляет 1914573,35 тысячи рублей:
1) 2015 год - 571639,00 тысячи рублей;
2) 2016 год - 344800,12 тысячи рублей;
3) 2017 год - 499282,73 тысячи рублей;
4) 2018 год - 498851,5 тысячи рублей.
5. Механизм реализации Комплексной программы
Координатором Комплексной программы является Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.
Реализация мероприятий Комплексной программы будет осуществляться исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея во взаимодействии с органами местного самоуправления.
6. Контроль за ходом реализации Комплексной программы
Контроль за ходом реализации Комплексной программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.