Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея
от 29 июля 2015 года N 1320-ГС
Председателю Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Обращение
Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о принятии мер, направленных на сокращение сроков признания недвижимого имущества бесхозяйным и установление исчерпывающего перечня признаков для признания судом объекта недвижимости бесхозяйным
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
На сегодняшний день возникают проблемы исполнения требований как федерального, так и регионального законодательства в части предоставления земельных участков определенным категориям граждан, имеющим право на бесплатное получение земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства.
Суть проблемы заключается в том, что количество заявлений на получение земельных участков превышает реальные возможности в части наличия их объема на местах, в связи с чем приходится формировать земельные участки в местах, ставящих под вопрос ликвидность выделенного земельного участка, поскольку либо геометрия сформированного земельного участка имеет изломы и его освоение в последующем вызовет различного рода проблемы, либо геология оставшихся территорий, на которых приходится формировать земельные участки, близка к границам допустимости для целей индивидуального жилищного строительства.
Решение данной проблемы частично возможно за счет уже сформированных земельных участков, ранее выделенных под индивидуальное жилищное строительство, а также земельных участков из состава земель иного назначения, пригодных для их последующего перевода в категорию земель для индивидуального жилищного строительства, которые находятся в собственности у физических или юридических лиц, но длительное время не используются по их прямому назначению.
Такие неиспользуемые земли при установлении ряда признаков подпадают под диспозицию статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации как бесхозяйные вещи. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Однако в настоящее время установленные действующим законодательством процедура и сроки признания вещи бесхозяйной с последующей процедурой передачи или продажи земли другому собственнику слишком затянуты и усложнены. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Несмотря на конституционный принцип незыблемости права собственности и государственную защиту этого права, собственник земельного участка должен надлежащим образом исполнять свои обязанности по его содержанию. В противном случае, если собственник своим бездействием и отсутствием должной заботы о своем имуществе создает условия, при которых уполномоченные органы и суд имеют основания принять решение о наличии признаков отказа собственником от своего имущества с вынесением соответствующего решения и принятием соответствующих мер, то представляется вполне обоснованным сократить сроки передачи материалов в суд для признания вещи бесхозяйной.
Вместе с тем при сокращении сроков и процедур признания земель бесхозяйными для недопущения злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и судов следует более четко конкретизировать и детализировать признаки фактического отказа собственника земли от своего имущества путем законодательного установления исчерпывающего перечня таких обстоятельств, поскольку любое посягательство на частную собственность, в том числе и со стороны государства, даже при наличии полного объема оснований для этого, должно базироваться на строгом соблюдении законодательства, исключающего разночтения или возможность принятия решения "на усмотрение суда" и по "внутреннему убеждению судьи".
Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным принятие решения на федеральном уровне о разработке пакета поправок в действующее законодательство в части сокращения сроков признания недвижимого имущества бесхозяйным и установления исчерпывающего перечня признаков, в соответствии с которыми суд может принять решение о бесхозяйности объекта недвижимости.
Данные поправки повысят ответственность собственников объектов недвижимости к своему имуществу и позволят частично решить вопрос о предоставлении земельных участков в рамках исполнения социальных программ и законов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 29 июля 2015 г. N 1320-ГС "Об обращении Государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.