Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя А.К. Тлехатука, судей Н.А. Хазешук, А.М. Шадже,
заслушав в заседании заключение судьи А.М Шадже, проводившего на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение жалобы Общества с ограниченной ответственностью Проектный институт "Адыгеягражданпроект", установил:
В Конституционный Суд Республики Адыгея 12 марта 2015 года обратилось Общество с ограниченной ответственностью Проектный институт "Адыгеягражданпроект" (далее по тексту ООО ПИ "Адыгеягражданпроект") с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод статьями 8 и 13 Закона Республики Адыгея от 26 июля 2002 года N 81 "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея".
Из жалобы и приложенных к ней документов следует, что Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея, в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея (далее по тексту - КСП РА), утвержденным Приказом N 135 от 20 декабря 2011 года, а также Приказом N 95 от 1 октября 2012 года "О назначении проведения контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Государственному казенному учреждению Республики Адыгея "Стройзаказчик" на объект "Строительство общеобразовательной школы на 825 ученических мест, село Красногвардейское", было проведено контрольное мероприятие.
В ходе проверки установлено нарушение требований законодательства на общую сумму 14364,9 тыс. рублей. По результатам контрольного мероприятия составлен соответствующий Отчет и вынесено Представление от 28 ноября 2012 года N 05/347 в адрес Руководителя ГКУ РА "Стройзаказчик", в пункте 5 которого предложено принять соответствующие меры по возмещению за счет ООО ПИ "Адыгеягражданпроект" ущерба (убытков) в сумме 10548,3 тыс. руб., причиненных бюджету Республики Адыгея в результате необоснованного удорожания сметной стоимости объекта, в соответствии с пунктом 6.1. Государственного контракта N 05-05-08 от 03 июля 2008 года, заключенного между ГКУ РА "Стройзаказчик" и ООО ПИ "Адыгеягражданпроект".
ГКУ РА "Стройзаказчик" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к ООО ПИ "Адыгеягражданпроект" о взыскании суммы ущерба в размере 10 175 900 рублей. В настоящее время дело находится на стадии рассмотрения.
В своем обращении в Конституционный Суд Республики Адыгея заявитель указывает, что Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея при проведении финансового контроля на объекте "Строительство общеобразовательной школы на 825 ученических мест, село Красногвардейское", при применении Закона Республики Адыгея "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея" допущены нарушения незыблемых основ конституционного строя Республики Адыгея, законности и справедливости.
В частности, по мнению заявителя, контрольным органом нарушены положения статьи 8 Закона Республики Адыгея "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея", устанавливающей формы осуществления КСП РА внешнего государственного финансового контроля в части определения вида, формы и порядка проведения финансового контроля.
Статьей 8 Закона Республики Адыгея установлены формы осуществления КСП РА внешнего государственного финансового контроля, а именно: "Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата составляет соответствующий акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организацией и на основании которого составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата составляет отчет и заключение".
Как указывает в своей жалобе заявитель, в отчете от 27(28) ноября 2012 года указано, что проводится "контрольное мероприятие". Но согласно статье 8 Закона, отчет или заключение составляется при проведении экспертно-аналитического мероприятия. Контрольное же мероприятие имеет совершенно другое правовое основание, по итогам его проведения возникают совершенно иные правовые последствия. По итогам контрольного мероприятия в обязательном порядке составляется "Акт", который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций, чего в данном случае сделано не было.
Кроме того, по мнению заявителя, КСП РА полностью игнорирует положения, установленные статьей 13 Закона Республики Адыгея, которая гласит: "Акты, составленные Контрольно-счетной палатой при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Руководители проверяемых органов и организаций вправе представлять свои пояснения и замечания в течение 7 дней со дня их получения. Данные пояснения и замечания прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью".
КСП РА в своем письменном ответе на запрос заявителя, отметила: "Контрольно-счетная палата считает, что статья 13 Закона Республики Адыгея "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея" устанавливает гарантии прав только проверяемых органов и организаций. В связи с этим отмечаем, что проверка законности и результативности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Государственному казенному учреждению Республики Адыгея "Стройзаказчик" на объект "Строительство общеобразовательной школы на 825 ученических мест, село Красногвардейское", не проводилась в отношении ООО Проектный институт "Адыгеягражданпроект". Таким образом, положения статьи 13 Закона Республики Адыгея "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея" в данном конкретном случае не распространяются на ООО Проектный институт "Адыгеягражданпроект".
Таким образом, как указывает заявитель в своей жалобе в Суд, объектом проверки в данном случае являлось ГКУ РА "Стройзаказчик" (получатель бюджетных средств), деятельность ООО ПИ "Адыгеягражданпроект" в ходе контрольного мероприятия КСП РА не проверялась, работники этой организации к проверке не привлекались.
На основании изложенного, заявитель просит признать не соответствующими статьям 12, 13, 20, 32 и 33 Конституции Республики Адыгея статьи 8 и 13 Закона Республики Адыгея от 26 июля 2002 года N 81 "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея"
2. Конституционный Суд Республики Адыгея, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия обращения к рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 90 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", правом на обращение в Конституционный Суд Республики Адыгея с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом Республики Адыгея, иным нормативным правовым актом Республики Адыгея, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в законе Республики Адыгея.
По смыслу указанной нормы граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). В данном случае Общество с ограниченной ответственностью Проектный институт "Адыгеягражданпроект", обратившееся в Конституционный Суд Республики Адыгея, по своей сути является объединением - юридическим лицом, которое создано гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (статья 32 Конституции Республики Адыгея), и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 33 Конституции Республики Адыгея). Следовательно, нарушение законом конституционных прав и свобод граждан служит основанием для обращения граждан и их объединений за защитой этих прав и свобод в Конституционный Суд Республики Адыгея.
Вместе с тем, оспаривая конституционность положений статей 8 и 13 Закона Республики Адыгея "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея", заявитель, фактически, выражает несогласие с действиями и решениями Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея при проведении контрольного мероприятия, выразившееся в выходе, по мнению заявителя, представителями КСП РА за пределы установленной действующим законодательством компетенции в части проверки сметной документации, при этом аргументируя свою позицию ссылкой на фактические обстоятельства дела, тем самым, по сути, ставя перед Конституционным Судом Республики Адыгея вопрос о проверке и оценке действий и решений правоприменителя. В силу же части 3 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", при осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Адыгея воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Исходя из того, что разрешение поставленного вопроса в компетенцию Конституционного Суда Республики Адыгея не входит, жалоба ООО ПИ "Адыгеягражданпроект", в части проверки конституционности указанных статей Закона Республики Адыгея, не отвечает критериям допустимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", в случае, если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Адыгея, принимается решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 43, статьей 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея, определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью Проектный институт "Адыгеягражданпроект" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 8 и 13 Закона Республики Адыгея от 26 июля 2002 года N 81 "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" не является допустимой, а разрешение поставленного заявителем вопроса неподведомственно Конституционному Суду Республики Адыгея.
2. Уплаченную при подаче жалобы в Конституционный Суд Республики Адыгея государственную пошлину вернуть ООО ПИ "Адыгеягражданпроект" в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Копию настоящего Определения направить ООО ПИ "Адыгеягражданпроект".
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд
Республики Адыгея
N 1-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 21 апреля 2015 г. N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью Проектный институт "Адыгеягражданпроект" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 8 и 13 Закона Республики Адыгея от 26 июля 2002 года N 81 "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея"
Текст определения размещен на сайте Конституционного суда Республики Адыгея (http://www.ksra.ru)