Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 25 декабря 2014 года N 310
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов
нормативных правовых актов Республики Адыгея
2 августа 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Адыгея (далее соответственно - ОРВ, проект акта).
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Методических рекомендациях по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 августа 2016 г. N 141 пункт 3 раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции
3. ОРВ проводится в отношении проектов актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Адыгея обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Адыгея, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением:
1) проектов законов Республики Адыгея, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
2) проектов законов Республики Адыгея, регулирующих бюджетные правоотношения.
4. ОРВ проводится разработчиками проектов актов (далее разработчик) в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и республиканского бюджета Республики Адыгея.
5. ОРВ не проводится в отношении проектов актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
6. ОРВ проектов актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготавливаемом разработчиком проекте акта:
1) высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные федеральным законодательством обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных федеральным законодательством расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных федеральным законодательством расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, однако подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с настоящим Порядком.
7. Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов:
1) размещение уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление);
2) формирование и обсуждение сводного отчета о проведении ОРВ (далее - сводный отчет) и проекта акта;
3) подготовка заключения Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея об ОРВ (далее соответственно - заключение, Министерство).
II. Размещение уведомления
1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, разработчик проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
2. Разработчик после принятия решения о разработке проекта акта размещает на специализированном информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения сведений о проведении ОРВ, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах (далее - официальный сайт, уведомление по форме, установленной Методическими рекомендациями).
3. К уведомлению прикладываются и размещаются на официальном сайте:
1) перечень вопросов для участников публичных консультаций;
2) иные материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования.
4. При размещении уведомления разработчик указывает срок, в течение которого осуществляется прием отзывов всех заинтересованных лиц. Указанный срок должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.
5. Разработчик в течение 3 календарных дней со дня размещения уведомления извещает следующие органы и организации о проведении обсуждения:
1) Министерство и иные заинтересованные исполнительные органы государственной власти Республики Адыгея;
2) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея;
3) иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
6. Отсутствие у разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении обсуждения.
7. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при исполнительных органах государственной власти Республики Адыгея, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются разработчиком и включаются в общую сводку предложений, подготавливаемую в порядке, установленном пунктом 8 настоящего раздела.
8. Разработчик осуществляет обработку и рассмотрение предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования в установленный в уведомлении срок. По результатам рассмотрения орган-разработчик составляет сводку предложений.
9. В сводке предложений указывается:
1) автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается ли использовать данное предложение при разработке проекта акта либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения);
2) перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 5 настоящего раздела.
10. Сводка предложений, поступивших по результатам обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, размещается разработчиком на официальном сайте в течение 10 календарных дней со дня окончания публичных консультаций.
11. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций, поступивших в связи с размещением уведомления, разработчик принимает решение о подготовке проекта акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
12. При отказе от подготовки проекта акта соответствующее решение размещается разработчиком на официальном сайте и доводится до органов и организаций, указанных в пункте 5 настоящего раздела.
III. Формирование и обсуждение сводного отчета
и проекта акта
1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариант предлагаемого правового регулирования и на его основе в течение 5 календарных дней со дня принятия решения о разработке проекта акта разрабатывает текст проекта акта и сводный отчет по форме, установленной Методическими рекомендациями (далее - сводный отчет).
2. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется разработчиком с учетом следующих основных критериев:
1) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
2) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и республиканского бюджета Республики Адыгея;
3) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
3. В случае если по итогам проведения обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования разработчиком принято решение о выборе варианта регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он вправе провести повторное обсуждение данного варианта правового регулирования как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.
4. В случае если такое обсуждение не проводилось, разработчик подробно обосновывает необходимость выбора варианта предполагаемого правового регулирования, отличного от предлагавшегося на этапе размещения уведомления, в сводном отчете.
5. Для проведения публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету на официальном сайте разработчик заполняет разделы 1 - 10 сводного отчета. Раздел 11 сводного отчета заполняется органом-разработчиком после проведения публичных консультаций.
6. Сводный отчет составляется разработчиком с учетом результатов рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления. В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к сводному отчету в полном объеме.
7. В целях организации публичных консультаций разработчик одновременно размещает на официальном сайте проект акта и сводный отчет и направляет их в Министерство.
8. К тексту проекта акта и сводному отчету прикладываются и размещаются на официальном сайте:
1) перечень вопросов для участников публичных консультаций;
2) иные материалы и информация по усмотрению органа-разработчика, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования.
9. В случае если сводный отчет не содержит сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего раздела, Министерство возвращает его разработчику на доработку. После доработки сводный отчет повторно размещается разработчиком на официальном сайте.
10. Срок проведения публичных консультаций устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия проекта акта, но не может составлять менее:
1) 30 календарных дней - для проектов актов высокой степени регулирующего воздействия;
2) 20 календарных дней - для проектов актов средней степени регулирующего воздействия;
3) 10 календарных дней - для проектов актов низкой степени регулирующего воздействия.
11. Публичные консультации могут быть продлены на срок не более 30 календарных дней. Информация об основаниях и сроке такого продления размещается на официальном сайте.
12. Извещение о проведении публичных консультаций производится в порядке, установленном в пункте 5 раздела II настоящего Порядка.
13. Сбор и обработка предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, производятся по правилам, предусмотренным пунктами 7 - 8 раздела II настоящего Порядка.
14. Разработчик в течение 15 календарных дней со дня окончания публичных консультаций размещает на официальном сайте сводку предложений, поступившую по результатам проведения публичных консультаций.
15. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, сводный отчет и проект акта при необходимости дорабатываются разработчиком. Доработанные проект акта и сводный отчет размещаются на официальном сайте и направляются разработчиком вместе со сводками предложений, составленными по результатам публичных консультаций в соответствии с пунктом 8 раздела II настоящего Порядка, в Министерство для подготовки заключения об ОРВ.
IV. Подготовка заключения об ОРВ
1. Заключение об ОРВ содержит выводы о соблюдении разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных разработчиком результатов ОРВ.
2. Заключение об ОРВ готовится Министерством в следующие сроки:
1) 25 календарных дней со дня поступления проекта акта и сводного отчета в Министерство - для проектов актов высокой и (или) средней степени регулирующего воздействия;
2) 20 рабочих дней со дня поступления проекта акта и сводного отчета в Министерство - для проектов актов с низкой степенью регулирующего воздействия.
3. В случае выявления несоблюдения требований, установленных настоящим Порядком, в заключении отражаются выводы о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных настоящим Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в Министерство сводного отчета и проекта акта для подготовки заключения об ОРВ.
4. В случае установления соответствия проведенной разработчиком процедуры ОРВ требованиям настоящего Порядка Министерство в сроки, отведенные для подготовки заключения об ОРВ, осуществляет анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
5. Анализ, проводимый Министерством, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций.
6. В случае если Министерство приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также отмечается в заключении об ОРВ.
7. В случае отсутствия содержательного отклика потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо при отсутствии ясных ответов на существенные вопросы, касающиеся предлагаемого разработчиком правового регулирования, Министерство в сроки, отведенные для подготовки заключения об ОРВ, проводит дополнительные публичные консультации.
8. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования Министерство формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
9. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования Министерство обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
1) точность формулировки выявленной проблемы;
2) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
3) адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;
4) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
5) верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
6) корректность оценки разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и республиканского бюджета Республики Адыгея, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
7) степень выявления органом-разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
10. Мнение Министерства относительно обоснований выбора предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение об ОРВ.
11. Выявленные в проекте акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и республиканского бюджета Республики Адыгея, перечисляются в заключении об оценке регулирующего воздействия.
12. В случае наличия обоснованных предложений Министерства, направленных на улучшение качества проекта акта, они также включаются в заключение об ОРВ.
13. Форма заключения об ОРВ утверждается Министерством с учетом положений пункта 5.9 Методических рекомендаций.
14. Заключение об ОРВ размещается на официальном сайте и направляется разработчику проекта акта в течение 5 календарных дней со дня его подписания.
V. Мониторинг фактического воздействия нормативных
правовых актов Республики Адыгея
1. В отношении нормативных правовых актов Республики Адыгея, при подготовке проектов которых проводилась процедура ОРВ (далее - нормативный акт), Министерством проводится мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Адыгея (далее - мониторинг).
2. Сроки и периодичность проведения мониторинга фактического воздействия устанавливаются в соответствии с пунктами 3.1-3.2 сводного отчета.
3. Разработчик в течение 10 календарных дней со дня окончания срока достижения целей предлагаемого правового регулирования направляет в Министерство сведения с показателями достижения целей правового регулирования, предусмотренного нормативным актом.
4. Министерство в течение 30 календарных дней со дня получения материалов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, проводит оценку фактического воздействия нормативного акта, при которой рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия нормативного акта, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного регулирования.
5. По итогам проведения оценки фактического воздействия Министерством составляется отчет об оценке фактического воздействия, который включает в себя следующие сведения и материалы:
1) реквизиты нормативного акта;
2) сведения о проведении ОРВ и ее результатах, включая сводный отчет, заключение об ОРВ, сводку предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций;
3) сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии с пунктами 3.5 - 3.7 сводного отчета. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации;
4) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в разделах 6 - 8 сводного отчета;
5) результаты предыдущих оценок фактического воздействия данного нормативного акта (при наличии);
6) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
6. В случае если заявленные цели правового регулирования не достигаются и (или) фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения, это отмечается в отчете об оценке фактического воздействия. В этом случае Министерством также проводится анализ причин данной ситуации, которая является основанием для формирования предложений об отмене или изменении нормативного акта или его отдельных положений.
7. Отчет об оценке фактического воздействия размещается на официальном сайте для проведения публичных консультаций. Вместе с материалами отчета размещается перечень вопросов для участников публичных консультаций.
8. Публичные консультации по отчету об оценке фактического воздействия проводятся в течение 7 календарных дней со дня его размещения на официальном сайте.
9. Министерство извещает лиц, указанных в пункте 5 раздела II настоящего Порядка, о проведении публичных консультаций по отчету об оценке фактического воздействия.
10. Проведение публичных консультаций, обобщение полученных предложений и размещение результатов осуществляется Министерством в соответствии с пунктами 7 - 10 раздела II настоящего Порядка.
11. По итогам проведения публичных консультаций Министерство в течение 5 календарных дней со дня окончания публичных консультаций подготавливает заключение об оценке фактического воздействия. В заключении делаются выводы о достижении заявленных целей регулирования, оцениваются положительные и отрицательные последствия действия нормативного акта, а также могут быть представлены предложения об отмене или изменении нормативного акта или его отдельных положений.
12. Заключение об оценке фактического воздействия размещается уполномоченным органом на официальном сайте в течение 5 календарных дней со дня его подписания.
13. В случае если заключение об оценке фактического воздействия содержит предложения об отмене или изменении нормативного акта или его отдельных положений, данное заключение направляется на рассмотрение в орган, имеющий полномочия для отмены либо внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.