Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу N 33а-3612\2021 по административному исковому заявлению председателя правления ТСН "Полет-2" массива Учхоз Сяськелевского сельского поселения Жалымов В.П. к администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области об оспаривании действий органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области - Унятицкой В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором указал, что по результатам рассмотрения обращения председателя СНГ "Балтика" массива "Учхоз" Жабрева О.Ю. в его адрес административным ответчиком администрацией муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области было направлено письмо от 05.08.2020 г. исх. N ИСХ-ЮР-2438/2020, в котором ему предлагалось добровольно устранить выявленные нарушения, в связи с установкой шлагбаумов для ограничения проезда в ТСН "Полёт-2" массива Учхоз" Сяськелевского сельского поселения и сообщить о принятых мерах в срок до 01.09.2020 г. Полагая свои права нарушенными административный истец просил признать незаконным действие администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в требовании устранения нарушений в связи с установкой шлагбаумов (письмо от 05.08.2020 г. исх. N ИСХ-ЮР-243 8/2020), взыскать с администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области в пользу Жалымова В.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300, 00 (триста) рублей (л.д. 5-8).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СНТ "Балтика", ТСН "Ленинец", ТСН "Прометей-Учхоз".
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 ноября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым суд постановиладминистративное исковое заявление удовлетворить. Признать незаконным действие администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в требовании устранения нарушений, в связи с установкой шлагбаумов (письмо от 05.08.2020 г. исх. N ИСХ-ЮР-2438/2020). Взыскать с администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области в пользу Жалымова В.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300, 00 (триста) рублей.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
ТСН "Полет-2" массива "Учхоз" Сяськелевского сельского поселения (ранее - СНТ) на основании Постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 914 от 04.03.2011 г. "О предоставлении земельного участка СНТ "Полет-2" массива "Учхоз" Сяськелевского сельского поселения", является собственником земельного участка: кадастровый N, площадью 87299 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" СНТ "Полет-2".
24.06.2017 г. протоколом общего собрания представителей СНТ "Полет-2" N 26 было принято решение об установлении шлагбаума на въезде в садоводство.
14.02.2019 г. УМВД России по Гатчинскому району и ЛО в адрес ТСН "Полет-2" массива "Учхоз" было направлено Представление (исх. N 90/14- 619) о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), в соответствии с которым садоводству было предписано: принять меры к ограждению территории садоводства по всему периметру, ужесточить правила въезда и выезда с территории садоводства и оборудовать территорию садоводства камерами видеонаблюдения. Невыполнение данного Предписания грозило ТСН "Полет-2" привлечением к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Протоколом заседания Правления ТСН "Полет-2" массива "Учхоз" N 54 от 13.06.2020 г. было дополнительно постановлено реализовать ранее принятое решение протоколом собрания представителей СНТ "Полет-2" N 26 от 24.06.2017 г.
Во исполнение указанных решений 17.06.2020 г. ТСН "Полет-2" был заключен с ООО "МегаТон" договор на установку двух автоматических шлагбаумов (на въезде в садоводство с двух сторон) с системой видеонаблюдения, который был исполнен 24.07.2020 г.
Как следует из материалов дела, в администрацию МО "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области поступило обращение председателя СНТ "Балтика" массива "Учхоз" Жабрева О.Ю. по акту незаконных действий СНТ "Полет-2" по самозахвату земли и установки металлоконструкции (шлагбаума) на земельном участке, принадлежащей СНТ "Балтика" массива "Учхоз" (л.д.111).
В соответствии со ст.ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, в соответствии с нормами ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по доводам обращения административным ответчиком была проведена проверка.
Так, 21 июля 2020 года специалистом администрации МО "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области составлен акт осмотра двух металлических шлагбаумов, расположенных в массиве Учхоз Гатчинского района (л.д.112).
29 июля 2020 года председателем Правления ТСН "Полет-2" массива "Учхоз" даны объяснения (л.д.15-16).
03 августа 2020 года материал по обращению направлен в отдел надзорной деятельности и профилактической работы Гатчинского района УНД и ПР ГУМЧС России по Ленинградской области для рассмотрения в рамках предоставленных полномочий (л.д. 130-131).
Кроме того, 05 августа 2020 года администрацией МО "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области в адрес административного истца было направлено письмо N ИСХ-ЮР-243 8/2020, в котором административный ответчик, ссыпаясь на Правила Дорожного движения Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, Кодекс административных правонарушений, ФЗ "О пожарной безопасности", требования пожарной безопасности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" предлагал устранить выявленные нарушения, в связи с установкой шлагбаумов и сообщить о принятых мерах в установленный срок (л.д.13-14).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что направляя в адрес административного истца письмо, администрация МО "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области вышла за рамки полномочий, предусмотренных ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которой на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо не возложена обязанность направления какого-либо сообщения или требования в адрес другого лица, не являющегося подателем обращения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно признал незаконными действия административного ответчика, в связи с чем, решение суда первой инстанции отменил с принятием по делу нового решения об удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что объяснения председателя Правления ТСН "Полет-2" массива "Учхоз", данные 29 июля 2020 года по жалобе иного лица, не являются самостоятельным обращением в орган местного самоуправления и не требовали ответа.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанций дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу. Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суд апелляционной инстанции правильно применили закон, подлежащий применению, и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года по административному исковому заявлению председателя правления ТСН "Полет-2" массива Учхоз Сяськелевского сельского поселения Жалымов В.П. к администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области об оспаривании действий органов местного самоуправления, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 25 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.