Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион Партнер" об оспаривании в части приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 23 июня 2021 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики ФИО1 края ФИО8, общества с ограниченной ответственностью "Регион Партнер" ФИО9, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, судебная коллегия по административным делам ФИО2 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" (далее также Приказ от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133), опубликованном 2 декабря 2019 года в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 47 и 27 ноября 2019 года на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, (далее - нормативы), дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов.
Административный истец ООО "Регион Партнер" обратился в Пермский краевой суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал на несоответствие оспариваемых положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Административный истец ООО "Регион Партнер" с учетом уточненных требований просил суд признать недействующим со дня принятия Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133, в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для 11 климатического района в отношении:
- 2 -этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки включительно;
- 2 -этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно.
Решением Пермского краевого суд от 23 июня 2021 года административные исковые требования ООО "Регион Партнер" удовлетворены.
Признаны недействующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов, расположенных в 11 климатическом районе (городской округ - "адрес", Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ, Юсьвинский муниципальный округ, Кудымкарский муниципальный округ, Большесосновский муниципальный район) на территории Пермского края, в отношении: 2-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича до 1999 года постройки включительно; 2-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки включительно, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края".
С Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в пользу ООО "Регион Партнер" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
На Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края возложена обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим в части, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда. В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края просило указанное решение суд от 23 июня 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, представил возражения, в которых просил решение суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец представил возражения относительно дополнений к апелляционной жалобе, в которых с доводами административного ответчика не согласился.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Истомина Н.И, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ООО "Регион Партнер" Плисецкий П.Г, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу и дополнений к ней - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Отношения по оплате гражданами коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, отопления, и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам.
Пунктами 13, 19 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов, в том числе, для 11 климатического района (городской округ - город Кудымкар, Добрянский городской округ, Ильинский городской округ, Березовский муниципальный округ Пермского края, Юсьвинский муниципальный округ Пермского края, Кудымкарский муниципальный округ Пермского края, Большесосновский муниципальный район), для 2-этажных многоквартирных и жилых домов, дифференцированных по году постройки (до 1999 года постройки включительно, либо после 1999 года постройки) и по группам многоквартирных и жилых домов (многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича; многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов), а именно для 2-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно: со стенами из камня, кирпича норматив составил 0, 0270 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из дерева, смешанных и других материалов - 0, 0270 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц.
Постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2020 года N 804-п с 1 ноября 2020 года функции в сфере разработки и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, с учетом анализа положений постановления Правительства Пермского края от 2 августа 2012 года N 605-п "Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг", Указа Губернатора Пермского края от 17 октября 2018 года N 99 "Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года N 630-п "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, д пришел к выводу, что оспариваемый Приказ от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133 принят уполномоченным на дату его принятия органом - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается.
Судом установлено, что оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные Приказом от 27 ноября 2019 года N СЭД-24-02-46-133, определены расчетным методом. Данные выводы суда лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Из материалов дела следует, что административный истец ООО "Регион Партнер", является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отоплению жилых помещений в 2-этажных многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 11 климатическом районе на территории Пермского края (Ильинский городской округ), то есть является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в части нормативов для 11 климатического района по соответствующим группам многоквартирных и жилых домов (многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 Правилам N 603 (пункт 43 Правил), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Приложение к Правилам N 603 содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом (формула 18), а также формулу определения количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома (формула 19).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, выполненного расчетным методом, в оспариваемых категориях домов для 11-го климатического района, регулирующий орган допустил ошибку в определении значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном дом, или площадь жилого дома (S), указанная ошибка привела к неправильному определению нормативов, что представителем административного ответчика не оспаривалось.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Также судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении них могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период.
В 11 климатическом районе, включающим в себя 7 муниципальных образований, климатические условия регистрируют метеостанции Кудымкар, Чермоз, Добрянка, Б.Соснова. К отчету ФГБОУВО "Пермский государственный национальный исследовательский университет" приложена справка Пермского ЦГМС-филиала ФГБУ "Уральское УГМС" от 29 августа 2019 года N 2222, в которой приведены данные среднесуточной температуры воздуха за последние 5 отопительных периодов, а также средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки, средняя продолжительность отопительного периода по 6 метеостанциям (Вая, У-Черная, Чермоз, Кын, Б.Соснова, Кунгур). При этом, только 2 метеостанции из 4 возможных регистрируют климатические условия в 11 климатическом районе. Доказательств, подтверждающих, что данные по иным метеостанциям, находящимся в 11 климатическом районе, соответствуют сведениям указанным в отчете ФГБОУВО "Пермский государственный национальный исследовательский университет" в материалах дела не содержится и не представлено ни Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, ни Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
Кроме того, как указано выше, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, выполненного расчетным методом, в оспариваемых категориях домов для 11-го климатического района, регулирующий орган допустил ошибку, что привело к неправильному определению нормативов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не принят отказ административного иска в части, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм КАС РФ. В данном случае предметом судебного разбирательства является проверка законности положений нормативного правового акта. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 7 статьи 213 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что установленный судом трехмесячный срока для принятия заменяющего акта является недостаточным, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку установленный судом на устранение указанных нарушений срок, с учетом обстоятельств дела, является разумным. Учитывая, что в данном случае была допущена ошибка в определении значения общей площади жилых и нежилых помещений, при определении нормативом не исключается возможность использования ранее собранных сведений, в соответствии с положениями законодательства.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.