Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "Тулгорэлектротранс" Шагина Дмитрия Николаевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Тульской области от 9 октября 2020 года, решение судьи Зареченского районного суда города Тулы от 29 января 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 16 марта 2021 года, вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "Тулгорэлектротранс" (далее также -МКП "Тулгорэлектротранс", предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Тульской области от 9 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Зареченского районного суда города Тулы от 29 января 2021 года и решением судьи Тульского областного суда от 16 марта 2021 года, МКП "Тулгорэлектротранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель предприятия Шагин Д.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 названного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой данной статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области от 3 апреля 2019 года с 1 октября 2019 года на территории Тульской области для работников внебюджетного сектора экономики установлена минимальная заработная плата в размере 14100 рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Тульской области - заместителя главного государственного инспектора труда в Тульской области (по правовым вопросам) от 24 августа 2020 года в связи с обращением ФИО4 должностными лицами названного органа в период с 26 августа 2020 года по 22 сентября 2020 года в отношении МКП "Тулгорэлектротранс" проведена проверка, по результатам которой установлено, что предприятием в нарушение требований части 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Кочеткову Р.С. за июнь 2020 года начислена и выплачена заработная плата в размере 7292 рубля 11 копеек без учета требований Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тульской области от 3 апреля 2019 года.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 7 октября 2020 года, актом проверки от 22 сентября 2020 года, распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Тульской области - заместителя главного государственного инспектора труда в Тульской области (по правовым вопросам) от 24 августа 2020 года, копией расчетного листка за июнь 2020 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Деяние МКП "Тулгорэлектротранс" правильно квалифицировано по статье 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы в силу требований абз.2 ч.2 ст.22, ч.11 ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тульской области от 3 апреля 2019 года ФИО4 за отработанное время в июне 2020 года заработная плата подлежала расчету с учетом минимальной заработной платы, установленной названным Соглашением. Между тем данный расчет произведен исходя из меньшей суммы.
Довод жалобы о том, что в данном случае имеется индивидуальный трудовой спор, не может повлечь отмену обжалуемых актов.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац второй).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в числе прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Для исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей, предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, выполняя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).
Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в период проведения проверки и на момент привлечения МКП "Тулгорэлектротранс" к административной ответственности указанный вопрос не был предметом рассмотрения ни комиссии по трудовым спорам, ни суда.
Порядок и срок давности привлечения МКП "Тулгорэлектротранс" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено МКП "Тулгорэлектротранс" с учетом санкции статьи 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Тульской области от 9 октября 2020 года, решение судьи Зареченского районного суда города Тулы от 29 января 2021 года и решение судьи Тульского областного суда от 16 марта 2021 года, вынесенные в отношении муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "Тулгорэлектротранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности директора муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "Тулгорэлектротранс" Шагина Дмитрия Николаевича - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.