Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Егорычевой Натальи Борисовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Калужского судебного района Калужской области от 24 марта 2021 года и решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Городской Управы города Калуги по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Калужского судебного района Калужской области от 24 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 апреля 2021 года, Городская Управа города Калуги признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Егорычева Н.Б. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Городской Управы города Калуги к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 8.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденному приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.
В соответствии с пунктом 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
На покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4 (пункт 8.5 ГОСТ Р 50597-2017).
Формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах (пункт 8.8 ГОСТ Р 50597-2017).
Как усматривается из материалов дела, 5 февраля 2021 года в ходе контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог в рамках надзора за дорожным движением улично-дорожной сети города Калуги проведено обследование автомобильной дороги от улицы Серафима Туликова (от пересечения с ул. 65 лет Победы) до д.1 деревни Чижовка г. Калуги, в ходе которого выявлены нарушения Городской Управой города Калуги пунктов 8.1, 8.2, 8.5, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, а именно:
- допущено формирование снега на покрытии проезжей части более 5 см.;
- допущено формирование снежных валов ближе 10 метров к пешеходному переходу;
- допущено формирование снега на покрытии тротуара, пешеходных дорожек более 12 см. (на всем протяжении);
- не приняты меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования (информационных щитов и т.п.).
5 февраля 2021 года старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Калуге Городской Управе города Калуги выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: 1. в срок не более 5 часов с момента получения предписания провести работы по снегоочистке и обработке противогололедными материалами всей проезжей части автомобильной дороги "Объезд г. Калуги на участке Секиотово - Анненки с мостом через р. Оку до ул. Серафима Туликова в г. Калуге"; 2. в срок не более 3 часов с момента получения предписания провести работы по снегоочистке покрытия тротуаров на участке автомобильной дороги от ул. Серафима Туликова до дома N1 д. Чижовка "Объезд г. Калуги на участке Секиотово - Анненки с мостом через р. Оку до ул. Серафима Туликова в г. Калуге"; 3. В срок не более суток с момента получения предписания провести работы по ликвидации снежных валов ближе 10 метров от пешеходных переходов на участке автомобильной дороги от ул. Серафима Туликова до дома N1 д. Чижовка "Объезд г. Калуги на участке Секиотово - Анненки с мостом через р. Оку до ул. Серафима Туликова в г. Калуге"; 4. В случае невыполнения вышеуказанных мероприятий незамедлительно временно ограничить или запретить дорожное движение на указанном участке автомобильной дороги.
9 февраля 2021 года в ходе обследования эксплуатационного состояния указанного участка дороги установлено, что Городская Управа города Калуги не выполнила пункты 2-4 указанного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Деяние Городской Управы города Калуги правильно квалифицировано по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что Городская Управа города Калуги является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, несостоятелен.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 37 названного Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со статьями 1, 22 Устава муниципального образования "Город Калуга", принятого постановлением Городской Думы МО "Город Калуга" от 23 декабря 2017 года N 215 (далее - Устав), Городская Управа города Калуги является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным названным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калужской области.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления (Городская Управа города Калуги) относится решение вопросов местного значения, в том числе касающихся дорожной деятельности.
Доводы жалобы о том, что указанный участок дороги на баланс не принимался и в реестре муниципального имущества муниципального образования "Город Калуга" отсутствует, были предметом рассмотрения мирового судьи, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в постановлении от 24 марта 2021 года, не согласиться с которой оснований не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Городской Управы города Калуги объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Городской Управы города Калуги к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Городской Управе города Калуги по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 Калужского судебного района Калужской области от 24 марта 2021 года и решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Городской Управы города Калуги по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Егорычевой Натальи Борисовны - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.