Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Тверской области Лининой Елены Викторовны на вступившие в законную силу постановление судьи Клинского городского суда Московской области от 4 февраля 2021 года, решение судьи Московского областного суда от 8 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Тверской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Клинского городского суда Московской области от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 8 апреля 2021 года, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Тверской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию с учетом пунктов 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде половины минимального размера административного штрафа в сумме 85 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Тверской области ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Для юридических лиц за совершение вышеуказанного правонарушения предусмотрена ответственность в виде предупреждения, наложения административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что органом государственного контроля (надзора) на основании Распоряжения о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации от 27 ноября 2020 года утверждено рейдовое задание на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации.
В ходе проверки установлено, что 3 декабря 2020 года в 12 часов 30 минут по адресу: Московская область, г.о.Клин, а/д А-108, 538 км, водитель Тараканов А.В. осуществлял эксплуатацию принадлежащего Межрайонной ИФНС N2 по Тверской области транспортного средства "ГАЗ 224380", государственный регистрационный знак N, предназначенного для перевозки пассажиров категории М-2, без лицензии, что является нарушением требований пункта 7а Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2019 года N195.
Судья Московского областного суда, рассмотрев жалобу заявителя, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 8 апреля 2021 года постановление судьи Клинского городского суда оставил без изменения.
С состоявшимся по настоящему делу судебным актом судьи областного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении дела защитники Межрайонной ИФНС N2 по Тверской области последовательно отрицали факт совершения административного правонарушения, приводя доводы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения об осуществлении инспекцией деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц, не опрошены водители автобуса, отсутствуют сведения о нахождении иных лиц в транспортном средстве.
При подписании протокола об административном правонарушении, в котором отражено событие вмененного противоправного деяния, представитель заявителя указал, что в автобусе находилось лишь два водителя в соответствии с путевым листом, пассажиров в автобусе не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года N 195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Положения, действовавшего на указанный период (нарушение которого вменяется заявителю), лицензиат обязан использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы лицензиата.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
В целях указанного закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Согласно основным понятиям, данным в пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года N 195, деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В данном случае вывод о том, что заявителем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров или иных лиц лицензиата для его собственных нужд сделан преждевременно без исследования всех фактических обстоятельств.
Согласно материалам дела путевой лист от 3 декабря 2020 года выдан на водителей ФИО8 и Тараканова А.В..
Согласно приказам от 10 мая 2012 года N 77лс и от 5 сентября 2021 года N115лс о приеме работника на работу Тараканов А.В. и ФИО9 работают в Межрайонной ИФНС N2 по Тверской области водителями (л.д.33, 34).
Учитывая изложенное, нельзя признать, что дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного решение судьи Московского областного суда от 8 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Межрайонной ИФНС N2 по Тверской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело с жалобой начальника Межрайонной ИФНС N2 по Тверской области направлению на новое рассмотрение судье Московского областного суда.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Московского областного суда от 8 апреля 2021 года, состоявшееся в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Тверской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело с жалобой начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Тверской области возвратить новое рассмотрение судье Московского областного суда.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.