Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Шагаровой Т.В, судей Умысковой Н.Г, Сулеймановой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1/2021 (УИД N 55RS0003-01-2020-001636-26) по иску Быстрицкого Сергея Анатольевича к Болотиной Надежде Герасимовне о признании завещания и дубликата завещания недействительными, по кассационной жалобе Быстрицкого Сергея Анатольевича на решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Шагаровой Т.В, судебная коллегия
установила:
Быстрицкий С.А. обратился в суд с иском к Болотиной Н.Г. о признании завещания и дубликата завещания недействительными.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. умер отец истца ФИО, после смерти которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
После обращения к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования истцу стало известно о наличии дубликата завещания, составленного в ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО завещал спорную квартиру Болотиной Н.Г. Однако, ответчик в каких - либо родственных связях, брачных отношениях с наследодателем не состояла. Кроме того, спорная квартира на момент оформления завещания в собственности наследодателя не находилась. Также в завещании указаны данные паспорта ФИО старого образца, паспорта гражданина СССР. Вместе с тем, ФИО. с ДД.ММ.ГГГГ являлся руководителем индивидуального частного предприятия, в связи с чем объективно не мог продолжать использование старого паспорта, уклоняясь от его замены. Более того, наследодатель на протяжении ДД.ММ.ГГГГ никогда не говорил о составлении спорного завещания и не подписывал данный документ.
С учетом уточненных исковых требований просил признать завещание ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенное нотариусом З., дубликат завещания от ДД.ММ.ГГГГ, выданный П., исполняющей обязанности нотариуса П.А.А. реестровая запись N, Болотиной Н.Г, недействительными.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 25 января 2021 г. исковые требования Быстрицкого С.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 апреля 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Быстрицкий С.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи тем, что считает их не соответствующими нормам материального права, не соответствующими обстоятельствам по делу и нарушающими права и законные интересы истца. По мнению кассатора, суд не дал должной оценки совокупности доказательствам, свидетельствующих о том, что на период подписания завещания отец истца не мог понимать значение своих действий и руководить ими. Считает, что исходя из положений ст. 534 ГК РСФСР, подлежащих применению в настоящем деле, наследодатель не мог завещать квартиру, которая на момент составления завещания ему не принадлежала. Полагает, что у суда отсутствовали основания для назначения почерковедческой экспертизы в ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России, поскольку в данном экспертном учреждении отсутствуют специалисты, обладающие квалификацией в заявленной области исследования. Ссылается на необоснованный отказ суда в назначении повторной экспертизы.
О времени и месте судебного заседания стороны извещены, в суд кассационной инстанции не явились, что не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в порядке кассации.
Разрешая спор, судебные инстанции, правильно применяя к спорным правоотношениям нормы права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства, в том числе, пояснения сторон, показания свидетелей, а также заключение судебной почерковедческой экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ,, выполненного ФБУ Омская лаборатория судебной экспертизы Минюста России, в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришли к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании недействительными завещания ФИО, совершенного ДД.ММ.ГГГГ, дубликата завещания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым было завещано имущество в виде квартиры N, расположенной по адресу: "адрес"
При этом суды исходили из того, что оспариваемое завещание соответствует положениям закона, совершено лично ФИО, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме, что удостоверено нотариусом, завещание подписано собственноручно завещателем. При этом из выводов экспертного заключения следует, что в исследуемый юридически значимый период (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО понимал значение своих действий, мог руководить ими и разумно распоряжаться своим имуществом. При этом достоверность паспортных данных ФИО, указанных в оспариваемом завещании, судом была проверена путем направления соответствующего запроса в УМВД России по Омской области.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что завещание было составлено и удостоверено нотариусом в соответствии с нормами действующего на тот период времени законодательства, его форма и реквизиты соответствуют требованиям, предъявляемым к таким документам, завещание подписано самим ФИО, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в ходе судебного разбирательства истцом не представлено доказательств, позволяющих суду сделать вывод о том, что на момент подписания завещания ФИО не мог понимать значения своих действий и руководить ими, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении нотариусом порядка удостоверения завещания.
При таких обстоятельствах, исковые требования правомерно оставлены судебными инстанциями без удовлетворения.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судебных инстанций, поскольку судами правильно применены нормы материального и процессуального права, изложены представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, показания свидетелей, осуществлена их оценка, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, а другие отвергнуты судом.
Одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства является принцип состязательности и равноправия сторон в процессе, который обеспечивается судом путем правильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, распределения между сторонами бремени доказывания, создания сторонам условий для предоставления доказательств и их исследования, объективной и всесторонней оценки доказательств, с отражением данной оценки в решении.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих значение для дела должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом, со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста судебных постановлений, судами были выполнены в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к утверждению о том, что наследодателю на момент составления завещания спорная квартира не принадлежала, повторяют позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств, в силу чего не могут являться основаниями для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя о том, что суд не назначил по делу экспертизу для выяснения вопроса о том, мог ли ФИО в момент составления завещания в полном объеме оценивать свои действия и руководить ими, не влияют на правильность выводов судебных инстанций и не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Учитывая заявленные истцом требования, который не оспаривал завещание по ст. 177 Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований для назначения по делу судебной психиатрической экспертизы у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание положенного в основу решения суда экспертного заключения, а также доводы о необоснованности действий суда, связанных с отказом в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы направлены на переоценку доказательств и выводов суда по обстоятельствам дела и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Из смысла статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для назначения по делу повторной экспертизы по тем же вопросам является возникновение сомнений в правильности и обоснованности ранее данного заключения либо наличие противоречий в заключениях нескольких экспертов. Только при установлении указанных оснований, суд уполномочен удовлетворить ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы либо назначить ее проведение по своему усмотрению.
Предусмотренное статьей 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право суда назначить дополнительную экспертизу в связи с недостаточной ясностью или неполнотой заключения, как особый способ его проверки, вытекает из принципа самостоятельности суда, который при рассмотрении конкретного дела устанавливает доказательства, оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и на основании этих доказательств принимает решение.
Как следует из материалов дела, при оценке судом заключения экспертов ФБУ Омская ЛСЭ Минюста России как одного из доказательств по делу сомнений в его правильности и обоснованности не возникло. Несогласие истца с выводами, изложенными в заключении экспертизы, не свидетельствует о необходимости проведения по делу дополнительного либо повторного экспертного исследования, поскольку в материалах дела имелись все необходимые доказательства для рассмотрения дела по существу и принятия законного и обоснованного решения, в связи с чем, судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для назначения по делу повторной судебной экспертизы.
При этом, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы ответчика не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Быстрицкого А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Шагарова
Судьи Н.Г. Умыскова
А.С. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.