Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Благодатских Г.В, Зайцевой Е.Н, рассмотрев гражданское дело N 04RS0021-01-2020-006057-82 по иску заместителя прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационному представлению прокурора Республики Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия устранить нарушения прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и имеющих право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на момент вступления решения суда в законную силу, путем обеспечения их жильем в срок до 1 января 2023 г, обязать Правительство Республики Бурятия в срок до 1 января 2022 г. обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и имеющих право на получение благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на момент вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Республики Бурятия проанализировано исполнение законодательства об обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате чего установлено, что по состоянию на 1 ноября 2020 г. в республике проживают 4 165 лиц указанной категории, достигших совершеннолетия, которые не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На протяжении длительного времени отсутствует достаточное финансирование на обеспечение предусмотренных законом обязательств. В настоящее время в республике специализированный жилищный фонд для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включает около 1 500 жилых помещений, которые в полном объеме предоставлены для проживания лицам указанной категории.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 5 февраля 2021 г. исковые требования заместителя прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия возложена обязанность устранить нарушения прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и имеющих право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений по состоянию на 3 декабря 2020 г, путем обеспечения их жильем в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.
На Правительство Республики Бурятия возложена обязанность принять меры по реализации вышеуказанных мероприятий обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, исковые требования заместителя прокурора Республики Бурятия оставлены без рассмотрения.
В кассационном представлении прокурором Республики Бурятия ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г. ввиду нарушения норм процессуального права. Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что иск прокурора предъявлен в защиту лиц, относящихся к социально незащищенной категории, в защиту важнейшего конституционного права - права на жилище.
Кассатор выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что круг лиц, в интересах которых прокурор предъявил иск, явно не является неопределенным и его можно установить с точностью до каждого лица. Так, число лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является постоянным. Список нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот формируется ежегодно по состоянию на 15 февраля и 15 сентября, в результате чего он пополняется, либо из него исключаются лица, которые по каким-либо причинам не могут претендовать на данную меру социальной поддержки. Лица, стоящие в списке на 3 декабря 2020 г, могут быть исключены из него ввиду различных обстоятельств (выезд в другие регионы, обеспечение жильем по другим основаниям, приобретение жилья, смерть). Кроме того, список может быть дополнен за счет лиц, состоявших на учете в других регионах и переехавших на постоянное место жительства в Республику Бурятия, а также лиц, восстановленных и включенных в список с определенной даты по решениям судов.
Кроме того, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии в материалах дела заявлений от конкретных лиц, чьи права, нарушены, не свидетельствуют об отсутствии у прокурора полномочий на предъявление иска в защиту неопределенного круга.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (граждан) или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не обусловлено наличием заявлений от конкретных лиц.
На кассационное представление прокурора от Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия поступили возражения.
В судебном заседании прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. доводы кассационного представления поддержала.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Жанчибон С.Б, представитель Правительства Республики Бурятия Романова О.С, представитель ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья" Данзанова С.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационного представления.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений при принятии апелляционного определения судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, гражданское дело рассмотрено в пределах доводов кассационного представления.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 июля 2018 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом вышеуказанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Приведенной нормой прямо предусмотрено право прокурора обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в том случае, когда гражданин обратился к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере обеспечения права на жилище.
При этом в случае обращения прокурора с иском в суд в интересах гражданина с целью защиты его конституционного права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином в силу состояния здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не требуется.
Как видно из содержания искового заявления, обращаясь в суд, заместитель прокурора Республики Бурятия сослался на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда нарушаются ответчиками, и предъявление прокурором иска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обусловлено тем, что этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и эти нарушения приобрели особое общественное значение.
Вместе с тем, из текста искового заявления и его просительной части усматривается, что прокурором полагались нарушенными ответчиками права конкретных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете и имеют право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на момент вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Отменяя решение суда первой инстанции и оставляя исковые требования заместителя прокурора Республики Бурятия без рассмотрениям по существу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части первой статьи 45 ГПК РФ, абзаца четвертого статьи 222 ГПК РФ, верно исходил из того, что у заместителя прокурора Республики Бурятия отсутствуют полномочия на подписание и предъявление данного иска.
При вынесении обжалуемого определения суд апелляционной инстанции учел требования статьи 45 ГПК РФ, которые устанавливают, в том числе, полномочия прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и заоконных интересов граждан, а также неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание, что на 1 ноября 2020 г. в Республике Бурятия проживают 4 165 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями, что было указано прокурором в исковом заявлении, учитывая порядок формирования Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с позицией суда апелляционной инстанции о том, что круг лиц, в интересах которых прокурор предъявил иск по настоящему делу, явно не является неопределенным, его можно установить с точностью до каждого лица, круг лиц, в интересах которых действует прокурор, является под учётным по состоянию на указанный момент времени и индивидуально определенным.
В этом случае у прокурора имеется возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого лица, каждый из них может быть извещен судом о времени и месте судебного разбирательства и привлечен к участию в деле.
Руководствуясь ст. ст. 45, 222, 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необходимости оставления иска прокурора без рассмотрения по существу, требования процессуального законодательства были судом апелляционной инстанции соблюдены.
Убедительных доводов о том, что круг лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, является неопределённым и его невозможно установить с точностью до каждого лица, заявителем не приведено. Данные обстоятельства доводами кассационного представления не опровергаются.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Бурятия без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.