Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М, судей Васильевой Т.Г, Патронова Р.В, с участием прокурора Бойко В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1365/2020 по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Корягиной Валентине Александровне, Лукьяновой Елизавете Алексеевне, Зилиборш Наталье Алексеевне, Корягиной (Киктенко) Елене Владимировне о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 30 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 15 июня 2021 года, Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, возражения представителей ответчиков - адвокатов Еремеевой Н.Н, Еремеева М.Н, заключение прокурора полагавшего оставить судебные акты без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Корягиной В.А, Лукьяновой Е.А, Зилиборш Н.А, Корягиной (Киктенко) Е.В. о признании прекратившими право пользования жилым помещением и выселении из общежития, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование указало, что помещение по указанному адресу находится в собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Ответчики не имеют права занимать жилое помещение, однако добровольно его освободить отказываются. Просило суд устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 30 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Владимирского областного суда от 15 июня 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны РФ ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и направлением дела на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установлено судами, что приказом Минобороны России от 12 мая 2012 года N1157 прекращено право оперативного управления ФГКУ "43 ЭТК" (в/ч 62681) на объекты федерального имущества, в том числе, казарма/общежитие, расположенное по адресу: "адрес" указанное общежитие закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны России.
Приказом Минобороны России от 14 февраля 2020 года N 291 прекращено право оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны России на объекты федерального имущества, в том числе казарма/общежитие, расположенное по адресу: "адрес"; указанное здание закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс"
В ЕГРН имеются сведения относительно объекта недвижимости с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес": назначение - жилое; наименование - квартира; вид жилого помещения - квартира; площадь 43.4 кв.м.; объект расположен в пределах объекта с кадастровым номером 33:22:011224:378; виды разрешенного использования - данные отсутствуют, сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования - отсутствуют; сведения об объекте имеют статус "актуальные, ранее учтенные"; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
По данным ЕГРН объект недвижимости с кадастровым N, многоквартирный жилой дом, площадью 4329.2 кв.м, этажность - 4, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Объекты недвижимости с кадастровыми N поставлены на государственный кадастровый учет 17 ноября 2011, в соответствии с пунктами 5, 8.15 приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 года N1 "О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" на основании технической документации БТИ.
Согласно технического паспорта ГУП ВО "БТИ" на жилой дом, содержащий сведения о владельце - "данные изъяты", в "адрес" жилых комнаты. Согласно поэтажному плану дома и экспликации к поэтажному плану дома, "адрес" располагается на 4-м этаже, имеет общую площадь 43.4 кв.м, в т.ч. жилую 16.4 кв.м.
Вселение Корягиной В.А. в "адрес" произошло в 1995 году на основании договора с "данные изъяты", поскольку она являлась работником войсковой части, трудоустраивалась с целью получения в дальнейшем квартиры. По условиям договора Корягина В.А. приняла на себя обязательства отработать в войсковой части три года с момента подписания договора.
В связи с ликвидацией "данные изъяты" в 1997 году, Корягина В.А. переведена в "данные изъяты" и продолжала проживать в спорной квартире. В связи с длительными задержками по выплате заработной платы Корягина В.А. была вынуждена уволиться из "данные изъяты" 24 мая 1999 года.
В спорном жилом помещении постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства: Корягина В.А. с 09 июня 1999 года Лукьянова В.А. с 18 июня 1999 года, Корягина (Киктенко) Е.В. с 25 октября 2000 года, Зилиборш Н.А. с 18 июня 1999 года, они же осуществляют оплату за содержание жилья и коммунальные услуги.
03 июня 2019 года и 28 ноября 2019 года на имя Корягиной В. А. ФГКУ "Западрегионжилье" направлены требования о предоставлении документов, подтверждающих право проживания в жилом помещении, и об освобождении спорного жилого помещения в связи с отсутствием законных оснований для пользования жилым помещением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Корягина В.А. вселена в спорное жилое помещение в общежитии на законных основаниях, в собственности жилых помещение не имеет, не может быть выселена без предоставления другого жилья.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, также исходил из того, будучи вселенной на законных основаниях до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик не могла быть выселена из занимаемого жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, поскольку у Корягиной В.А. и членов ее семьи отсутствуют иные жилые помещения, и они отвечают критериям, установленным Законом Владимирской области от 8 июня 2005 года N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" для признания малоимущими с учетом уровня дохода.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:
указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;
эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Из разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что Корягина В.А. и члены ее семьи с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращались и в установленном порядке малоимущими не признавались, не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку суд при разрешении заявленных требований в силу приведенных положений закона, вправе был проверить отнесение ответчика к категории лиц, которые не могут быть выселены из жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, в том числе малоимущность и нуждаемость в жилых помещениях. При этом такая проверка не может расцениваться, как нарушение компетенции органов, уполномоченных признавать лиц малоимущими, и разрешать вопрос о постановке на жилищный учет.
Таким образом, на момент разрешения судом первой инстанции возникшего спора по делу установлена совокупность предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" условий, при которых ответчики не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, которую судебная коллегия находит правильной.
По изложенным обстоятельствам оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 30 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 15 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.