Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Какурина А.Н, Григорьевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-118/2021 по иску Софонова Виталия Евгеньевича, Софоновой Анны Викторовны, Софонова Романа Витальевича, Софонова Евгения Витальевича к АО "Нордавиа-региональные авиалинии" о прекращения действия договора воздушной перевозки, взыскании уплаченных по договору денежных средств, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Софонова Виталия Евгеньевича, Софоновой Анны Викторовны, Софонова Романа Витальевича, Софонова Евгения Витальевича на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований Софонова В.Е, Софоновой А.В, Софонова Р.В, Софонова Е.В. к АО "Нордавиа-региональные авиалинии" о прекращения действия договора воздушной перевозки, взыскании уплаченных по договору денежных средств, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 мая 2021 г. решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Софонов В.Е, Софонова А.В, Софонов Р.В, Софонов Е.В. ставят вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Истцы Софонов В.Е, Софонова А.В, Софонов Р.В, Софонов Е.В, представитель ответчика АО "Нордавиа-региональные авиалинии" о времени и месте рассмотрения дела были извещены направлением судебных повесток, полученных 8 сентября 2021 г. и 7 сентября 2021 г. соответственно, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие истцов, ответчика, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 10 февраля 2020 г. Софонов В.Е. приобрел авиабилеты для четырех пассажиров Софонова В.Е, Софонову А.В, Софонова Р.В, Софонова Е.В. на рейсы авиакомпании АО "Нордавиа" с вылетами 9 июня 2020 г. по маршруту г. Архангельск - г. Сочи и 29 июня 2020 г. по маршруту г. Сочи - г. Архангельск, общей стоимостью 70 370 руб, исполнив обязательства по оплате билетов.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Софонов В.Е. 5 июня 2020 г. отказался от поездки и обратился к ответчику с требованием о возврате стоимости приобретенных билетов.
Ответчик требование истца о возврате денежных средств не удовлетворил, уплаченные за авиабилеты денежные средства не возвратил, ответчиком истцу направлены ваучеры.
Истцы обратились в суд с иском о прекращении действия договора воздушной перевозки, взыскании с АО "Нордавиа" в пользу истца Софонова В.Е. уплаченных за авиабилеты денежных средств в размере 70 370 руб, неустойки за просрочку выполнения требований потребителя за период с 16 июня 2020 г. по 28 июля 2020 г. в размере 70 370 руб, компенсации морального вреда в размере 3 000 руб, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, расходов на оказание услуг представителя в размере 6 000 руб, почтовых расходов в размере 150 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, "Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 года N 991 (далее Положение N 991), исходил из того, что трехлетний срок на возврат пассажиру денежных средств, не использованных для оплаты услуг воздушной перевозки, исчисляемый с даты отправления рейса, указанной в билете, не наступил.
Учитывая обстоятельства возникшего между сторонами спора, отсутствие вины ответчика в несостоявшейся поездке (договор не исполнен по независящим от авиаперевозчика причинам), исходя из того, что срок возврата денежных средств на момент рассмотрения настоящего дела не истек, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда, неустойки, штрафа в соответствии положениями Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, доводы апелляционной жалобы признал несостоятельными и не имеющими правового значения для разрешения возникшего спора по существу.
Отклоняя доводы истцов о неприменении указанного Положения N 991 к спорным правоотношениям со ссылкой на то, что договор был расторгнут до вступления в силу постановления Правительства РФ от 6 июля 2020 года N 991, суд апелляционной инстанции указал, что спорный договор заключен в период до 1 мая 2020 г, порядок возвращения денежных средств урегулирован Положением N 991, в отсутствие оснований для применения пункта 10 Положения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для прекращения действия договора воздушной перевозки, заключенного между ответчиком и истцами, а также для взыскания с АО "Нордавиа" уплаченных денежных средств за авиабилеты, поскольку трехлетний срок на возврат пассажиру денежных средств, не использованных для оплаты услуг воздушной перевозки, исчисляемый с даты отправления рейса, указанной в билете, не наступил.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы об основаниях для рассмотрения дела по правилам положений ст.32 Закона РФ "О защите прав потребителей" в связи с правом истцов отказаться от договора воздушной перевозки, отказе от договора до вступления в силу нормативного акта, примененного судами при рассмотрении спора, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 июля 2020 г. N 991 утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее - Положение).
Нормативный правовой акт 7 июля 2020 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и 13 июля 2020 г. опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 28.
Абзацем вторым пункта 1 Положения предусмотрено, что оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
В силу статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Положение, устанавливающее особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
В статье 422 названного кодекса закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению в отдельных случаях, перечисленных в этой статье, на всей территории Российской Федерации либо на ее части особенностей исполнения договора воздушной перевозки пассажира, введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (статья 6) (далее также - Закон N 166-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 24 указанного закона особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г.
Таким образом, из Закона N 166-ФЗ прямо следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров воздушной перевозки пассажиров (подлежащих исполнению с 1 февраля 2020 г.).
Указанное не дает оснований для рассмотрения дела с применением положений ст.32 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.