Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор" Мясникова Дмитрия Александровича на постановление государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области от 20 ноября 2020 года, решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 09 февраля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 21 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор" Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области Беридзе О.М. от 20 ноября 2020 года N 287, оставленным без изменения решением судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 09 февраля 2021 года и решением судьи Челябинского областного суда от 21 апреля 2021 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор" Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор" (далее ООО МК "Ромкор") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО МК "Ромкор" Мясников Д.А. выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а индивидуальные предприниматели, юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункты 2 и 4 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Как следует из материалов дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО МК "Ромкор" требований природоохранного законодательства, в результате которой 12.05.2020г. выявлено, что объем произведенной продукции в период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. составил 7979, 5 тонн в живом весе, в период с 01.01.2020г. по 31.03.2020г. - 2123, 1 тонн в живом весе, поголовье свиней на 31.12.2019г. - 40253 голов, в т.ч. 2524 голов основных свиноматок, по состоянию на 31.03.2020г. - 41106 голов, в т.ч. 2531 голов основных свиноматок. Таким образом, Общество осуществляет деятельность на объекте 1 категории, при осуществлении хозяйственной деятельности на производственной площадке ООО МК "Ромкор" образуются отходы производства и потребления: навоз свиней свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3), навоз свиней перепревший (код ФККО 1 12 510 02 29 4). Обществом разработаны технические условия ТУ 20.15.80-002-91363719-2020 "Удобрение органическое на основе свиного навоза" и Технологический регламент по производству агрохимиката "Удобрение органическое на основе свиного навоза марки ЭкоПро-НТ, ЭкоПРО-НЖ ТУ 20.15.80-002-91363719-2020", проведены испытания, однако до настоящего времени данные удобрения не внесены в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями обязательных экологических требований в отношении ООО МК "Ромкор" составлен протокол об административном правонарушении - предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ и юридическое лицо привлечено к административной ответственности по данной норме.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Должностное лицо и судьи, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины ООО МК "Ромкор" в совершении административного правонарушения, правильно квалифицировав действия общества по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ООО МК "Ромкор", поскольку на предприятии организовано изготовление органического удобрения, 03 февраля 2021 года получено заключение токсиколого-гигиенической оценке агрохимиката, при определении кода ФККО не учтены квалификационные признаки, несостоятельны, являлись предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.
Оснований для переоценки выводов судей и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом у исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов I - V устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 вышеуказанной указанной статьи).
В соответствии со статьей 18 закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие; хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, у включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (часть 5).
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 мая 2016 г. N 04-12-27/9376, разъяснено, что в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Установив, что на момент проведения проверки безусловных сведений подтверждающих, что на предприятии организовано изготовление органического удобрения из навоза, для которого разработаны и утверждены технические условия, технологический регламент производства, получены сертификат соответствия и экспертное заключение не имелось, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Не представлено указанных сведений и на момент рассмотрения дела в Челябинском областном суде и на момент рассмотрения настоящей жалобы.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, состав административного правонарушения нашел свое подтверждение, действия ООО МК "Ромкор" правильно квалифицированы по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Неустранимых сомнений в виновности ООО МК "Ромкор" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела, соблюдены.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление о назначении ООО МК "Ромкор" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
При назначении ООО МК "Ромкор" административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ также соблюдены. Наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 7 статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым. При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица судьями городского суда и областного суда дело проверено в соответствии с положениями КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решениях судей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области от 20 ноября 2020 года, решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 09 февраля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 21 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор" Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор", оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Мясоперерабатывающая корпорация "Ромкор" Мясникова Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.