Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теселкиной Дины Александровны к Министерству здравоохранения Краснодарского края, администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница города Анапы" Министерства здравоохранения Краснодарского края о возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов и возмещении морального вреда, по кассационной жалобе представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Теселкина Д.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница города Анапы" Министерства здравоохранения Краснодарского края, в котором, с учетом уточнений, просила:
- взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в 2019 году в размере 270 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей;
- взыскать солидарно с администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница города Анапы" Министерства здравоохранения Краснодарского края денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в 2018 году в размере 107 800 рублей и компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2020 года исковые требования удовлетворены в части.
С Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Теселкиной Д.А. взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 377 800 рублей и компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2020 года решение районного суда отменено в части взыскания с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Теселкиной Д.А. компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Теселкиной Д.А.
В остальной части решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что Министерство здравоохранения Краснодарского края с 01 января 2019 года производит обеспечение граждан медицинской продукцией за счет средств краевого бюджета в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае. В 2018 году на основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" обеспечение лекарственными препаратами граждан (в том числе и Теселкиной Д.А.) возложено на органы местного самоуправления - муниципальное образование город-курорт Анапа. Однако суд в рамках положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выйдя за пределы заявленных исковых требований, обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края возместить расходы на приобретенные препараты в 2018 году и 2019 году на сумму 377 800 рублей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что Теселкина Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, имеет заболевание - рак яичников III степени.
В 2015-2016 годах проходила комплексное лечение (в том числе проведено оперативное лечение) в федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Санкт-Петербурга.
Консультативными заключениями врача-онколога федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Санкт-Петербурга от 23 марта 2018 года, от 28 июня 2018 года Теселкиной Д.А. рекомендовано лечение препаратом "Бевацизумаб" 15 мг/кг (800 мг) внутривенно капельно 1 раз в 3 недели.
Данный препарат по льготным рецептам получен истцом 20 апреля 2018 года, 08 мая 2018 года, 28 мая 2018 года.
Поскольку 04 июля 2018 года при обращении Теселкиной Д.А. в женскую консультацию за льготным рецептом на лекарственный препарат "Бевацизумаб", он ей выписан не был, истец приобрела данный препарат самостоятельно за 45 000 рублей.
Факт нарушения прав истца на медицинскую помощь в части льготного обеспечения препаратом "Бевацизумаб" в июле 2018 года подтверждается также письмом Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю.
С августа 2018 года по октябрь 2018 года Теселкина Д.А. обеспечена необходимым препаратом.
31 октября 2018 года и 22 ноября 2018 года истцу выписаны рецепты на препарат "Бевацизумаб" в количестве по 4 упаковки, однако данные рецепты не были реализованы в связи с отсутствием препарата в аптеке.
Теселкина Д.А. приобрела в ноябре 2018 года и декабре 2018 года указанный препарат самостоятельно на суммы 42 000 рублей и 20 800 рублей соответственно.
В 2019 году Теселкина Д.А. также приобретала препарат "Бевацизумаб" самостоятельно на общую сумму в 270 000 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 151, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 16, 19, 29, 44, 80, 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 4.1, 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с учетом Распоряжения Правительства РФ от 10 декабря 2018 года N 2738-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", исходил из того, что поскольку у Теселкиной Д.А. имеется заболевание "рак яичников III степени" и она входит в круг лиц, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", то не может быть лишена права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расходы Теселкиной Д.А. на приобретение лекарственных средств подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Краснодарского края, поскольку именно оно обладает полномочиями по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами, а также осуществляет закупку данных препаратов в рамках выделенного финансирования.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в части возмещения расходов на приобретение лекарственного средства "Бевацизумаб", однако отменила решение в части взыскания компенсации морального вреда. При этом указала, что с учетом положений статей 151, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеют место обязательства имущественного характера, что не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда в силу закона. Каких-либо незаконных действий (бездействия) со стороны Министерства здравоохранения Краснодарского края, позволяющих прийти к выводу о наличии оснований для взыскания моральной компенсации, судом не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включены злокачественные новообразования (коды заболеваний по Международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу с части 1 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входит препарат "Бевацизумаб"(код L01XC).
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно данному перечню при онкологических заболеваниях предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами и перевязочными средствами инкурабельным онкологическим больным.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Из обстоятельств дела следует, что Теселкина Д.А. в связи с недостаточным количеством отпущенных по рецептам необходимых лекарственных средств, вынуждена была приобретать препарат самостоятельно. На что ей было затрачено в 2018-2019 годах - 377 800 рублей (подтверждается представленными истцом чеками).
Судами верно указано, что полномочия по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными препаратами (в том числе закупка необходимых препаратов) исполняются Министерством здравоохранения Краснодарского края.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.