Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, с участием прокурора Манаева В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новороссийска в интересах Нахновой Елены Моисеевны к Министерству здравоохранения Краснодарского края и государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N5 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом
по кассационной жалобе представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор города Новороссийска, действуя в интересах Нахновой Е.М, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N5 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края, в котором просил:
- возложить на Министерство здравоохранения Краснодарского края обязанность по незамедлительному обеспечению Нахновой Е.М. лекарственным препаратом "Кетоаналоги аминокислот" N100 в количестве 1 200 таблеток, что соответствует 12 упаковкам данного лекарственного средства;
- возложить на Министерство здравоохранения Краснодарского края и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N5 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края обязанность в дальнейшем обеспечивать Нахнову Е.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимым для лечения лекарственным препаратом в дозе на месяц: "данные изъяты", в соответствии с медицинскими показаниями.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 30 июля 2020 года иск прокурора города Новороссийска, действующего в интересах Нахновой Е.М, удовлетворен полностью.
Признав действия Министерства здравоохранения Краснодарского края незаконными, на него возложена обязанность незамедлительного обеспечения Нахновой Е.М. вышеуказанным лекарственным препаратом в количестве 1 200 таблеток, что соответствует 12 упаковкам данного лекарственного препарата.
На Министерство здравоохранения Краснодарского края и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N5 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края возложена обязанность в дальнейшем обеспечивать Нахнову Е.М. необходимым для лечения лекарственным препаратом "Кетоаналоги аминокислот" в дозе на месяц: "данные изъяты", в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что Министерством на основании утверждённых заявок, поступающих от бюджетных учреждений здравоохранения Краснодарского края осуществляются мероприятия по закупке лекарственных препаратов в рамках выделенных на эти цели бюджетных ассигнований. Лекарственные препараты выдаются аптечной организацией на основании выписанных льготных рецептов. Рецепты выдаются государственным бюджетным учреждением здравоохранения при обращении пациента к узкому специалисту. Согласно отчетам об обслуживании рецепта пациента с 2019 года по настоящее время Нахнова Е.М. обеспечена лекарственным препаратом "Кетоаналогом аминокислот" по предъявлению рецепта, кроме того, все выписанные льготные рецепты на лекарственные препараты, необходимые Нахновой Е.М, реализованы. В связи с тем, что обеспечение лекарственным препаратом "Кетостерил" Нахновой Е.М, производится в установленном порядке, основания для обеспечения Нахновой Е.М. на будущий период отсутствуют, являются необоснованными и незаконными, поскольку права пациента не нарушены. Кроме того, в случае изменения состояния здоровья пациента возможна корректировка схемы лечения лечащим врачом, после чего возможно будут выписаны иные рецепты на другие препараты либо изменена дозировка. Полагает, что Министерством в установленном порядке исполняются возложенные на него обязанности, направленные на обеспечение лекарственным препаратом "Кетостерил" Нахновой Е.М.
Прокурор Манаев В.А. в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой города Новороссийска проверки по обращению Нахновой Е.М. о нарушении её социальных прав в части льготного лекарственного обеспечения, установлено, что она наблюдается в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N5 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края с диагнозом - хроническая почечная недостаточность, является инвалидом второй группы.
С 14 ноября 2012 года ей проводится программный гемодиализ в обществе с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал КЕА Кубань" ДЦ г. Новороссийск.
Заключением врача-нефролога Нахновой Е.М. рекомендован прием препарата "Кетостерил" по 4 таблетки 3 раза в день в количестве 12 таблеток в день, что соответствует 4 380 таблеток в год, или 43, 8 упаковок в год.
17 октября 2018 года государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская поликлиника N5 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края подана заявка для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий граждан Краснодарского края за счёт средств краевого бюджета на 2019 год, в которой препарат - "Кетоаналоги аминокислот" табл. п.п.о. N 100 заявлен в количестве 300 упаковок.
Нахновой Е.М. производилась выписка льготных рецептов по международному непатентованному наименованию на препарат "Кетоаналоги аминокислот".
Из карты учета льготного отпуска лекарственных средств N "данные изъяты" усматривается, что Нахновой Е.М. по состоянию на 31 декабря 2019 года было необходимо 44 упаковки (что соответствует 4 380 таблеток) лекарственного препарата "Кетоаналоги аминокислот" табл. п.п.о. N100, однако согласно лицевому счету, пациентка была обеспечена препаратом в меньшем количестве.
Из письма Росздравнадзора N N от 21 марта 2019 года следует, что установлен факт нарушения прав Нахновой Е.М. в части не обеспечения ее льготным лекарственным препаратом за период январь - февраль 2019 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 4 Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года N3929-КЗ "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", положениями Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N742 "О Министерстве здравоохранения Краснодарского края", исходил из того, что поскольку у Нахновой Е.М. имеется заболевание - "хроническая почечная недостаточность" и она является инвалидом второй группы, входит в круг лиц, установленный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890, то она не может быть лишена права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Нахнова Е.М. имела недостаточное обеспечение лекарственными препаратами, в связи с невыполнением Министерством здравоохранения Краснодарского края возложенных на него обязанностей по обеспечению бесплатными необходимыми лекарственными препаратами, то у нее есть право на получение лекарственного средства "Кетоаналоги аминокислот" в необходимом количестве, в том числе и на будущее.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу с части 1 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входит препарат "Кетоаналоги аминокислот" (код V06DD).
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года N 2738-р включены кетоаналоги аминокислот.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно данному перечню лицам, являющимся неработающими инвалидами второй группы предусмотрено обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 4 закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года N 3929-КЗ "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" установлено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за счёт средств краевого бюджета.
Согласно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р, действующим в период спорных правоотношений.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N742 "О министерстве здравоохранения Краснодарского края" на Министерство здравоохранения Краснодарского края возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.
Суды пришли к верному выводу о том, что Министерство здравоохранения Краснодарского края в 2019 году возложенные на него обязанности по обеспечению необходимыми бесплатными лекарственными препаратами в достаточном количестве в отношении Нахновой Е.М. не выполнило, тем самым нарушив её социальные права.
Из материалов дела усматривается факт недополучения Нахновой Е.Н. за 2019 год 12 упаковок препарата "Кетоаналоги аминокислот N 100" в общем количестве 1 200 таблеток.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.