Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ** С.Л. в защиту ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" на постановление Тверского районного суда г. Москвы от 07 июня 2021 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.34.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей, УСТАНОВИЛ:
23 апреля 2021 года главным специалистом - экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу ** Е.С. в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ООО "РСЕ/РС") был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Судьей Тверского районного суда г. Москвы вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник ** С.Л. подал на него в Московский городской суд жалобу, в которой просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу либо за отсутствием состава административного правонарушения.
Законный представитель и защитник ООО "РСЕ/РС" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Частью 2 статьи 19.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за повторное нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
Для деятельности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов и учрежденных ими российских юридических лиц, выполняющих функции иностранных агентов на территории Российской Федерации установлен следующий порядок.
В соответствии с ч. 8, 9 ст. 25.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента. Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма указания, а также требования и порядок размещения такого указания, утверждены приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 года N124, в соответствии с которым сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
При распространении сообщений и материалов иностранного средства массовой информации в печатной продукции, аудиовизуальной продукции, а также при распространении иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") Указание должно иметь форму текстового сообщения. Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации.
Как следует из материалов дела, 05.04.2021 в ходе рассмотрения письма Центрального аппарата Роскомнадзора от 31.03.2021 N 04СВ-19177 выявлено нарушение требований ч. 8 ст. 25.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 (далее Закон о СМИ) в части распространения сообщений и материалов на территории Российской Федерации иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
В нарушение требований Приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 и Закона о СМИ материалы иностранного средства массовой информации "**", выполняющего функции иностранного агента, и российского юридического лица ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН **), выполняющего функции иностранного агента, распространяются в социальной сети "**" по адресу ** без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре Минюста России, а также письму Минюста России от 14.12.2020 N 11-142048/20 ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 11.02.2020 под номером 11. "Север. Реалии" включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 05.12.2017 под номером 10.
Согласно письму Минюста России от 14.12.2020 N 11-142048/20 для организации деятельности распространения материалов иностранного средства массовой информации "Север. Реалии", выполняющего функции иностранного агента, в Российской Федерации учреждено ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН **).
Страница социальной сети создана для продвижения и распространения материалов иностранного средства массовой информации "Север. Реалии", выполняющего функции иностранного агента, и состоит из коротких сообщений (посты).
Посты являются сообщениями и материалами иностранного средства массовой информации "**", выполняющего функции иностранного агента, и российского юридического лица ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", выполняющего функции иностранного агента, и должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Посты к статьям **, опубликованным в выше названной сети без Указания.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района г. Москвы по делам NN 05-0223/423/2021, 05-0224/423/2021, 05-0225/423/2021, 05-0226/423/2021, 05-0245/423/2021, 05-0246/423/2021, 05-0247/423/2021, 05-0248/423/2021, 05-0267/423/2021, 05-0268/423/2021, 05-0214/423/2021, 05-0238/423/2021, 05-0239/423/2021, 05-0240/423/2021, 05-0269/423/2021, 05-0289/423/2021, 05-0290/423/2021, 05-0291/423/2021, 05-0292/423/2021, 05-0270/423/2021 ООО "РСЕ/РС" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ. Постановления вступили в силу 03.03.2021, 04.03.2021, 12.03.2021.
Факт правонарушения и вина ООО "РСЕ/РС", в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; реестром иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; актом видеофиксации c прилагаемым к нему DVD диском; уставом ООО "РСЕ/РС", согласно которому Общество создано с целью распространения на территории Российской Федерации, предназначенных для неограниченного круга лиц, сообщений и материалов иностранного средства массой информации; сведениями о привлечении ООО "РСЕ/РС" к административной ответственности за нарушение порядка деятельности учрежденного иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента и иными материалами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ООО "РСЕ/РС" в совершении инкриминируемого ему деяния.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "РСЕ/РС", правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
Доводы жалобы о том, что в статье 19.34.1 КоАП РФ систематические нарушения должны рассматриваться как одно нарушение, основаны на неверном толковании закона.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Из взаимосвязи приведенных норм следует, что размещение сведений и материалов пусть одних и тех же, но в разное время и на разных платформах в сети "Интернет" не может расцениваться как одно действие, образующее состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ. Размещение информации на разных ресурсах является следствием разных действий, каждое из которых по-отдельности образует состав указанного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не должен был применять приказ N 124, поскольку его положения противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, нахожу несостоятельным, поскольку он основан на ином, неверном толковании заявителем норм права.
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п. 2 ст. 1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, ауди-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч. 9 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Роскомнадзором издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Вопреки утверждению заявителя, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
Оснований для снижения наказания и назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой, данной судьёй районного суда собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "РСЕ/РС" в пределах санкции ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, данных о лице, привлекаемом к административной ответственности, характере совершённого им правонарушения, объектом которого являются правоотношения в сфере порядка управления, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление Тверского районного суда г. Москвы от 07 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.