Судебная коллегия по уголовным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шакирова Р.С, судей Бецукова А.З. и Чекмарева М.А, при помощнике судьи Свечкарь А.Ф, ведущей протокол судебного заседания, с участием:
прокурора Епишина В.В, осужденного Трафимова М.М. в режиме видеоконференц-связи, его
защитников - Ивлева И.И. и адвоката Ландиной Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу защитника-адвоката Волкова П.П. на приговор Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2020 года в отношении Трафимова М.М.
Заслушав доклад судьи Бецукова А.З, изложившего обстоятельства дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы и возражений, выступления защитников Трафимова М.М. - Ивлева И.И. и адвоката Ландиной Н.Н, поддержавших кассационную жалобу, прокурора Епишина В.В, возразившего доводам кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
по приговору Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2020 года, постановленному в особом порядке, предусмотренном главой 40.1 УПК РФ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", несудимый, осуждён по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Мера пересечения в виде содержания под стражей оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок наказания исчислен с 11 февраля 2020 года.
На основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания Трафимова М.М. под стражей с 13 марта 2019 года по день вступления приговора в законную силу засчитано в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В апелляционном порядке уголовное дело не рассматривалось.
Трафимов М.М. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере - вещества, содержащего наркотические средства ацетилкодеин, 6-моноацетилморфин, диацетилморфин (героин) массой 1348, 331 гр, совершенном группой лиц по предварительному сговору в "адрес" края ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе защитник-адвокат Волков П.П, ссылаясь на существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, просит действия Трафимова М.М. переквалифицировать на ч.1 ст.30, ч.5 ст.228.1 УК РФ и снизить срок наказания. Утверждает, что квалификация содеянного как покушения на сбыт наркотических средств является необоснованной. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Трафимов М.М. осуществил "закладки" наркотических средств, передал кому-либо наркотическое средство либо информацию о месте нахождения "закладок" конечному приобретателю. Все изъятое вещество хранилось Трафимовым М.М. по месту жительства и в автомобиле. Согласно обвинению, до задержания Трафимов М.М. не выполнил действий, являющихся элементом объективной стороны сбыта наркотических средств, а лишь создал условия для совершения преступления, то есть совершил приготовление к преступлению. В приговоре высказаны суждения о том, что "Трафимов М.М. и лицо, в отношении которого материалы уголовного дела выделены в отдельное производство, не довели свой преступный умысел до конца по независящим от них обстоятельствам, поскольку приготовленное к последующему сбыту наркотическое средство было изъято из незаконного оборота сотрудниками правоохранительных органов". Но вопреки своему же выводу суд квалифицировал действия Трафимова М.М. как покушение на преступление.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель - помощник прокурора г. Пятигорска Ставропольского края ФИО10, считая доводы жалобы необоснованными, просит оставить приговор без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав участников судебного заседания, проверив доводы кассационной жалобы и возражения по материалам уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Уголовное дело в отношении Трафимова М.М, в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, рассмотрено в особом порядке с соблюдением требований гл. 40.1 УПК РФ, что не оспаривается.
Действия Трафимова М.М, согласно установленным обстоятельствам совершенного преступления, правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, совершённое группой лиц по предварительному сговору.
В приговоре установлено, что Трафимов М.М, вступив в предварительный сговор с лицом, в отношении которого материалы уголовного дела выделены в отдельное производство, распределив между собой преступные роли, покушались сбыть неопределенному кругу лиц вещество, содержащее наркотические средства -ацетилкодеин, 6-моноацетилморфин, диацетилморфин (героин), в особо крупном размере (общей массой не менее 1348, 331 гр.), вес которого Трафимов М.М. в последующем должен был увеличить при помощи кофемолки и тростникового сахара, однако преступление не было доведено до конца по не зависящим от вышеуказанных лиц обстоятельствам, поскольку приготовленное к последующему сбыту наркотическое средство было изъято из незаконного оборота сотрудниками правоохранительных органов.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в п. 13.2 постановления "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" от 15 июня 2006 года N 14 (в ред. от 30 июня 2015 года N 30), если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает эти средства, вещества, растения, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства, вещества, растения приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений.
Исходя из этих разъяснений, действия Трафимова М.М. установленные в приговоре, образуют покушение на незаконный сбыт наркотических средств.
Наказание Трафимову М.М. по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ назначено справедливо, по правилам Общей части УК РФ, в пределах санкции, установленной законом за данное преступление, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи, а также с учетом обстоятельств, в силу которых преступление не было доведено до конца.
Как смягчающие обстоятельства учтены: активное способствование расследованию преступления, изобличение других соучастников преступления наличие двух малолетних детей, полное признание вины, раскаяние в содеянном, совершение преступления впервые. Отягчающих обстоятельств не установлено.
Суд обосновал назначение Трафимову М.М. наказания в виде реального лишения свободы без дополнительных видов наказания, неприменение при этом ч. 6 ст. 15 УК РФ об изменении категории преступления, ст. 64 УК РФ о назначении более мягкого наказания, чем установлено законом за совершенное преступление, ст. 73 УК РФ об условном осуждении.
Отбывание назначенного наказания в виде лишения свободы определено Трафимову М.М. в исправительной колонии строгого режима в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Однако, исчисление срока отбывания наказания, а также зачет времени задержания и содержания под стражей в срок назначенного Трафимову М.М. лишения свободы произведены с нарушением норм уголовного и уголовно-процессуального закона.
Исходя из положений чч. 3-3.2 ст. 72 УК РФ, время содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу засчитывается срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных по ст. 228.1 УК РФ, а срок отбывания наказания в виде лишения свободы подлежит исчислению со дня вступления приговора в законную силу.
Суд ошибочно постановилисчислять срок отбывания наказания осужденному с 11 февраля 2020 года, т.е. с момента вынесения приговора, причем без учета фактического его задержания - 12 марта 2019 года.
Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ время задержания подлежит исчислению с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Как видно из материалов уголовного дела, Трафимов М.М. фактически задержан 12 марта 2019 года, что подтверждается рапортом об обнаружении признаков преступления, протоколом обыска (выемки) с его участием, постановлением о получении образцов для сравнительного исследования, протоколом получения образцов для сравнительного исследования и протоколом допроса Трафимова М.М. от 12 марта 2019 года (т. 1, л.д. 5-6, 9-11, 23-26, 34-39).
Сведений о том, что Трафимов М.М. до составления протокола его задержания - 13 марта 2019 года был фактически освобожден, в материалах уголовного дела не имеется.
Следовательно, исходя из п. 11 ст. 5 УПК РФ и ч. 3.2 ст. 72 УК РФ, в срок лишения свободы Трафимова М.М. подлежит зачету время фактического его задержания и содержания под стражей с 12 марта 2019 года до вступления приговора в законную силу, то есть до 3 марта 2020 года, из расчета один день за один день лишения свободы (т. 3, л.д. 99).
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Указанные существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, могут быть устранены судом кассационной инстанции без отмены приговора.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14, ч. 1 ст. 401.15 и ч. 3 ст. 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Пятигорского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2020 года в отношении ФИО1 изменить:
- срок отбывания наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу - с 3 марта 2020 года;
- на основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания Трафимова М.М. под стражей с 12 марта 2019 года до 3 марта 2020 года засчитать в срок наказания из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
В остальном приговор оставить без изменения.
Председательствующий Р.С. Шакиров
Судьи А.З. Бецуков
М.А. Чекмарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.