Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Ерониной В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2021 по апелляционной жалобе Думы Ишимского муниципального района на решение Тюменского областного суда от 1 июня 2021 года, которым удовлетворён административный иск департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Ишимского муниципального района от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
29 мая 2009 года Думой Ишимского муниципального района принято решение N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района" (далее - Решение), которое опубликовано 6 июня 2009 года в издании "Ишимская правда" N 66.
Пунктом 8 Решения утверждён генеральный план Клепиковского сельского поселения (далее - Генеральный план).
Картографическими приложениями к Решению являются схема генерального плана поселения и схема современного использования сельского поселения.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административными исковыми требованиями, которыми просил признать недействующим Решение в части включения в границы населённого пункта п. Детский дом N 29 лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Ишимское лесничество Ишимский район Ишимское сельское участковое лесничество: квартал 148, выделы 70, 72, 139; Ишимское лесничество Синиценское участковое лесничество: квартал 65, выдел 1; в части включения в границы населённого пункта п. Детский санаторий лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Ишимское лесничество Ишимский район Клепиковское сельское поселение Ишимское сельское участковое лесничество: квартал 148, выделы 4, 69, квартал 149, выделы 14, 34; Ишимское лесничество Синиценское участковое лесничество: квартал 65, выделы 3, 5, 15.
В обоснование требований указал, что оспариваемым Решением нарушены законные интересы Российской Федерации как собственника данных лесных участков, поскольку при его принятии были допущены нарушения федерального законодательства, в частности статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Тюменского областного суда от 1 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение судом норм материального права.
На апелляционную жалобу департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, прокуратурой Тюменской области представлены возражения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание своих представителей не направили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на день принятия Решения) к вопросам местного значения поселения относились также утверждение генеральных планов поселения.
Подпунктом 12 пункта 3 статьи 36 устава Ишимского муниципального района (в редакции на день принятия Решения) было предусмотрено, что муниципальный район может по соглашению осуществлять полномочия сельских поселений, расположенных на его территории, по утверждению генеральных планов поселения.
Согласно пункту 12 соглашения N 8 от 3 декабря 2005 года органы местного самоуправления Клепиковского сельского поселения передали полномочия по утверждению генеральных планов Клепиковского сельского поселения органам местного самоуправления Ишимского муниципального района (том 1, л.д. 163-165).
Таким образом, Решение принято Думой Ишимского муниципального района в пределах предоставленных полномочий, что административным истцом не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушен порядок принятия Решения.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 6 июня 2008 года следует, что лесной участок земель лесного фонда площадью 188927 га по адресу: Тюменская область, Ишимский район, Ишимское лесничество: Ишимское участковое лесничество (кварталы N 1 - N 130), Синицынское участковое лесничество (кварталы N 1 - N 137), Ишимское сельское участковое лесничество: урочище Северное (кварталы N 1 - N 300), урочище Южное (кварталы N 1 - N 243) является собственностью Российской Федерации (том 2, л.д. 30), что также следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:10:0000000:672 (том 2, л.д. 31-34).
Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг" о графическом совмещении границ населённых пунктов границы населённых пунктов "адрес" санаторий Клепиковского сельского поселения "адрес" имеют пересечения с землями лесного фонда Ишимского сельского участкового лесничества в квартале 148 (выделы 4, 69, 70, 72, 139), квартале 149 (выделы 14, 34) Синицынского участкового лесничества в квартале 65 (выделы 1, 3, 5, 15).
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18, части 8 статьи 24, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на день принятия Решения) генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Проект генерального плана до его утверждения подлежал в соответствии со статьей 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 (в редакции на день принятия Решения) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение).
Согласно пунктам 2, 4, подпункту "а" пункта 5, пунктам 6, 10 Положения организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования (далее - заказчик).
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения.
Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), - в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40 утверждено Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного положения Министерство регионального развития Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
Согласно пункту 1, подпункту 5.2.7 указанного положения Федеральное агентство лесного хозяйства являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляло рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
Из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 8 августа 2019 года следует, что проект Генерального плана не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства в установленном порядке (том 1, л.д. 12-13).
Следовательно, проект Генерального плана согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не получил.
При отсутствии положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства по проекту генерального плана сельского поселения порядок принятия Генерального плана не может считаться соблюденным.
В материалах дела также отсутствуют доказательства получения административным ответчиком сводного заключения на проект Генерального плана.
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что на период подготовки, согласования и утверждения проекта Генерального плана у Федерального агентства лесного хозяйства отсутствовали полномочия по согласованию такого проекта, являются несостоятельными.
Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
С учётом изложенных обстоятельств суд, установив, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная частью 8 статьи 24, частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта на участки лесного фонда, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Генерального плана не действующим в оспариваемой части.
Доводы административного ответчика о том, что проектом Генерального плана не предусматривалось включение в границы населённых пунктов земель лесного фонда, не опровергает нахождение этих земель в границах населённых пунктов.
Доводы апелляционной жалобы о наличии на спорных территориях земельных участков, принадлежащих на праве собственности иным лицам, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, подлежат отклонению, так как суд не разрешал вопрос о правах и обязанностях этих лиц. Указанные лица не лишены возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными законодательством.
Кроме того, право собственности Российской Федерации на спорные участки также удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права от 6 июня 2008 года и соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" судебная коллегия считает несостоятельными в силу следующего.
Согласно частям 1, 3 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.
Письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 8 августа 2019 года в адрес федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" поступило поручение осуществить сверку графического совмещения материалов лесоустройства с границами Генерального плана.
Во исполнение указанного поручения Тюменским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" письмом от 14 августа 2019 года в адрес административного истца направлен результат графических совмещений материалов лесоустройства с границами населённых пунктов в виде схем, отображающих расположение границ населённых пунктов относительно земель лесного фонда с указанием перечня пересечений на повыдельном уровне.
Поскольку сверка графического совмещения материалов лесоустройства с границами Генерального плана произведена в период действия Генерального плана, то суд первой инстанции обоснованно принял указанные схемы в качестве доказательств по делу и на основании этого установилпересечение границ населённых пунктов с землями лесного фонда.
Доводы административного ответчика в указанной части основаны на предположениях, в связи с чем, не могут являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении дела Тюменским областным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 1 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Ишимского муниципального района - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.