Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зенковой Марины Сергеевны на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 09 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зенковой Марины Сергеевны к отделу судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н, УФССП России по Приморскому краю, заинтересованное лицо Зенков Дмитрий Константинович об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Зенковой М.С. - ФИО12, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Зенкова Д.К. - ФИО13, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зенкова М.С. обратилась во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю (далее - ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю) и просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Косенко О.Н, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления Зенковой М.С. об индексации алиментов, начиная с мая 2016 года по исполнительному производству N 29040/20/25040-ИП от 07 марта 2018 года; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Косенко О.Н, выразившееся в отказе индексировать сумму алиментов по исполнительному производству N 29040/20/25040-ИП от 07 марта 2018 года; обязать ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю проиндексировать сумму алиментов по исполнительному производству N 29040/20/25040-ИП от 07 марта 2018 года и взыскать с должника невыплаченную сумму за период с 04 апреля 2017 года.
Определением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 сентября 2020 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: УФССП России по Приморскому краю, судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 09 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 марта 2021 года, административное исковое заявление Зенковой М.С. оставлено без удовлетворения.
06 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Зенковой М.С, поданная через Фрунзенский районный суд города Владивостока 21 июля 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов, обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, суды неправильно применили нормы материального права. В данном случае должна быть применена статья 105 Семейного кодекса РФ, предусматривающая, что индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением, и только в случае не урегулирования данного вопроса в Соглашении, применяется статья 117 Семейного кодекса РФ. Таким образом, выводы судов о невозможности индексации алиментов, поскольку законом определен иной порядок отличный от условий Соглашения, является ошибочным, поскольку независимо от порядка индексации алиментов она должна быть произведена судебным приставом-исполнителем в обязательном порядке в силу требований закона, так как имеет целью сохранение уровня жизнеобеспечения их получателя.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2021 года кассационная жалоба Зенковой М.С. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административный истец, административный ответчик, представители административных ответчиков, заинтересованное лицо не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Зенковой М.С. - ФИО12, возражения представителя Зенкова Д.К. - ФИО13, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, на основании исполнительного документа - нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов N 25АА 1775081 от 09 марта 2016 года, выданного нотариусом ФИО17, 07 марта 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н. возбуждено исполнительное производство N7873/18/25040-ИП в отношении должника Зенкова Д.К. в пользу взыскателя Зенковой М.С, предмет исполнения: алименты на содержание несовершеннолетней ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, плательщик обязуется выплачивать алименты на несовершеннолетнюю дочь до достижения ею совершеннолетия и на период обучения в учебном заведении до 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ год), на момент подписания соглашения размер алиментов установлен нотариусом, должником и взыскателем в размере 40 000 рублей ежемесячно с 1 числа каждого месяца (соглашение заключено 09 марта 2016 года), в дальнейшем алименты будут уплачиваться с применением индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального месячного размера оплаты труда, при этом размер алиментов, уплачиваемых "Плательщиком", не может быть менее ? заработной платы "Плательщика" и (или) иного дохода. Требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению, - в течении суток с момента получения должником копии настоящего постановления (пункт 2 постановления).
06 апреля 2020 года Зенкова М.С. обратилась к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н. с заявлением об индексации размера алиментов в соответствии с условиями соглашения об уплате алиментов N 25АА 1775081 от 09 марта 2016 года.
20 апреля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Зенковой М.С.
06 июля 2020 года Зенкова М.С. обратилась к руководителю ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н. от 20 апреля 2020 года, указав, что постановление является немотивированным, не содержит ссылок на нормы права, подтверждающих, что заявление об индексации размера алиментов пропорционально МРОТ является необоснованным, и также просила выявить причины длительного бездействия судебного пристава-исполнителя Косенко О.Н, которое повлекло за собой недополучение материального обеспечения малолетним ребенком.
Заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю ФИО18 рассмотрена жалоба Зенковой М.С. и 17 июля 2020 года вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы Зенковой М.С. со ссылкой на статью 117 СК РФ, и указано, что судебным приставом-исполнителем Косенко О.Н. индексация не проводилась ввиду того, что сумма, указанная в нотариальном соглашении, составляет 40 000 рублей, что больше величины прожиточного минимума установленной в Приморском крае и также при снижении величины прожиточного минимума индексация не производится (Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов от 30 ноября 2016 года N 0001/14).
Согласно статье 2 Федерального закона 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона 02 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Одним из видов исполнительного документа согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона 02 октября 2007 года N 229-ФЗ являются нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 Семейного кодекса РФ).
На основании статьи 105 Семейного кодекса РФ индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ, частью 1 статьи 117 Семейного кодекса РФ установлено, что индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Зенковой М.С, суд первой инстанции, с позицией которой согласился суд апелляционной инстанции, сославшись в судебных актах на положения Федерального закона 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Семейного кодекса РФ, исходили из того, что установленная нотариальным соглашением об уплате алиментов сумма в размере 40 000 рублей превышает величину прожиточного минимума, установленную в Приморском крае в 2016-2020 годах, и то обстоятельство, что соглашением об уплате алиментов предусмотрена индексация размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, не предполагает обязанности у судебного пристава-исполнителя произвести индексацию размера алиментов, и пришли к выводу, что судебным приставом-исполнителем приняты меры по исполнительному производству о взыскании алиментов в пределах его компетенции, при этом нарушений действующего законодательства допущено не было, гарантированная Конституцией РФ государственная защита прав и свобод заявителя обжалуемым бездействием не нарушалась.
Между тем, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судебных инстанций, поскольку порядок индексации прямо предусмотрен условиями нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов N 25АА 1775081 от 09 марта 2016 года, в связи с чем, в силу действующего законодательства, а именно на основании статьи 105 Семейного кодекса РФ индексация размера алиментов должна производится в соответствии с соглашением об уплате алиментов.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене в части оспаривания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя отдела ОСП по ВАП ВГО УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н, выразившихся в отказе в удовлетворении заявления Зенковой М.С. об индексации алиментов и в отказе индексировать сумму алиментов по исполнительному производству N 29040/20/25040-ИП от 07 марта 2018 года, с принятием нового решения в данной части об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 09 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 марта 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Зенковой Марины Сергеевны удовлетворить в части.
Признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Косенко О.Н, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления Зенковой М.С. об индексации алиментов и отказ индексировать сумму алиментов по исполнительному производству N 29040/20/25040-ИП от 07 марта 2018 года.
Обязать отдел судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю повторно рассмотреть заявления Зенковой Марины Сергеевны от 06 июля 2020 года об индексации алиментов по исполнительному производству N 29040/20/25040-ИП от 07 марта 2018 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.