Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Усть-Кутского городского отделения Иркутской области общественной организации охотников и рыболовов к Губернатору Иркутской области об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Губернатора Иркутской области, апелляционным представлением прокурора на решение Иркутского областного суда от 27 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, возражения представителя административного истца Усть-Кутского городского отделения Иркутской области общественной организации охотников и рыболовов - Захарова А.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 года N 149-уг "О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 01 августа 2020 года" (далее - Указ N 149-уг).
В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт вносит изменения в Указ Губернатора Иркутской области от 26 июня 2019 года N 165-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 01 августа 2020 года" для Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - Общество). Считает, что Указ N 149-уг нарушает права заявителя и не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов Обществом до 15 апреля 2019 года была подана заявка на установление квот добычи охотничьих ресурсов в уполномоченный орган - Министерство лесного комплекса Иркутской области. 26 июня 2019 года с соблюдением процедуры, предусмотренной действующим законодательством, издан Указ Губернатора Иркутской области N 165-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 01 августа 2020 года" (далее - Указ N 165-уг).
Вместе с тем, оспариваемым Указом N 149-уг право на законную добычу, утвержденное Указом N 165-уг, прекращено в связи с обнулением лимита и квот в полном объеме (кроме бурого медведя).
При этом, в период действия Указа N 165-уг охотниками было добыто в особях: лосей 11; благородного оленя (изюбря) 7; дикого северного оленя 14; кабарги 112; бурого медведя 9; соболя 3064, бюджет Российской Федерации получил соответствующие сборы. Поскольку лимит добычи охотничьих ресурсов Указом N 149-уг не установлен для Общества с приданием ему обратной силы путем обнуления даже добытых охотничьих ресурсов, добытые ресурсы являются незаконными, чем нарушено право организации на законную добычу.
Обществом были выданы разрешения на добычу Благородного оленя (изюбрь) - срок охоты с 01 июня по 15 июля 2020 года, выданные в пределах квот, установленных Указом N 165-уг. Однако право на добычу в рамках данных разрешений прекращено в связи не установлением квот. Следовательно, Указ N 149-уг непосредственно затрагивает права субъекта отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, противоречит и не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Исчерпывающий перечень оснований внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов предусмотрен пунктом 16 Приказа Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию", а именно внесение изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов, а также на основании судебного решения. Указ N 149-уг не отвечает этим требованиям, внесение изменений не только не основывается на судебном решении, но и изменяет объем добычи охотничьих ресурсов.
Административный истец полагает, что такая дискреционно-произвольная реализация нормотворческой деятельности, позволяющая применять подход, ухудшающий положение граждан, противоречит презумпции не придания обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и отмену для них права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что противоречит требованиям Конституции Российской Федерации.
Решением Иркутского областного суда от 27 апреля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, суд признал не действующим со дня принятия Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 года N 149-уг "О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 01 августа 2020 года".
В апелляционной жалобе Губернатор Иркутской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование утверждает, что выводы суда первой инстанции не содержат обоснования фактов, подтверждающих нарушения прав административного истца, а лишь сводятся к тому, что доводы приведенные административным ответчиком в возражениях являются необоснованными. По мнению апеллянта, утверждения о применении санкций к истцу в связи с осуществлением охоты в сезоне 2019-2020 годов являются голословными, носят предположительный характер. Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что действие оспариваемого нормативного правового акта ограничено временными рамками, а именно до 01 августа 2020 года и окончено в связи с его истечением, вследствие чего не может затрагивать права и законные интересы административного истца.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что на момент рассмотрения административного дела оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области утратил силу в связи с истечением срока его действия, перестал нарушать права и законные интересы административного истца. Действующим законодательством в сфере охоты предусмотрено определение лимитов добычи охотничьих ресурсов ежегодно до 1 августа высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Перенос охотничьих ресурсов, недобытых по какой-либо причине, на следующий охотничий сезон законодательством не предусмотрен. Также судом не принято во внимание, что оспариваемым Указом Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 года N 149-уг лимит добычи не устанавливался.
До начала рассмотрения судом апелляционной инстанции административного дела по существу от прокурора в письменной форме поступил отказ от апелляционного представления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствие со статьей 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Право отказаться от апелляционной жалобы, представления является одним из распорядительных полномочий, составляющих содержание принципа диспозитивности в административном процессе.
Учитывая, что от прокурора до вынесения судом апелляционного определения поступило заявление об отказе от апелляционного представления, отказ совершен в процессуальной форме, которая не противоречит закону, обстоятельств, препятствующих прекращению производства по данному апелляционному представлению не имеется, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять отказ прокурора от апелляционного представления и прекратить по нему апелляционное производство.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Федерального закона N 209 лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Согласно статье 33 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
На момент принятия оспариваемого нормативного акта Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 228 утвержден Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию (далее - Порядок N 228). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 138 были утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение N 1).
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ и пункту 3 Порядка N 228 лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
В соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ, пунктам 4 и 5 Порядка N 228 юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с такой заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия, на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.
Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи (пункты 9 и 9.1 Порядка N 228); до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу (п. 9.5).
Судом первой инстанции установлено, что при подготовке документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Иркутской области на период до 01 августа 2020 года уполномоченным органом субъекта Российской Федерации были проведены все необходимые мероприятия в установленные Федеральным законом N 209-ФЗ и Порядком N 228 сроки.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Иркутской области от 14 июня 2019 года N 358-мр утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира на территории Иркутской области и установлен срок действия заключения до 01 августа 2020 года.
Указом Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 года N 165-уг утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 01 августа 2020 года, который опубликован на официальном интернет - портале правой информации www.pravo.gov.ru 30 июля 2019 года, а также в общественно-политической газете "Областная" от 14 августа 2019 года N 91.
В силу статей 57 и 59 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области.
Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и Законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов Губернатора Иркутской области. Указы Губернатора Иркутской области издаются по вопросам нормативного правового регулирования, а также в иных случая, предусмотренных Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.
Согласно частям 1 и 4 статьи 11 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и Законов Иркутской области издает правовые акты в форме указов, которые подписываются Губернатором Иркутской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что издание Указа Губернатора Иркутской области от 26 июля 2019 года N 165-уг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 01 августа 2020 года" относится к компетенции Губернатора Иркутской области, данный указ принят в надлежащей для данного вида нормативного правового акта форме. Порядок издания Указа N 165-уг, а также порядок его опубликования административным ответчиком соблюдены.
Указом Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 года N 149-уг "О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 01 августа 2020 года" внесены изменения в лимит добычи охотничьих ресурсов для Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов, утвержденный Указом N 165-уг.
Указ N 149-уг опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 01 июня 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 мая 2020 года, а также в общественно-политической газете "Областная" N 57 от 01 июня 2020 года.
Как установлено судом первой инстанции, на основании долгосрочной лицензии Администрацией Иркутской области с Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов 10 декабря 2007 года заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, срок действия договора до 11 июля 2032 года.
24 января 2020 года между Министерством лесного комплекса Иркутской области и Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов заключено Охотхозяйственное соглашение N 103, согласно которому Обществу в Усть- Кутском районе Иркутской области предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов, сроком на 49 лет.
При таких данных судом сделан верный вывод, что Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов является надлежащим административным истцом по данному административному делу, поскольку в спорных правоотношениях оно является охотпользователем, которому на охотничий сезон 2019-2020 годы Указом 165-уг был установлен лимит добычи охотничьих ресурсов, впоследствии измененный оспариваемым Указом N 149-уг.
Материалами административного дела подтверждается, что оспариваемым Указом N 149-уг административному истцу на период до 01 августа 2020 года был утвержден лимит только на добычу бурого медведя в количестве 24 особей, тогда как Указом N 165-уг на этот же охотничий период Обществу был утвержден лимит на добычу: лося - 46 особей, благородного оленя (изюбря) - 60 особей, дикого северного оленя - 49 особей, кабарги - 150 особей, бурого медведя - 24 особи, соболя - 4611 особей.
Также из материалов дела следует, что на основании Указа N 165-уг на период с 01 июня по 15 июля 2020 года административным истцом членам Общества были выданы 9 разрешений на добычу благородного оленя (изюбря) - самцов с неокостеневшими рогами, получены денежные средства за их выдачу, однако право на добычу охотничьих ресурсов не было реализовано в связи с принятием оспариваемого Указа N 149-уг. При этом, в связи с аннулированием квот на Общество возлагается обязанность по возвращению денежных средств физическим лицам, получившим разрешение на добычу благородного оленя.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, затрагивая его права и законные интересы.
Как отмечено выше, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию был регламентирован Приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию".
Данный Порядок разработан в соответствии с требованиями Федерального закона N 209-ФЗ и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.
В силу пункта 16 этого Порядка внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в случаях:
требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов:
на основании судебного решения.
Таким образом, пунктом 16 приведенного Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228, предусмотрен исчерпывающийся перечень оснований внесения изменений в ранее принятый документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов.
Вместе с тем, оспариваемым Указом N 149-уг в нарушение требований пункта 16 Порядка N 228, то есть в отсутствие установленных им оснований, внесены изменения в уже утвержденные лимиты добычи охотничьих ресурсов и фактически изменены действующие объемы добычи охотничьих ресурсов, установленные на тот же период Указом N 165-уг.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона N 209-ФЗ прекращение права на добычу охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и настоящим Федеральным законом. Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке (часть 3 статьи 47 Федерального закона N 52-ФЗ). Как верно указал суд первой инстанции, принимая Указ N 149-уг Губернатор Иркутской области фактически прекратил право Усть-Кутского городского отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на добычу охотничьих ресурсов (кроме бурого медведя), квоты на которые были им ранее установлены Указом N 165-уг, при этом в оспариваемом нормативном правовом акте не указаны основания прекращения права административного истца на добычу охотничьих ресурсов.
При таких данных, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области от 15 мая 2020 года N 149-уг "О внесении изменений в лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области, установленный на период до 01 августа 2020 года" противоречит требованиям Федерального закона N 209-ФЗ и Порядку принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденному Приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права, законные интересы административного истца на использование объектов животного мира.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки утверждению апеллянта, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению административного дела, не установлено, в связи с чем принятый по делу судебный акт следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ прокурора от апелляционного представления на решение Иркутского областного суда от 27 апреля 2021 года, прекратив производство по указанному апелляционному представлению.
Решение Иркутского областного суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Губернатора Иркутской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 октября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.