Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А, судей - Чирковой И.Н. и Неугодникова В.Н, при секретаре - Зенкевиче В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области на решение Кинельского районного суда Самарской области от 22 июля 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования Долгих Д.П. удовлетворить в части.
Обязать ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе Кинель Самарской области (межрайонное) произвести перерасчет назначенной Долгих Д.П, ДД.ММ.ГГГГ, назначенной досрочной страховой пенсии по старости с применением предельного коэффициента по заработной плате 1, 4 с даты ее назначения.
В остальной части исковых требований отказать.", Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А, объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ответчика - ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области - Супрун И.В, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя истца - Долгих Д.П. - Брагиной Е.А, судебная коллегия
установила:
Истец - Долгих Д.П. обратился в суд с иском о признании незаконным решения пенсионного органа и возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии к ответчику - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинель Самарской области (межрайонное), в обоснование своих требований указав, что с 28 января 2020 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости по двойному снижению возраста, то есть по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсия", за работу в районах Крайнего Севера (далее также - РКС) и приравненных к ним местностях и работу с тяжелыми условиями труда. При определении размера пенсии пенсионным фондом не было применено повышенное соотношение заработков в размере 1, 4 в связи с работой в районах Крайнего Севера. Истец - Долгих Д.П. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера назначенной пенсии. Решением ответчика от 16 июня 2020 года N N истцу отказано в применении повышенного соотношения заработков в размере 1, 4 при определении размера страховой пенсии из-за отсутствия документального подтверждения факта местонахождения (работы) Долгих Д.П. на 31 декабря 2001 года на территории районов Крайнего севера или приравненных к ним местностей. Истец считает отказ необоснованным и незаконным. В соответствии с пенсионным законодательством при определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1, 2 независимо от основания назначения пенсии, за исключением случаев определения индивидуального коэффициента пенсионера лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из взаимосвязанных положений статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", приобретение права на досрочное назначение пенсии по старости связывается законодателем с работой (не менее установленного нормального количества часов), а не с проживанием в неблагоприятных климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно абзацу второму пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Правилами, в период работы не включалось время междувахтового отдыха. Соответственно в выписках ИЛС периоды междувахтового отдыха не включались в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии. Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации (как и ранее Кодекс законов о труде РСФСР) не рассматривает междувахтовый отдых в качестве отдельного вида времен отдыха (статья 107). Междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневого и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты.
Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, Работодатель организует работу по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства. Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанном графике предусматривается время необходимое для доставки работников на вахту и обратно, дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха. Поэтому только начиная с 2006 года в выписках ИЛС период междувахтового отдыха имеет код РКС. Таким образом, в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом РФ. Из этого следует, что работа Долгих Д.П. в течение периода с 1 января 2001 года по 28 февраля 2003 года была организована таким образом, чтобы в учетном периоде была отработана нормальная продолжительность рабочего времени. Истец, в соответствии с записью в трудовой книжке, с 1 января 2001 года по 28 февраля 2003 года работал бурильщиком капитального ремонта скважин 6 разряда вахтово-экспедиционным методом в районе Крайнего Севера (г.
Усинск, Республика КОМИ) в ЗАО "Самко". Согласно архивной справке ЗАО "Самко" от 22 июля 2003 года N N Долгих Д.П. с 1 января 2001 года по 30 сентября 2002 года работал в районах Крайнего Севера (по графику 2 недели работа на вахте по 11 часов 2 недели межвахтовый отдых), и только с октября 2002 переведен для работы в Самарскую область. Таким образом, истец считает, что факт работы истца на 31 декабря 2001 года в районах Крайнего Севера, установлен, и соответственно при расчете пенсии должно быть применено повышенное соотношение заработков в размере 1, 4 в связи с работой в районах Крайнего Севера. Вывод ответчика о том, что на 1 января 2002 года Долгих Д.П. не работал в районах Крайнего Севера основан на том, что этот период отражен противоречиво в сведениях ИЛС. В сведениях о трудовом стаже до даты регистрации в качестве застрахованного лица за период работы с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года указан отработанный специальный стаж - 3 месяца 19 дней (исключены периоды нахождения истца на больничном и периоды межвахтового отдыха). В индивидуальных сведениях о стаже после даты регистрации в качестве застрахованного лица за данный период указано 11 месяцев 28 дней (с учетом вышеуказанных периодов). Обязанность по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования и документы, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного учета предоставляются страхователями, на них же возложено и выполнение иных обязанностей в данной сфере. Кроме того, работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, сведений, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Код районов Крайнего Севера отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица до даты регистрации в качестве застрахованного лица за период работы с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года не по вине истца. Истец является добросовестным участком гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, в частности ЗАО "Самко", своих обязанностей.
На основании изложенного истец просил суд: 1) признать решение ответчика от 16 июня 2020 года N N об отказе в применении повышенного соотношения заработков в размере 1, 4 при определении размера страховой пенсии истца необоснованным и незаконным; 2) обязать ответчика произвести перерасчет назначенной досрочной страховой пенсии по старости с применением предельного коэффициента по заработной плате 1, 4 с даты назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик - ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинель Самарской области (межрайонное) считает неправильным, просит изменить с учетом доводов апелляционной жалобы.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в порядке предусмотренном ст. 44 ГПК РФ, по ходатайству представителя ответчика произведена замена выбывшего ответчика правопреемником - ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года правоотношения, связанные с установлением трудовых пенсий в Российской Федерации регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичную норму содержит ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми установлены два варианта порядка исчисления трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии: один - для работы вахтовым методом, при котором выходные дни между вахтами исключаются из периода работы, другой - для иных режимов рабочего времени, при котором все выходные дни включаются в период работы.
В соответствии с п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы истца в ООО "Самко"), периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона исчислялись в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. То есть, периоды междувахтового отдыха при исчислении периодов работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях досрочного назначения пенсии не учитывались.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичную норму содержит ч. 2 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ.
Трудовой кодекс РФ не рассматривает междувахтовый отдых в качестве отдельного вида времени отдыха (ст. 107). Междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты.
Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства.
Согласно ст. 300 Трудового кодекса РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых, общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным Кодексом.
Если в учетном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом РФ (ст. 91), то время междувахтового отдыха (время переработки в период вахты) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего их трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, аналогично тому, как дни отдыха не исключаются из календарного периода, образующего трудовой стаж, для граждан, работающих в любом другом режиме рабочего времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Именно такой логикой руководствовался законодатель, не исключая междувахтовый отдых из подсчета страхового стажа, предусмотренного ст. ст. 10 - 13 Федерального закона N173-ФЗ и ст. ст. 11 - 13 Федерального закона N400-ФЗ, для назначения трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Аналогично в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, включается как период работы, так и период отдыха.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N261-О положение абзаца второго пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той части, в какой оно не включает период междувахтового отдыха в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в сохраняющих свою силу решениях, утрачивает силу и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующее статьям 19 (часть 2) и 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Названным Определением Конституционный Суд Российской Федерации распространил на признанный неконституционным акт правовые позиции, ранее сформулированные в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N11-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 24 мая 2001 года N 1-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в силу которых недопустимо введение нарушающих принцип равенства, закрепленный статьей 19 Конституции Российской Федерации, не оправданных объективно различий в условиях приобретения права на пенсию, ухудшающих права лиц, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сравнении с лицами, работающими в иных режимах рабочего времени.
Согласно положениям ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N1-ФКЗ "О Конституционным Суде Российской Федерации" приведенное решение Конституционного Суда о признании нормативного акта неконституционным, не подлежащим применению, является общеобязательным, послужило основанием для внесения Правительством Российской Федерации изменений в вышеуказанные Правила.
В соответствии с абзацем вторым названного пункта Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N381, введенной в действие с 30 июня 2007 года, действующей как на дату подачи истцом заявления о досрочном назначении пенсии по старости, так и в настоящее время, периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути до места выполнения работы и обратно. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 1 января 2001 года по 28 февраля 2003 года Долгих Д.П. работал в ЗАО "Самко" вахтово-экспедиционным методом работы в городе Усинск, Республика КОМИ, район Крайнего Севера, полный рабочий день по профессии помощник бурильщика капитального ремонта скважин.
Календарное отработанное время (с учетом отпусков, болезни и т.д.) два года, один месяц 27 дней. К заработной плате выплачивался районный коэффициент - 1, 5 и северная надбавка 30%.
Судом первой инстанции установлено, что за период работы вахтово-экспедиционным методом фактически отработано 218 дней, годовой нормой выработки. В районах Крайнего севера истец работал в период с 1 января 2001 года по 30 сентября 2002 года.
Из материалов дела усматривается, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 10 марта 1998 года.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Долгих Д.П. спорные периоды работы содержатся в сведениях индивидуального учета и отмечены по коду как работа в районах Крайнего Севера.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 подтвердил факт работы с Долгих Д.П. бурильщиком в спорные периоды вахтовым методом в городе Усинск, республика Коми.
Судом первой инстанции также установлено, что с 28 января 2020 года Долгих Д.П. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2003 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Соотношение среднемесячного заработка истца по отношению к среднемесячному заработку по Российской Федерации при расчете пенсии установлено в размере 1, 2.
Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 18 п. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Комиссией принято решение отказать Долгих Д.П. в перерасчете пенсии из-за отсутствия документального подтверждения факта работы заявителя на 31 декабря 2001 года на территории районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей и отсутствии длительного стажа работы в "северных" регионах (не менее 15 лет и 20 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей соответственно) на 1 января 2002 года.
Отказ комиссии мотивирован тем, что согласно представленной трудовой книжке Долгих Д.П. работал с 1 января 2001 года по 28 февраля 2003 года в ЗАО "Самко" бурильщиком вахтово-экспедиционным методом в районе Крайнего Севера - город Усинск. На указанный период был направлен запрос справки, уточняющей льготный характер работы, до настоящего момента ответ не поступил. В материалах пенсионного дела имеются справка о фактически отработанном времени в районах Крайнего севера, согласно которой в 2001 году Долгих Д.П. отработал в РКС 3 месяца 19 дней. Данную продолжительность специального северного стажа подтверждают также сведения индивидуального персонифицированного учета. Сведения о выработке годовой нормы рабочего времени документально не подтверждены. Рассчитать выработана ли индивидуальная годовая норма рабочего времени у заявителя в соответствии с производственным календарем на 2001 год не представляется возможным, поскольку нет сведений об отработанных часах, а также имеются больничные листы в нескольких месяцах. Так как отсутствует справка, подтверждающая выработку годовой нормы рабочего времени в РКС, сделать однозначный вывод о местонахождении заявителя на работе в РКС по состоянию на 31 декабря 2001 невозможно. Согласно ответу исх. N N от 27 апреля 2020 УПФ РФ в Красноглинском районе города Самары, где было зарегистрировано ЗАО "Самко", предприятие ликвидировано, местонахождение документов неизвестно, наблюдательное дело данного страхователя отсутствует.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска - возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии назначенной истцу с применением предельного коэффициента по заработной плате 1, 4 с даты ее назначения, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что на 1 января 2002 года Долгих Д.П. осуществлял трудовую деятельность в районе Крайнего Севера, в качестве бурильщика вахтово-экспедиционным методом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перерасчет пенсии должен быть осуществлен с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение суда, в связи с тем, что на момент рассмотрения заявления истца о назначении пенсии у ответчика не имелось законных основания для применения коэффициента 1, 4 по заработной плате, поскольку в пенсионном деле истца в числе документов, представленных при первоначальном назначении истцу досрочной пенсии по старости, имелись документы подтверждающие факт работы истца в городе Усинск, Республика Коми, то есть в районе Крайнего Севера, в названный период, так в выписке из индивидуального лицевого счета истца работодателем сведения о его работе в спорный период указаны с отметкой о работе в РКС. В справке ЗАО "Самко" от 22 июля 2003 года N N также указано о работе в РКС. Оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для расчета пенсии истца с применением повышенного соотношения заработков с даты назначения пенсии являются необоснованными.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Кинельского районного суда Самарской области от 22 июля 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17 ноября 2021 года.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.