Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Рогачевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 марта 2021 года по делу N2-2089/2020 по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью "Ведас" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполном предоставлении сведений персонифицированного учёта на застрахованное лицо в пенсионный фонд, об обязании предоставить корректирующие формы сведений персонифицированного учёта, взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Ведас" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполном предоставлении сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо в пенсионный фонд, об обязании предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного учета) и уплатить дополнительный тариф страховых взносов, взыскании денежной компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 3 декабря 2010 года по 19 июля 2013 года работал в данной организации прорабом по СМР (производителя работ по строительно-монтажным работам). 25 июня 2020 года он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием льготного стажа, в чем ему было отказано ввиду не включения в льготный стаж заявленного периода работы в ООО "Ведес". Бывший работодатель передал в ГУ - УПФР в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) недостоверные сведения персонифицированного учета в отношении него, без указания льготной должности, кода особых условий труда, тогда как занимаемая им должность в спорный период поименована Списком N 2 1991 года, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 01 декабря 2020 года ФИО2 отказано в удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 марта 2021 года решение Котласского городского суда Архангельской области от 1 декабря 2020 года отменено частично по делу принято новое решение.
Признано незаконным в части бездействие общества с ограниченной ответственностью "Ведес" по не передаче за ФИО2 необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
ООО "Ведес" обязано передать за ФИО2, 23 июля 1970 года рождения (СНИЛС 043-933-073 50), сведения о работе полный рабочий день за период с 29 октября 2012 года по 19 июля 2013 года с кодом льготной работы - работы в тяжелых условиях труда (подраздел 22900006-24441 раздела XXVII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, п.2 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Общество с ограниченной ответственностью "Ведес" обязано начислить и уплатить за ФИО2, 23 июля 1970 года рождения (СНИЛС 043-933-073 50), дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2013 года по 19 июля 2013 года.
С общества с ограниченной ответственностью "Ведас" в пользу ФИО2 взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО "Ведес" об обязании передать за ФИО2, 23 июля 1970 года рождения (СНИЛС 043-933-073 50), сведения о работе полный рабочий день за период с 3 декабря 2010 года по 28 октября 2012 года с кодом льготной работы - работы в тяжелых условиях труда (подраздел 22900005- 24441 раздела XXVII Списка N производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением ФИО1 от 26 января 1991 года N10, п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а также по начислению и уплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 29 октября 2012 года по 31 декабря 2012 года - отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерного судебного акта.
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) представило ходатайство о замене стороны правопреемником в связи с реорганизацией.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным произвести замену стороны третьего лица - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы третьего лица ГУ - ОПФ РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу заслуживают внимание.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, 1970 года рождения, в период с 3 декабря 2010 года по 19 июля 2013 года работал в ООО "Ведес" в должности прораба по СМР.
Обстоятельство факта работы истца в данной организации, должности и период занятости никем не оспаривается.
Позицией 22900006-24441 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение предусмотрено для производителей работ.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, производитель работ - это полное наименование от сокращения должности прораб.
В системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирован 17 декабря 1998 года. За заявленный период работы в ООО "Ведес" сведения для индивидуального (персонифицированного) учета за истца сданы без кода льготных условий - работы в тяжелых условиях труда.
Факт уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в размере, установленном ст. 428 НК РФ, за периоды работы истца после 1 января 2013 года не подтвержден, что в силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", является обязательным условием для включения периодов в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения.
Ни справок, уточняющих особый характер работы, ни иных документов, свидетельствующих о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности) полный рабочий день, стороной истца не представлено.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что в отсутствие письменных доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы истца в спорный период, учитывая, что страхователь не уплачивал дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, оснований для признания незаконным бездействия, выразившееся в неполном предоставлении сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо в пенсионный фонд, возложения на ответчика обязанности предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и уплатить дополнительный тариф страховых взносов, не имеется.
Также суд первой инстанции отказал в требованиях о взыскании компенсации морального вреда, так как не установилнарушений ни трудовых прав, ни личных неимущественных прав истца.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Указав, что из материалов дела следует, что приказом директора ООО "Ведес" от 29 октября 2012 года N1 в связи с заключением договора строительного подряда ООО "Домострой" на строительство 12-ти квартирного жилого дома, прораб СМР ФИО2 назначен с 29 октября 2012 года ответственным за проведение подготовительных и строительных монтажных работ по объекту "12-ти квартирный жилой дом" в гор. Котласе, ул. Образцова, д. 6.
С данным приказом ФИО2 ознакомлен 29 октября 2012 года.
В данном приказе сведений о том, что истец принимался в общество для работы на условиях неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня не имеется. В имеющемся также в материалах дела приказе о приеме истца на работу от 1 декабря 2010 года N 26, также не указано, что его режим рабочего времени - работа на условиях неполного рабочего дня. По делу также никем не отрицалось установление истцу в ООО "Ведес" режима полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Согласно письменным пояснениям истца, он был ответственным за производство работ на объекте "12-ти квартирный жилой дом" в гор. Котласе, ул. Образцова, 6 - осуществлял подготовительные работы, занимался установкой защитных сооружений объекта, выносом коммуникаций из зоны застройки, подготовкой проездных путей к объекту. Работа также производилась на открытом воздухе с применением различной строительной техники. В последствие на основном строительном объекте он присутствовал лишь при решении вопросов по проекту (внесение изменений, согласование с проектировщиком).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО "Ведес" является строительство жилых и нежилых зданий.
Таким образом, исходя из совокупности письменных доказательств, судебная коллегия пришла к выводу, что в период с 29 октября 2012 года и до увольнения 19 июля 2013 года истец фактически работал ООО "Ведес" в должности прораба на строительстве объекта "12-ти квартирный жилой дом" в гор. Котласе, ул. Образцова. 6, в связи с чем, принимая во внимание наименование должности истца, занятость на строительстве объекта, указанный период является периодом работы истца в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, то есть периодом работы в тяжелых условиях труда.
Учитывая установленный режим рабочего времени, то обстоятельство, что такой режим для мужчин, исходя из ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, является нормальной продолжительностью рабочего времени, не относится к режиму неполного рабочего дня, неполной рабочей недели или сокращенной продолжительности рабочего времени, судебная коллегия полагала, что истец в льготной должности в указанный работал полный рабочий день.
При этом доказательств иного в материалах дела не имеется, в частности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец в указанный период занятости работал неполный рабочий день или на условиях неполной рабочей недели. Ответчик, имеющиеся в материалах дела документы, в соответствии со ст. 56 ГГ1К РФ, не опроверг.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение принято с нарушением норм действующего процессуального и материального законодательства, и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к решению суда, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 400-ФЗ, при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Закона N27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, который состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" (пункт 1 статьи 6 Закона N27- ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Исходя из закона, индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (в редакции, действовавшей на период работы истца у ответчика) указываются, в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях.
В силу ст. 11 вышеуказанного закона (в редакции, действовавшей на период работы истца у ответчика) страхователь предоставляет, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность по предоставлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета лежит на страхователях, к которым данный закон и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит организации; индивидуальных предпринимателей; адвокатов и др. В свою очередь, передача сведений о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, зависит от того, работало ли застрахованное лицо в особых условиях труда или нет.
В соответствии со статьей 28 Закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно статье 57 ТК РФ, в трудовом договоре наряду с иными сведениями указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если, в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В перечни работодатель должен вносить те профессии и должности, которые помимо соответствия наименования профессий той, что предусмотрена Списком, выполняют все требования занятости, предусмотренные пенсионным законодательством: 80% -я занятость в течение рабочего дня, дополнительные факторы, работа в определенных структурных подразделениях и т.д.
Работодатель, еще до составления Перечня, должен четко определить все условия работы своих работников, круг их обязанностей в должностной (рабочей) инструкции, полную занятость и т.д. и определить, кто по исполнению всего функционала будет пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. Только если все эти условия будут соблюдаться, профессия и должность будут включены работодателем в Перечень. Если в течение года, за который работодатель заявил своего работника на льготу, по различным причинам были периоды простоев, прогулов, отпусков без содержания, изменения трудовых функций, тогда должен представить сведения об этих периодах и индивидуальные сведения, соответственно, представить с корректировкой, путем исключением данных периодов из льготы.
Если же работодатель изначально определил, что выполняемый работником функционал не будет удовлетворять всем требованиям, необходимым для льготного пенсионного законодательства, то независимо от наличия наименования данной профессии или должности в Списке, в Перечень эта профессия (должность) им не может быть включена.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей).
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В подпункте "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014г. N958н (далее - Перечень), установлено, что для назначения страховой пенсии по старости, в соответствии со статьями 30 - 32 Закона N 400-ФЗ, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В подпункте 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 5 Разъяснения от 22.05.1996г. N5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996г. N 29, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ. лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2.).
В соответствии с позицией 2290000б-24441 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N2 право на льготное пенсионное обеспечение имеют производители работ - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей.
Таким образом, определение является ли должность, занимаемая застрахованным лицом льготной, принадлежит только работодателю.
Из материалов дела не усматривается, что работодатель определилдолжность истца "производителя работ" как льготную, и предоставлял такие сведений в пенсионный орган, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на ответчика по сдаче сведений за ФИО2 о его работе полный рабочий день за период с 17.08.2010 по 02.12.2010 года с кодом льготной работы - работы в тяжелых условиях труда (подраздел 22900006-24441 раздела XXVII Списка N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением ФИО1 от 26 января 1991 года N10, п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), не имеется.
Представленные истцом в качестве доказательств трудовой договор, должностная инструкция, не содержат указаний на занятость на работе с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда. Из документов не усматривается, что истцу предоставлялись и начислялись какие-либо надбавки к заработной плате за работу в особых условиях труда, дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда, не предоставлялся.
Так как при определении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости учитываются периоды работы во вредных условиях труда, значение имеет подтверждение характера труда для включения периодов работы в специальный стаж, а также время занятости во вредных условиях.
Сам по себе факт работы истца в спорный период в должности производителя работ, подтвержденной записями в трудовой книжке, трудовым договором, приказом о приеме на работы и должностной инструкцией, не влечет автоматически возникновение права на льготное пенсионное обеспечение, в отсутствие доказательств, подтверждающих вредные условия характера работы истца в спорный период.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции не основан на материалах дела и нормах права, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 марта 2021 года подлежит отмене.
Между тем, выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права и установленным судом обстоятельствам. В решении суда указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения искового заявления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено нарушений норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 марта 2021 года отменить.
Оставить в силе решение Котласского городского суда Архангельской области от 01 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.