Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максименковой Елены Викторовны к Совету Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решения Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан", по апелляционной жалобе Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Максименкова Е.В, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3, ссылаясь на принятие его неполномочным органом с нарушением предусмотренной градостроительным законодательством процедуры.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым решением внесены изменения в Правила землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения, утвержденные решением Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1, устанавливающие минимальный и максимальный размеры земельных участков с видами разрешенного использования: "индивидуальное жилищное строительство", "для ведения личного подсобного хозяйства", "для блокированной застройки", чем нарушены права и законные интересы административного истца, так как предусмотрены ограничения при использовании и отчуждении принадлежащего ей земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2021 года административное исковое заявление Максименковой Е.В. удовлетворено, признано недействующим со дня принятия решение Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан".
В апелляционной жалобе Советом Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2021 года как незаконного и необоснованного, и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом, прокуратурой Республики Татарстан представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, решением Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 22 мая 2014 года N 10/1 утверждены Правила землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения.
28 апреля 2021 года Советом Столбищенского сельского поселения принято решение N 12/3 "О внесении изменений в решение Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан".
Оспариваемым решением внесены изменения в Правила землепользования и застройки Столбищенского сельского поселения, утвержденные решением Совета Столбищенского сельского поселения от 22 мая 2014 года N 10/1, устанавливающие минимальный (1000 кв.м) и максимальный (2500 кв.м) размеры земельных участков с видами разрешенного использования: "индивидуальное жилищное строительство", "для ведения личного подсобного хозяйства", "для блокированной застройки", чем, по мнению административного истца, нарушены права и законные интересы, так как предусмотрены ограничения при использовании и отчуждении принадлежащего ей земельного участка.
Решение Совета Столбищенского сельского поселения от 28 апреля 2021 года N 12/3 опубликовано в газете "Камская новь" 21 мая 2021 года N 36, а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 мая 2021 года.
Максименкова Е.В, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года N 12/3, ссылаясь на принятие его неполномочным органом с нарушением предусмотренной градостроительным законодательством процедуры.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений (часть 1 статьи 8 ГрК РФ) и внесение изменений в правила землепользования и застройки (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Названный федеральный закон, устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Так, вопросы местного значения сельского поселения указаны в статье 14 Закона N 131-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, к вопросам местного значения сельского поселения было отнесено утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма была закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", которая действовала также до 1 января 2015 года.
Частью 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 мая 2015 года N 187-ФЗ, установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой же статьи, в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Такие же по содержанию положения закреплены в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Утверждение правил землепользования и застройки поселения пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ было отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 1 статьи 33 ГрК РФ регламентировано, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного Кодекса, то есть органом местного самоуправления полномочным на принятие данного нормативного правового акта, с соблюдением процедуры его принятия.
Статьями 1, 3 Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года N 28-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Лаишевский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" муниципальные образования "Лаишевский муниципальный район" и "Столбищенское сельское поселение" наделены статусом муниципального района и сельского поселения соответственно.
По делу судом первой инстанции установлено, что законом Республики Татарстан или заключенным между органами местного самоуправления "Лаишевский муниципальный район" и "Столбищенское сельское поселение" соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за Советом Столбищенского сельского поселения не закреплен вопрос о принятии документов градостроительного зонирования упомянутого сельского поселения.
Проанализировав приведенные выше нормы, а также учитывая положения части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Устава Лаишевского муниципального района и Устава Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом Столбищенского сельского поселения с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, что является основанием для признания его недействующим.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены судебного акта в порядке апелляционного производства.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судом не допущено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Столбищенского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.