Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления строительства Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 года по административному делу N3а-48/2020 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Главному управлению строительства Тюменской области о признании распоряжения об утверждении генерального плана недействующим в части.
заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, заключение прокурора Москвитина Н.Н, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 31 августа 2017 года N061-р "Об утверждении Генерального плана муниципального образования посёлок Андреевский Тюменского муниципального района Тюменской области" в части включения в границы населённого пункта лесных участков категории "земли лесного фонда", расположенных по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Боровское участковое лесничество, квартал 12, выделы 1-3, 13, 14, 18, 40, 41, 42, 43, лесной квартал 15 выделы 1, 29-31, 41, 42, 51, 52.
В обоснование требований административный истец сослался на нарушение процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и неправомерное включение в состав земель населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда.
Решением Тюменского областного суда от 24 ноября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Департамента лесного хозяйства отказано (том 4, л.д.37-51).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 года решение суда первой инстанции отменено. Признано не действующим с даты принятия апелляционного определения распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 31 августа 2017 года N061-р "Об утверждении Генерального плана муниципального образования посёлок Андреевский Тюменского муниципального района Тюменской области" в части включения в границы населённого пункта посёлка Андреевский Тюменского муниципального района Тюменской области лесных участков категории "земли лесного фонда", расположенных на землях Боровского участкового лесничества по адресу: Тюменская, область, Тюменский район, Тюменское лесничество: квартал 12, выделы 1-3, 13, 14, 18, 40, 41, 42, 43, лесной квартал 15 выделы 1, 29-31, 41, 42, 51, 52.
Не согласившись с судебными актами, Главное управление строительства Тюменской области (далее так же - заявитель) обратилось с кассационной жалобой, поданной через суд первой инстанции 04.08.2021.
В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции. Полагает выводы суда об отсутствии согласования проекта генерального плана Андреевского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области с федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленным этим органом, несоответствующим фактическим обстоятельствам. Кроме того ссылается на необоснованное неприменение судом подлежащей применению нормы части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции представитель Главного управления строительства Тюменской области Теренина О.С. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Прокурор Таскаева А.А. поддержала правовую позицию Главного управления строительства Тюменской области, судебный акт суда апелляционной инстанции полагала подлежащими отмене, решение суда первой инстанции подлежащим оставлению в силе.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
С учётом действовавших на момент принятия оспариваемого решения положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 15, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 8, статьи 8.2, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а так же приняв во внимание положения части 5 статьи 1 Закона Тюменской области от 26 декабря 2014 года N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжение Правительства Тюменской области от 2 февраля 2015 года N 67-рп "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Тюменской области по исполнению перераспределённых полномочий органов местного самоуправления" суды пришли к верному выводу о том, что распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 31 августа 2017 года N061-р "Об утверждении Генерального плана муниципального образования посёлок Андреевский Тюменского муниципального района Тюменской области" принято уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Судами установлено, что в границы населенного пункта поселок Андреевский согласно генеральному плану, утвержденному оспариваемым распоряжением, вошли участки из состава земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, относящегося к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а именно земельные участки Боровского участкового лесничества квартал 12, выделы 1-3, 13, 14, 18, 40, 41, 42, 43, лесной квартал 15, выделы 1, 29-31, 41, 42, 51, 52.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
В силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 этого же Кодекса.
Частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что проект генерального плана
подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утверждён приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N460 (далее Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка определено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трёхдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа (пункт 2.1 Порядка).
Согласно пункту 2.6 Порядка Минэкономразвития России в трехдневный срок с момента получения уведомления от органа, уполномоченного на подготовку документа территориального планирования, рассматривает проект документа территориального планирования в соответствии с условиями, содержащимися в пунктах 2.3 и 2.4 Порядка и уведомляет отраслевые федеральные органы, госкорпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.4 Порядка.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы, госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не позднее двадцати дней со дня поступления уведомления от Минэкономразвития России (в случае согласования проекта генерального плана в соответствии с частью 7 статьи 25 Кодекса), подготавливают заключения о согласии или о несогласии с проектом документа территориального планирования с обоснованием принятого решения.
Из подпунктов 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N736, также следует, что федеральным органом, уполномоченным на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции, является Рослесхоз, наделённый соответствующими полномочиями до настоящего времени.
Согласно пункту 2.9 Порядка Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 Порядка.
Предельные сроки согласования проекта документа территориального планирования установлены пунктом 1.5 Порядка.
Согласно названному пункту срок согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, и в соответствии со статьями 21и 25 Кодекса не может превышать: двух месяцев - для проекта генерального плана, а также для проекта внесения изменений в генеральный план в случаях, не предусмотренных частью 7.1 статьи 25 Кодекса.
Судом первой инстанции установлен факт размещения Главным управлением строительства Тюменской области в ФГИС ТП проекта генерального плана и направления в Минэкономразвития России соответствующего уведомления 19.12.2016.
Судом так же установлены факты рассмотрения отраслевыми федеральными органами и госкорпорациями указанного проекта и направления в адрес Минэкономразвития России соответствующих заключений, что подтверждается письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.02.2017 (т.1.л.д.91), Министерства энергетики Российской Федерации от 16.02.2017 (т.1 л.д. 92-100), Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2017 (т.1 л.д. 101), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.01.2017 (т.1 л.д. 102-103), Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.01.2017 (т.1 л.д.104), Федеральной службы охраны Российской Федерации от 27.01.2017 (т.1 л.д. 105), Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 23.01.2017 (т.1 л.д.106), Министерства обороны Российской Федерации от 21.02.2017 (т.1 л.д. 107-109), Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.03.2017 (т.1 л.д. 116-117).
Отрицательное заключение на проект генерального плана, подготовленное Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), поступило в Минэкономразвития России 16.01.2017 года. Из содержания названного заключения однозначно следует наличие в подлежащем согласованию проекте генерального плана сведений об увеличении площади населенного пункта п. Андреевский за счет земель лесного фонда площадью 15, 6307 га (т.1 л.д. 118).
Вместе с тем сводное заключение Минэкономразвития России о несогласии с проектом генерального плана Андреевского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области направлено только 30.01.2018 и получено Главным Управлением строительства Тюменской области 07.02.2018.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Главным управлением строительства Тюменской области обязанности по соблюдению процедуры согласования генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, были выполнены.
Пунктом 1.7 Порядка определено, что в случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в срок, указанный в пункте 1.5 Порядка, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.
В соответствии с частью 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) в случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Исходя из названных норм законодательства с учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств оснований для вывода об отсутствии у Минэкономразвития России сведений о включении в границы населённого пункта земель лесного фонда и тем самым о неприменимости нормы части 8 статьи 25 ГрК РФ у суда апелляционной инстанции не имелось.
В силу несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и неправильного применения норм материального права апелляционное определение судебной коллегия по административным делам Второго апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 года отменить.
Решение Тюменского областного суда от 24 ноября 2020 года оставить в силе.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29.09.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.