Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-298/2021 (УИД 38RS0034-01-2020-004040-35) по иску Горной Надежды Викторовны к Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" о признании незаконными вычетов с единовременной денежной выплаты
по кассационной жалобе Горной Надежды Викторовны на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горная Надежда Викторовна (далее по тексту - Горная Н.В.) обратилась в Ленинский районный суд г. Иркутска с иском к Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее по тексту - ОГБУ СО "Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов") о признании незаконными вычетов с ежемесячной денежной выплаты в размере 75%.
Определением Ленинского районного суда г. Иркутска от 5 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Горной Н.В. отказано.
Горная Н.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, отсутствие оснований для исчисления 75 % с ежемесячной денежной выплаты, просит решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 июля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Иркутска в другом составе судей. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Горная Н.В. является инвалидом "данные изъяты" группы с детства бессрочно, ей производится выплата пенсии по инвалидности на основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 17 августа 1992 г. бессрочно, ежемесячная денежная выплата как инвалиду в порядке статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 28 февраля 2005 г. бессрочно.
4 октября 2018 г. между ОГБУ СО "Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (исполнитель) и Горной Н.В. (заказчик) заключен договор N N о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от И декабря 2014 г. N193-мр, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, выданной в установленном порядке, которая является неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги, за исключением случаев, когда предоставление социальных услуг осуществляется бесплатно.
Место оказания услуг: "адрес" (пункт 2 договора).
Пунктом 9 договора установлено, что стоимость услуг, предусмотренных настоящим договором, составляет 75% от среднедушевого дохода заказчика в месяц (кроме тех, с кем заключен договор до 1 января 2015 года на основании главы 10 статьи 35 Федерального закона N 442-ФЗ).
Настоящий договор заключается на срок индивидуальной программы предоставления социальных услуг с 4 октября 2018 г. по 4 октября 2021 г. (пункт 15 договора).
Согласно Уставу ОГБУ СО "Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов", учреждение является государственным социально-медицинским учреждением, предназначенным для постоянного, временного (до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп (старше 18 лет), нуждающихся в уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании.
Предметом деятельности учреждения является стационарное социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также осуществление иной деятельности в целях реализации отдельных задач, функций и полномочий учредителя в соответствии с законодательством.
16 октября 2018 г. Горная Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о перечислении с 1 ноября 2018 г. пенсии, ежемесячной денежной выплаты, ФСД в счет установленной платы за стационарное обслуживание в ОГБУ СО "Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по договору от 4 октября 2018 г. N N.
Согласно справке об оплате за социальное обслуживание от 28 января 2021 г, оплата Горной Н.В. за социальное обслуживание за период с октября 2020 г. по январь 2021 г. составила 46 043, 52 рублей, сумма ежемесячной денежной выплаты составила 1 419, 75 рублей.
Горная Н.В, полагая, что ежемесячная денежная выплата инвалидам в размере 75% не может считаться источником дохода, так как она предназначена для приобретения льготных препаратов, проезда, лечения, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода должны учитываться все выплаты, полученные Горной Н.В. в денежной форме, в том числе получаемая ею как инвалидом ежемесячная денежная выплата. Ответчик правомерно начисляет плату за предоставление социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, при расчете которого учитываются все доходы, полученные получателем таких услуг в денежной форме, в том числе ежемесячная денежная выплата для инвалидов.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Горной Н.В. об отсутствии оснований для исчисления стоимости услуг в размере 75% ежемесячной денежной выплаты, суд апелляционной инстанции указал, что размер платы за оказанные социальные услуги исчислялись только из получаемой пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2015 г, нормы которого в данном случае не могут быть применены, поскольку договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания заключен между истцом и ответчиком в 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ установлено, что индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (статья 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 26 апреля 2016 г. N 902-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартьянова Олега Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указал, что при заключении договора о предоставлении социальных услуг поставщик социальных услуг не может произвольно устанавливать размер платы за предоставление социальных услуг, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 32 оспариваемого Закона размер ежемесячной платы за предоставление таких социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги. Действующее правовое регулирование закрепляет и максимальный размер такой платы, который не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Горной Н.В, суды первой и апелляционной инстанции верно исходили из того, что при расчете среднедушевого дохода должны учитываться все выплаты, полученные истцом в денежной форме, в том числе получаемая ею как инвалидом ежемесячная денежная выплата.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Горной Н.В. об отсутствии оснований для исчисления стоимости социальных услуг 75 % с ежемесячной денежной выплаты, основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений служить не могут, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, обоснованно отклонены судами как основанные на неверном толковании норм материального права.
Судебные инстанции верно указали, что, исходя из даты возникновения между сторонами правоотношений по предоставлению социальных услуг, 4 октября 2018 г, плата за предоставление социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания правомерно начислена учреждением в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, при расчете которой учитываются все доходы, полученные получателем таких услуг в денежной форме, в том числе единовременная денежная выплата, выплачиваемая Горной Н.В. как инвалиду в порядке статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По существу доводы кассационной жалобы Горной Н.В. направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горной Надежды Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.