город Майкоп |
от 19 декабря 2001 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя Беретаря Т.А., судей Кулинченко О.М., Купина В.А., с участием представителя Президента Республики Адыгея - Хапачевой Р.А.; секретаря Конституционной комиссии Республики Адыгея - Кузнецова С.В.; представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея - Сунько С.И., руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 82, 83, 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Адыгея о проверке конституционности Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Закон Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" по своей правовой природе и юридико-техническому содержанию Конституции Республики Адыгея.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Купина В.А., объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. В Конституционный Суд Республики Адыгея обратился Президент Республики Адыгея с запросом о проверке конституционности Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея".
По мнению заявителя, правовые предписания Закона не нарушают установленный Конституцией Республики Адыгея законодательный процесс по принятию конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию Республики Адыгея, и не ограничивают право законодательной инициативы по внесению поправок в Конституцию Республики Адыгея.
Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 83 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" принятие Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" находится в ведении законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Адыгея, исходя из того, что Конституционный Суд Республики Адыгея согласно части 1 статьи 84 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" оценивает рассматриваемый акт по содержанию норм и с точки зрения установленного Конституцией Республики Адыгея разграничения компетенции между органами государственной власти, а также исходя из его места в системе правовых актов, запрос Президента Республики Адыгея по разрешению дела о соответствии Конституции Республики Адыгея Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" является допустимым.
Таким образом, предметом проверки Конституционного Суда Республики Адыгея по данному делу являются положения Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея", регламентирующие статус и компетенцию Конституционной комиссии.
2. Согласно пункту "а" части 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к ним, если иное не установлено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Согласно пункту "а" части 1 статьи 70.2 и статье 72.3 Конституции Республики Адыгея принятие Конституции Республики Адыгея, внесение в нее поправок относится к ведению Совета Республики и Совета Представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. Следовательно, республиканский законодатель может конкретизировать содержание данного права и устанавливать условия и порядок реализации права законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея, не допуская при этом искажения существа данного права и введения в него ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Таким образом, вопрос о конституционности оспариваемого нормативного правового акта рассматривается Конституционным Судом Республики Адыгея во взаимосвязи с уяснением предмета правового регулирования и цели Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея".
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" целью создания комиссии являются:
- проведение работы по совершенствованию положений действующего конституционного законодательства Республики Адыгея;
- выработка согласованных предложений по внесению изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Адыгея;
- выработка предложений по изменениям в федеральном и республиканском законодательстве.
Статья 4 названного Закона предусматривает рассмотрение Конституционной комиссией предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея, выработанных непосредственно в Конституционной комиссии, а также поступивших от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественности, граждан.
Данная норма Закона определяет круг субъектов, имеющих право внести предложения в Конституционную комиссию Республики Адыгея по вопросам совершенствования Конституции Республики Адыгея, что отвечает требованиям демократического государства, каковым провозглашена Республика Адыгея в части 1 статьи 1 Конституции Республики Адыгея.
Положения вышеназванной статьи 4 республиканского Закона не противоречат и статье 110 Конституции Республики Адыгея, которая определяет круг субъектов, имеющих право вносить предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Адыгея.
Предложения, предусмотренные в статье 4 Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея", и предложения, установленные статьей 110 Конституции Республики Адыгея, отличаются не только по юридической природе, но и по правовому процессуальному характеру их реализации. В статье 110 Конституции Республики Адыгея "предложения" выступают как "законодательные предложения", для реализации которых предусмотрен исчерпывающий круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений Конституции Республики Адыгея. Эти законодательные предложения вносятся в высший законодательный (представительный) орган Республики Адыгея в порядке, предусмотренном его Регламентом (в редакции от 31 января 2001 года), который согласно части 2 статьи 15 Временного регламента Совета Республики (в редакции от 31 марта 2001 года) действует до принятия Регламента Совета Республики. Так, согласно статье 107 Регламента Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея законодательные предложения вносятся в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея в строго определенной форме и с представлением дополнительных материалов, обосновывающих необходимость внесения законопроектов. Такие требования не устанавливаются для предложений, вносимых в Конституционную комиссию.
Кроме этого, согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" предложения, выработанные Конституционной комиссией, как законодательные предложения могут быть реализованы лишь при внесении их в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея только субъектами права законодательной инициативы, предусмотренными статьями 110 - 111 Конституции Республики Адыгея. Из этого следует, что Конституционная комиссия Республики Адыгея правом законодательной инициативы не обладает.
Из содержания названного Закона следует, что предложения, поступающие в Конституционную комиссию, не являются законодательными предложениями по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея и не влияют на законодательный процесс, установленный Конституцией Республики Адыгея, ее статьями 70.2, 72.3, 109.
3. В преамбуле Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" Конституционная комиссия обозначена как специальная государственная комиссия, однако при анализе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность названной Комиссии, не обнаружено норм, устанавливающих, что решения и выводы комиссии обладают общеобязательным управомочивающим характером, что делало бы эти решения и выводы содержащими государственно-властные предписания, обязательные для исполнения в императивном порядке субъектами, обладающими правом законодательной инициативы.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" Конституционная комиссия Республики Адыгея дает свое заключение на законодательные предложения, поступившие непосредственно в Государственный Совет -Хасэ Республики Адыгея от надлежащих субъектов по изменению и дополнению в Конституцию Республики Адыгея. Данная норма не устанавливает обязательности направления на заключение в Конституционную комиссию проектов конституционных законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея, находящихся в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея. Не обнаружено таких обязывающих норм и в иных исследованных нормативных правовых актах Республики Адыгея. Часть 1 статьи 112 Регламента Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея предусматривает направление проекта закона на заключение в различные государственные органы, общественные организации, на научную экспертизу.
4. Части 3, 4 статьи 4 Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" устанавливают, что заключения Конституционной комиссии Республики Адыгея носят рекомендательный характер и подлежат обязательному оглашению и обсуждению на сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея при рассмотрении законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея.
За период деятельности Конституционной комиссии Республики Адыгея в нее поступило от различных субъектов 28 предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея, в том числе и от субъектов, не обладающих правом законодательной инициативы по конституционным вопросам.
На все поступившие предложения комиссия дала заключения, из них положительных - 18. В процессе рассмотрения в Конституционной комиссии отдельные законопроекты были отозваны авторами, по некоторым рекомендовано обратиться за разрешением вопроса в Конституционный Суд Российской Федерации. Все заключения Конституционной комиссии Республики Адыгея, как следует из справки, представленной Конституционной комиссией (05.12.2001 г. NА-1334), были в установленном порядке оглашены на заседаниях Совета Представителей и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
Таким образом, положения Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея", предусматривающие предварительное рассмотрение предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Адыгея, не предполагают какого-либо особого разрешительного порядка и не создают препятствий для реализации данного права субъектами законодательной инициативы.
Данный вывод подтверждает и часть 4 статьи 4 Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея", которая устанавливает, что субъект права законодательной инициативы может инициировать внесение изменений в Конституцию Республики Адыгея самостоятельно, непосредственно внося соответствующий законопроект в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, что соответствует статье 110 Конституции Республики Адыгея.
Исходя из анализа полномочий Конституционной комиссии Республики Адыгея в области подготовки заключений на соответствующие законопроекты, следует считать, что ее заключения по содержанию и форме не являются обязательными для депутатов, не ограничивают их право законодательной инициативы и используются ими для выражения своей правовой позиции по конкретно обсуждаемым законопроектам.
Таким образом, положения Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея", согласно которым Конституционная комиссия дает заключения на законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Адыгея, не противоречат Конституции Республики Адыгея.
На основании изложенного и руководствуясь частями 1 и 2 статьи 71, статьями 72, 73, частью 1 статьи 84, статьей 85 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея постановил:
1. Признать соответствующими Конституции Республики Адыгея содержащиеся в Законе Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" положения, регулирующие статус, полномочия Конституционной комиссии Республики Адыгея и порядок предварительного рассмотрения поправок к Конституции Республики Адыгея, поскольку эти нормы Закона не предполагают какого-либо особого разрешительного порядка для реализации права законодательной инициативы и не ограничивают права субъектов законодательной инициативы.
2. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Адыгея, а также в газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 7-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Адыгея от 19 декабря 2001 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Закона Республики Адыгея "О Конституционной комиссии Республики Адыгея" в связи с запросом Президента Республики Адыгея"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том. 4", в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея", 2001 г. N 1